“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День преставления преподобного Сергия Радонежского

8 октября молитвенно празднуется день преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России, чудотворца.

Молебен в надкладезной часовне

7 октября Святая Церковь чтит память святого благоверного князя Владислава Сербского. В этот день в скиту, в надкладезной часовне, был отслужен водосвятный молебен.

Память святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского

Торжественное богослужение состоялось в нижнем храме Боголюбской Киновии в день престольного праздника.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

Основатель Киево-Печерской лавры святой преподобный Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал расположение к духовной жизни и, достигнув зрелости, отправился на Афон, где в одной из обителей принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ монастыря. Приобретя в подвигах духовную опытность, он получил от игумена послушание, вернуться на Русь и устроить иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Когда святой Антоний пришел в Киев, там уже было несколько монастырей, основанных по желанию местных князей греками. Преподобный не избрал ни одного из них, поселившись в пещере. Со временем к подвижнику начали приходить те, кто избрал иноческий путь. Среди первых был преподобный Феодосий. Святой Антоний обратился к нему: «Видишь ли чадо, что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь». Число сподвижников преподобного Антония росло, и он, склонный к особо строгому подвигу, удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий же остался на прежнем месте, будучи избранным братией во игумена, и всячески обустраивал правильное монашеское общежитие.

По благословению старцев преподобный Антоний воспринял афонский устав и принес его на Русь, основал по афонскому образцу Киево-Печерский монастырь, положив начало русскому монашеству. Святой Феодосий, став игуменом, явил миру деятельное монашеское начало. «Земной ангел и небесный человек» – так назвал его преподобный Нестор Печерский летописец.

В самом начале обустройства Пещерного отделения Гефсиманского скита, после освящения церкви Архангела Михаила, над ней возвели часовню – заглубленный в землю бревенчатый сруб. Чуть позже ее укрупнили и благоустроили так, что получился надпещерный храм. 7 июля 1857 года святитель Филарет, митрополит Московский освятил эту церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, основоположников монашеского жительства и устроителей Киево-Печерской Лавры.

Со временем, когда вести о чудотворной иконе Божией Матери Черниговской-Гефсиманской, прославленной 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года, и о прозорливом старце, преподобном Варнаве, распространились далеко за пределы Московской губернии, число паломников возросло, и небольшая деревянная церковь уже не могла вместить всех богомольцев. Поэтому на Соборе Лавры было решено построить большой каменный храм взамен старого. Инженер-архитектор Николай Владимирович Султанов сумел возвести собор над пещерами так, что очень долго сохранялась возможность совершать службы в старой деревянной церкви, вокруг которой возводился новый каменный храм. В 1887 году тщаниями княгини Е.П.Черкасской началось сооружение нового храма в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, который расположили в пещерной части, слева от церкви Архангела Михаила. Уже в октябре того же года состоялось освящение храма.

Само Пещерное отделение Гефсиманского скита устроено блаженным схимонахом Филиппом по образу пещер Киево-Печерской Лавры. Время устроения Скита выпало на благодатную эпоху возрождения монашеского жительства, изначальный дух которого был почти утрачен в XVIII веке из-за повсеместного обмирщения.

Святитель Филарет, митрополит Московский, тщаньями которого был основан Гефсиманский скит, в своих письмах напоминает о назначении иноческой жизни: «сыну обители… деянием должно обрести в видение восход, т. е. трудолюбным и неослабным исполнением заповедей Божиих и правил отеческих должно открывать путь к высшей жизни духовной и созерцательной, которая есть на земли предначинание жизни небесной».

Появление старчества, как и монашества, на Руси также восходит ко дням основания Печерской обители и подвигу преподобного Феодосия, о чем можно узнать из жития святого подвижника. Возрождение исконного духа старчества также, как и монашества, во многом приходится на XIX век. Тогда же и тяжкий подвиг юродства, некогда запрещенный, снова появился на Руси – и именно такое испытание принял на себя блаженный Филипп, основатель Пещерного отделения.

1 DSC_8375-1a.jpg

2 DSC_8326-1.jpg

3 DSC_8374-1.jpg

4 DSC_8342-1.jpg

5 DSC_8352-1.jpg

6 DSC_8377-1a.jpg

7 DSC_8371-2.jpg