“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября (2 сентября по старому стилю) – день памяти святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей иноческого жительства на Руси.

День прославления иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской

1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, просияла чудотворением икона Божией Матери Черниговская Гефсиманская.

Молебен перед началом учебного года

31 августа в Гефсиманском Черниговском Скиту отслужен молебен перед началом учебного года.

Преображение Господне

19 августа (6 по старому стилю) Церковь молитвенно празднует день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Повествование о Преображении Господа на Фаворе ведется в Святом Евангелии (Мф.17:1-13; Лк.9:23-36). Спаситель в сопровождении апостолов Петра, Иакова и Иоанна поднялся на году Фавор. Там, когда Он молился, лик Его просиял как солнце, и одеяние Его стало бело как снег. И Он беседовал с явившимися к Нему святыми пророками Моисеем и Илией. Апостолы также стали свидетелями того, как белое облако спустилось на гору, и Божественный глас произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).

Святитель Григорий Палама в своем слове на праздник Преображения говорит: «Итак, по наступлении восьмого дня, Господь, взявши Петра, Иакова и Иоанна, взошел на гору помолиться: ибо Он всегда или один молился, удаляясь от всех, даже от самих апостолов, как, например, в то время, когда насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф.14:19-23), или, взявши с Собою немногих, которые превосходили прочих, как было при приближении спасительной страсти, когда, сказав прочим ученикам: "седите ту дондеже шед помолюся тамо" (Мф.26:36), - взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна. Вот и теперь, взявши только этих же, Господь возвел их на высокую гору одних и преобразился пред ними, то есть, в глазах их. "Что значит - преобразился?", - вопрошает Златословесный Богослов (Златоуст) и отвечает: "открыл, то есть, им нечто из Своего Божества - столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога". Евангелист Лука говорит: "бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино" (Лк.9:29); у евангелиста же Матфея читаем: "и просветися лице Его, яко солнце" (Мф.17:2). Но Евангелист сказал это не в том смысле, чтобы тот Свет почитать за подлежащий чувствам (да удалится от нас ослепление ума тех, которые не могут представить себе ничего выше, подлежащего чувствам!), а желая показать, что Христос Бог - для живущих и созерцающих духом есть то же, что солнце - для живущих во плоти и созерцающих чувством: ибо другого Света для ведения Божества и не нужно тем, которые обогащены Божественными дарованиями».

Спаситель, зная о Своем скором крестном страдании, предуготовил своих учеников, чтобы те не соблазнились во времена испытаний, но с твердой верой несли людям свет Христовой Истины. Явление святых пророков и их беседа с Господом еще раз указывает на то, что Преображение предвозвещает святое и славное Воскресение Христово.

Одной из особенностей богослужения праздника Преображения является освящение винограда, который в древности христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии. В центральной полосе России к середине августа обычно поспевают яблоки и иные фрукты и овощи. Их верующие и приносят в храм в знак благодарности Богу за милость Его к нам.

В своем слове на праздник святитель Филарет Московский говорит: «К несчастию, есть философия (того рода, который Апостол Павел называет философиею «по стихиам мира, и тщетною лестию»), которая, пренебрегая вообще свидетельство человеческаго рода, думает надежнейшее свидетельство истины дать сама себе. Она учит, что как весь мир связан узами причин и последствий, в которых и свободныя существа более или менее запутаны, то, когда человек молится, – например, о изобилии плодов земных, а сие изобилие зависит от благорастворения воздуха, благорастворение воздуха от действия и воздействия солнца, земли и воды, действие же их от законов мира, однажды Творцом его постановленных и всегда постоянно и необходимо действующих, – он молится или безполезно, или разве только для своего смирения и покорности пред властию и величеством Творца. Заметим, что и сей род мудрования не может отнять у молитвы хотя того действия, что она образует в человеке качество смирения пред Богом, – а это уже не маловажное и спасительное действие. Но сего не довольно. Спросите, если встретите, учеников сего мудрования, что лучше: искусная машина или существо живое, разумное, свободное, и благоустроенное общество таковых существ? Что возвышеннее: художник, который устроил машину и наблюдает за ея движениями, или отец, который родил детей и воспитанием образует их в свое подобие, и царь, который основал царство свободных и управляет ими так, как они хотят быть управляемы, только без нарушения его премудрых и благих намерений? Выбор здесь не труден, и ответа ожидать не нужно. Спросите же их еще: для чего в творении Всесовершеннаго Творца лучше хотят они видеть совершенное произведение, нежели благоустроенное царство премудраго Царя и великий дом Отца Всеблагаго? Почему охотнее представляют себе Бога Художником мира, нежели Царем неба и земли и Отцем духов? Ответа на сие предоставим им искать в своей совести, а для нашего настоящаго разсуждения довольно, что если Бог есть не только Создатель наш, но и Царь и Отец, то нет сомнения, что дети не вотще будут призывать Отца, и Царь не заградит слуха от сынов Царствия. И удивительно ли, если чадолюбивый Отец в удовлетворение добраго, или, по крайней мере, невиннаго желания сына, остановит или переменит движение машины, которую он устроил? Так не удивительно, если Всеблагий Отец небесный, по молитве земнородных чад своих, дает новое, необыкновенное направление природе, управляемой законом необходимости. Сим уподоблением изъясняет действие молитвы сама Истина и само Слово: «аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матф. 7:11)».

 1 DSC_76291.jpg

2 DSC_76211.jpg

3 DSC_76371.jpg

4 DSC_76401.jpg

5 DSC_76441.jpg

6 DSC_76501.jpg

7 DSC_76601.jpg

8 DSC_76911.jpg

9 DSC_76801.jpg

10 DSC_76791.jpg

11 DSC_76931.jpg