“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

День памяти преподобного Сергия

8 октября (25 по старому стилю) Церковь молитвенно празднует память Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

Божиим Промыслом жизнь преподобного Сергия прошла в трудные годы испытаний для земли Русской. Будучи преисполнен благодати Божией, святой игумен Радонежский примером своим вразумлял и укреплял многих, став наставником и духовным руководителем не только для современников, но и для неизмеримого числа православных христиан, многие века с горячей молитвой притекающих к нему, в святую обитель, им устроенную.

В жизнеописании преподобного Сергия архимандрит Георгий (Тертышников) приводит такой пример: «Од­на­жды свя­той Ан­то­ний Ве­ли­кий об­ра­тил­ся с моль­бой к Бо­гу: “Гос­по­ди, по­ка­жи мне путь спа­се­ния!” И ко­гда он вы­шел из сво­ей пе­ще­ры, то уви­дел ко­го-то по­хо­же­го на се­бя, ко­то­рый си­дел и ра­бо­тал, по­том встал и на­чал мо­лить­ся, по­сле опять сел и на­чал вить ве­рев­ку, по­ра­бо­тав, опять встал на мо­лит­ву. Это был ан­гел Гос­по­день, по­слан­ный для на­став­ле­ния и укреп­ле­ния свя­то­го Ан­то­ния. Ан­гел Бо­жий ска­зал ему вслух: “И ты де­лай так и спа­сешь­ся”. Это озна­ча­ло, что труд, под­креп­ля­е­мый мо­лит­вой к Бо­гу, и мо­лит­ва, со­про­вож­да­е­мая бла­гим тру­дом, при­ве­дут к спа­се­нию ду­ши».

Такой была жизнь преподобного Сергия. С малых лет будущий подвижник, нареченный при крещении Варфоломеем, отличался от сверстников особым постническим подвигом, молитвенным настроем, нестяжательностью. Отрок был скромен, со всеми кроток, никогда не раздражался и проявлял совершенное повиновение родителям. По смерти родителей, преподобных Кирилла и Марии, он вместе со старшим братом Стефаном покинул дом и в глухом лесу, к северу от Радонежа, воздвиг церковь, которую освятили во имя Святой Троицы. Быт отшельников был настолько суров, что Стефан не выдержал такого испытания и вскоре перешел в один из Московских монастырей. Варфоломей же в 24 года принял монашеский постриг с именем Сергий и продолжил свой молитвенный и постнический подвиг.

В проповеди по освящении Храма Явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроенного над мощами преподобного Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре святитель Филарет, митрополит Московский, объясняет смысл пустыннического жительства: «… для чего же, скажут, и удаляться от мира в пустыню, от трудностей к трудностям, от опасностей к опасностям? Ответствую: для того же, для чего израильтяне вышли из Египта в пустыню, ибо в пустыне испытали они трудности и опасности, но очистились, научились и спаслись, вместо того что в Египте погибли бы в мерзостях язычества; и если бы они не вышли в пустыню, то не пришли бы в землю, текущую медом и млеком. Для того же, говорю, для чего и Спаситель Духом Святым возведен был в пустыню, и для чего удалялся Он в уединение гефсиманское, ибо в пустыне победил Он непобежденного дотоле врага душ наших, а в Гефсимании принес Он за преслушание человеков духовную жертву послушания воле Бога, Отца Своего, и крепкую о нашем спасении молитву, в которой услышан от благоговеинства (Евр.5:7). Так и для нас если и трудна и небезопасна пустыня, то все же полезно и спасительно бежать в нее от мира погибельного.

А дабы и трудности преодолеть и опасности пройти невредимо, для сего не более требуется, как только не быть нетерпеливу, не унывать, не отчаяваться, но, каково бы ни было наше положение, непрестанно чаять Бога спасающа нас от малодушия и от бури. Если произвольным нашим непостоянством или нетерпеливостию не прервем сего чаяния, упование не посрамит (Рим.5:5), и помощь свыше приидет непременно тогда и в такой мере, как сие нужно для искренно желающих спасения, как прилично славе Спасителя.

Братия святыя обители сея! Если пустыня Сергиева, некогда безлюдная, дикая, бесплодная, безводная, скудная, беззащитная, беспомощная, населилась, возросла, процвела, благословилась от тука земли и от росы небесныя и пренебесныя, открыла в себе источники вод и благодати, возмогла защищать иногда грады и помогать народу, что все сие значит? Не то ли, что поелику ее основатель и его сподвижники чаяли Бога спасающа, то чаяние их оправдалось и еще оправдывается, даже свыше чаяния? Какое подкрепление и для нашего упования на Бога спасающего?»

В составленном святителем Филаретом Житии преподобного говорится: «Сергий остался на новом иноческом поприще без предшественника и без сверстника, без наставника и без помощника, с единым Богом, вездесущим, и никогда не оставляющим тех, которые для Него все оставили».

Несмотря на то что церковь, построенная преподобным Сергием, располагалась вдали от городов, весть о подвижнике быстро распространилась – место уединенного моления стало обителью, в которую стремились иноки, избравшие особо строгий подвиг пустынничества. Церковная утварь сохранялась самой простой: ризы из крашенины, священные сосуды – из дерева, вместо свечей была лучина. Иноки испросили монаха Сергия принять сан священника и игумена, но преподобный долго не соглашался. Лишь видя в их стремлении призвание свыше, святой промолвил: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню».

Испрашивая благословения на составление жития преподобного Сергия, преподобный Епифаний услышал такой ответ от монахов: «Если же будет написано житие, то, услышав о нем, кто-нибудь последует примеру жизни Сергия и от этого пользу получит. Ведь пишет Великий Василий: "Будь подражателем праведно живущим и их жизнь и деяния запечатлей в сердце своем". Видишь, как повелевает он жития святых писать - не только на пергамене, но и в сердце своем пользы ради, а не скрывать и не таить: ведь тайну цареву следует хранить, а дела Божьи проповедовать - дело доброе и полезное».

В день празднования памяти святого преподобного Сергия торжественные богослужения проходят во обители Свято-Троицкой и всех ее скитах и подворьях. Как свидетельствует жизнеописание святого, однажды он, открыв окно увидел необычайный свет и множество прекрасных птиц, и голос произнес: «Им же образом видел еси птица сия, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати». Теперь же во дни памяти преподобного множество архипастырей со всех весей не только России, но и всего мира, собираются, дабы вознести молитвы ко Господу и святому авве Сергию.

В Гефсиманском Черниговском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры праздничную литургию возглавил Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Ему сослужили Епископ Гурий (Шалимов), Епископ Муромский и Вязниковский Нил, Епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, Епископ Алатырский и Порецкий Феодор, Епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, Епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий, Епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай, Епископ Златоустовский и Саткинский Викентий, Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, а также братия скита.  

1.JPG

2.JPG

3.JPG

3_1.jpg

4.JPG

5.JPG

6.JPG

7.jpg

8.JPG

9.jpg

10.jpg

11.JPG

12.JPG

13.jpg

15.JPG

16.JPG

16_1.JPG

17.JPG

18.JPG

19.JPG

20.JPG

22.JPG

21.JPG

23.JPG

24.JPG

25.JPG

26.JPG

27.JPG

28.JPG