“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Навечерие Богоявления

Для православного христианина день сочельника преисполнен благодатной духовной радости о предстоящем великом празднике. Пост с давних времен в сочельник является строгим, и благочестивые предки употребляли в пищу весьма простое блюдо – сочиво, представляющее их себя пшеничный взвар с медом и изюмом. От названия этой постной еды и произошло наименование дня накануне праздника Богоявления, который ранее, в первые века, воспоминался совместно с памятью о Рождестве Христовом.

В Крещенский сочельник, как и в сам день Богоявления, совершается чин великого освящения воды. Крещенская вода (по-гречески она называется агиасмой) – великая святыня. С давних времен агиасму благословлялось принимать тем, кто в силу разных причин был лишен возможности причащения Святых Таин. Освященную воду Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, благочестивые христиане издревле имеют обычай хранить эту святыню для своего домашнего употребления при святых иконах. Принимается она только натощак и с молитвой.

В день Навечерия Богоявления, в связи с освящением воду, нельзя обойти вниманием традицию, набравшую большую известность в последнее время: купание в зимнем Иордане. Разумеется, в годы гонений на веру нельзя было представить, что кто-то будет освящать воду на реках, поэтому сама традиция была утеряна, и сейчас она возрождается без общего, единого взгляда на то, как благочестиво проводить это мероприятие.

Из знаний о воде, освященной великим чином, ясно, что к этой святыне нужно относиться с великим благоговением. Однако ныне далеко не все, окунающиеся в проруби в этот день, воспоминают сам смысл традиции крестных ходов на зимний Иордан.

Примечательно, что еще во времена царя Иоанна Грозного отмечалось неподобающее отношение к освященной воде, часто к традиции примешивались откровенно языческие мотивы: «в русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещение, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовские песни и плясания, и на Богомерзкия дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление…» (из обращения Иоанна Грозного к Стоглавому собору 1551 года).

Искоренить неправильное понимание сути празднования не удалось даже к началу ХХ века, так как в составленной Сергеем Васильевичем Булгаковым настольной книге священнослужителя в примечаниях указывается буквально следующее: «В народе этот праздник известен под именем «Иордани», так как церковные процессии на реки для освящения воды есть как бы выходы на реку Иордан. В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордани во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потом что там нет такого холода и таких морозов, как у нас» (изд.1913 года, прим.2 на страницах 24-25).

Если в теплых странах существует обычай погружаться в освященную реку, то благочестивые христиане делают это с молитвой, всячески избегая поведения, которое могло бы хоть как-то смутить окружающих. У нас же, отчасти в силу сурового климата, нередко такое купание становится крайне опасным опытом, разжигающим неуместные эмоции. Ко всему нужно подходить с великим рассуждением: уповая на то, что заболеть от купания в ледяной воде нельзя, не нарушают ли люди сказанное Спасителем: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Церковь напрямую не осуждает купание в зимнем Иордане. Впрочем, нужно помнить, что всем, решившимся на это испытание, необходимо заранее испросить благословения у духовника, который рассудит возможность участия в подобной традиции, исходя из духовного и телесного здоровья просящего.

Помятуя о том, какой великой святыней является агиасма, и заботясь о ближних своих, нужно рассказывать им о благочестивом отношении к ней, о недопустимости обращения с ней как с ритуальным или сугубо физическим явлением. С любовью к ближнему нужно объяснить о важности приобщения к общей молитве в церкви и благоговейном потреблении святой крещенской воды.

IMG_3450.jpg

IMG_3455.jpg

IMG_3461.jpg

IMG_3479.jpg

IMG_3497.jpg

IMG_3502.jpg

IMG_3513.jpg

IMG_3517.jpg

IMG_3534.jpg

IMG_3536.jpg

IMG_3567.jpg

IMG_3629.jpg