“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День памяти преподобного Варнавы Гефсиманского

На следующий день после молитвенного празднования обретения честных мощей преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, Церковью установлен праздник Собора Радонежских святых: совершается память святых сродников,...

Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

18 июля (5 июля по старому стилю) Церковью установлено молитвенное празднование обретения мощей святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля молитвенно празднуется память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Навечерие Богоявления

18 января Церковью молитвенно празднуется навечерие Богоявления или, как еще называют этот день, Крещенский сочельник.

Изначально воспоминание событий Рождества Христова и Богоявления приходилось на один день, но с V века, когда торжественные службы начали проходить 25 декабря и 6 января (все по старому стилю). Время между этими праздниками назвали святыми днями - так появилось понятие Святок. Нынешний же день предуготовляет нас к празднику Богоявления.

Название сочельник (сочевник) происходит от слова сочиво – пшеничного взвара с медом и изюмом. Для православного христианина день сочельника преисполнен благодатной духовной радости о предстоящем великом празднике. Пост с давних времен в сочельник является строгим, и благочестивые предки употребляли в пищу простое блюдо – сочиво, представляющее их себя пшеничный взвар с медом и изюмом. От названия этой постной еды и произошло наименование дня накануне праздника Богоявления. Так же, сочельником, называется и день перед Рождеством Христовым.

В Крещенский сочельник, как и в сам день Богоявления, совершается чин великого освящения воды. Крещенская вода (по-гречески она называется агиасмой) – великая святыня. С давних времен агиасму благословлялось принимать тем, кто в силу разных причин был лишен возможности причащения Святых Таин. Освященную воду Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, благочестивые христиане издревле имеют обычай хранить эту святыню для своего домашнего употребления при святых иконах. Принимается она натощак, с молитвой.

Чин великого освящения воды в сочельник такой же, как и в самый день праздника. Существует несколько объяснений тому, что вода освящается дважды. Так, например, в древности многие оглашенные принимали Святое Крещение именно в сочельник, чтобы в день Богоявления сподобиться причащения Святых Христовых Таин. Также, в Иерусалимской Церкви издревле проводили крестный ход на Иордан, который совершался накануне праздника.

В день Навечерия Богоявления в нашей стране бытовал обычай купания в зимнем Иордане. К сожалению, далеко не все, окунающиеся в проруби в этот день, воспоминают сам смысл традиции крестных ходов на Иордан. Еще во времена царя Иоанна Грозного отмечалось неподобающее отношение к освященной воде; часто к традиции примешивались откровенно языческие мотивы.

Искоренить неправильное понимание сути празднования не удалось даже к началу ХХ века. В составленной Сергеем Васильевичем Булгаковым настольной книге священнослужителя в примечаниях указывается буквально следующее: «В народе этот праздник известен под именем «Иордани», так как церковные процессии на реки для освящения воды есть как бы выходы на реку Иордан. В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордани во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потом что там нет такого холода и таких морозов, как у нас» (изд.1913 года, прим.2 на страницах 24-25).

Действительно, отчасти из-за сурового климата, нередко такое купание становится крайне опасным опытом, разжигающим неуместные эмоции. Ко всему нужно подходить с великим рассуждением: уповая на то, что заболеть от купания в ледяной воде нельзя, не нарушают ли люди сказанное Спасителем: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Церковь напрямую не осуждает купание в зимнем Иордане. Впрочем, нужно помнить, что всем, решившимся на это испытание, необходимо обязательно испросить благословения у духовника, который рассудит возможность участия в подобной традиции, исходя из духовного и телесного здоровья просящего.

Помятуя о том, какой великой святыней является агиасма, и заботясь о ближних своих, нужно рассказывать им о благочестивом отношении к ней, о недопустимости обращения с ней как с ритуальным или сугубо физическим явлением. С любовью к ближнему нужно объяснить о важности приобщения к общей молитве в церкви и благоговейном потреблении святой крещенской воды. 

DSC_1078.jpg

DSC_1079.jpg

DSC_0971.jpg

DSC_0981.jpg

DSC_0995.jpg

DSC_0997.jpg

DSC_1006.jpg

DSC_1028.jpg

DSC_1080.jpg

DSC_1081.jpg