“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября (8 сентября по старому стилю) Святая Церковь молитвенно празднует Рождество Пречистой и Преблагословенной Приснодевы Марии.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

19 сентября (6 сентября по старому стилю) Святая Церковь молитвенно празднует чудо, совершенное Архистратигом Михаилом в Хонех в IV веке.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября (2 сентября по старому стилю) Церковь молитвенно празднует день памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября (2 сентября по старому стилю) Церковь молитвенно празднует день памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Святые основоположники монашеской жизни на Руси всегда особо почитались в Пещерном отделении Гефсиманского скита.

Основатель Киево-Печерской лавры, преподобный Антоний (в крещении Антипа) родился в начале XI века в городе Любече, что близ Чернигова. Уже в юности он решил посвятить жизнь свою Богу и отправился на Афон, где в одной из обителей принял он постриг и поселился в пещере. Когда святой Антоний приобрел духовную опытность, игумен монастыря благословил подвижника вернуться на Русь, дабы перенести на новые земли опыт строгого иночества. По возвращении на родную землю святой Антоний выбрал для продолжения несения подвигов пещеру на подобие той, в которой жил на Афоне, и продолжил соблюдать строгий пост, когда в пищу употребляется лишь ржаной хлеб и родниковая вода в крайне умеренном количестве.

Известия о подвижнике, ведущем столь строгую иноческую жизнь, быстро распространились среди верующих – и вскоре к нему начали приходить избравшие монашескую жизнь. Одним из них был преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий, уроженец Киева, во младенчестве был перевезен родителями в Курск. С малых лет он, как и преподобный Антоний, избрал особую стезю спасения, полностью посвятив свою жизнь Богу. Склонный к созидательному труду, он еще в Курске принялся самостоятельно изготовлять просфоры для храма. По приходу его в число немногочисленной братии созидаемого святым Антонием монастыря, благочестие и трудолюбие преподобного Феодосия вскоре было отмечено монахами, которые избрали его игуменом обители. Святой же Антоний, особо хранивший уединенное молитвенное правило, исполнив благословение афонского игумена об устроении монастыря на Руси, перешел в отдаленную пещеру, где стал подвизаться в затворе. Так святые преподобные Антоний и Феодосий явили пример монашеских подвигов: непрестанной молитвы и попечения о храме Божием.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей, имея великое значение для развития Русской Православной церкви. Из числа ее братии вышли многие просветители земель русских, святые и летописцы.

Киево-Печерская Лавра стала прообразом и для Пещерного отделения Гефсиманского скита. Блаженный Филиппушка, совершив поход в Киев, нашел то, что так долго искал по всей Руси, то, к чему тяготело сердце: уединенный пещерный монастырь. Именно по подобию его келий и вознамерился Филипп ископать себе пещеру. Через некоторое время после возвращения Филиппушки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в 1847 году, с северной стороны Скитского пруда, напротив Гефсиманского скита, известного строгостью своего устава, появились пещеры, устроенные монахами, искавшими молитвенного уединения и особого подвига. Святитель Филарет, митрополит Московский, тщаньями которого был учрежден скит, предвидя значение обители, сказал: «Господь да просветит ищущих его в темноте пещерной».

Вскоре над пещерами была воздвигнута небольшая деревянная церковь во имя святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через некоторое время число паломников возросло настолько, что было принято решение построить большой каменный собор, но даже во время его сооружения церковь, стоявшую в середине новой постройки, разобрали не сразу. Взамен деревянной церкви было решено устроить пещерный храм, значительно расширив одну из келий с северо-западной стороны от главного пещерного храма в честь Архистратига Божия Михаила. Так на рубеже XIX и XX веков церковь в честь святых преподобных Антония и Феодосия Печерских появилась непосредственно в самих пещерах, под собором в честь иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской.

DSC_25131.jpg