“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Рождество Христово

7 января (25 декабря по старому стилю) – великий двунадесятый праздник Рождества Христова, поделивший историю всего мира на две эры, о чем мы постоянно упоминаем, называя ту или иную дату.

Событие Рождества Христова произошло в городе Вифлееме, когда местность та, как и многие другие земли, входила в состав Римской Империи. По велению императора Августа в те времена производилась так называемая подомовая перепись населения, и многим жителям нужно было вернуться в праотеческие места. Как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф, бывшие из рода Давидова, должны были вернуться из Назарета в Вифлеем.

Спасителю угодно было прийти в этот мир не в роскошных удобствах знатного дома, но в известняковой пещере, служившей стойлом для домашнего скота: «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:6-7).

Первыми посторонними людьми, узнавшими о чуде Рождества Христова стали самые обычные пастухи, люди труждающиеся и обремененные, которым явился Ангел Господень и сказал: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:10-14).

О Рождестве Христовом позже узнали и волхвы, изучавшие небо и увидевшие необычайно яркую звезду, которая привела к пещере восточных мудрецов Каспара, Валтасара и Мельхиора, олицетворявших собой весь языческий мир. Преклонив колена, перед Спасителем, они принесли Ему в дар золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку.

Волхвы истолковали появление звезды и Иудейскому царю Ироду, который решил, что знамение это возвещает рождение того, кто свергнет его с трона в граде земном. Хитростью жестокий царь попробовал разузнать у мудрецов, где располагается место Рождества, но Ангел Господень предупредил их не возвращаться к Ироду. Этот царь пользовался тем, что Иудея располагалась далеко от Рима, и творил там всяческие беззакония. Поняв, что волхвы не вернутся к нему, чтобы указать, где родился Спаситель, Ирод пришел в ярость и приказал убить всех младенцев в Вифлееме: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Святое же Семейство пребывало тогда в Египте, где законы Римской Империи соблюдались строже, и безумства, подобные иродову, были невозможны. По смерти жестокого царя на трон взошел не менее безнравственный сын его Архелай, поэтому святой Иосиф переселился не в Иудею, а в пределы Галилейские.

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью двунадесятый праздник. От Рождества Христова до Крещенского сочельника идут святые дни, именуемые Святками. Особое духовное ликование в это время подчеркивается, например, отменой земных поклонов, но, одновременно, и продолжающимся с поста запретом на совершение Таинства брака. О значении дней, ныне именуемых Святками, имеются упоминания у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского, Ефрема Сирина. В Византии, дабы радость о родившемся Богомладенце разделили все люди, было принято приносить подарки в тюрьмы, больницы, дома малоимущих. Этот хороший пример особо востребован теперь, дабы занимать святые дни не праздными увеселениями, но добрыми делами, принося пришедшему в этот мир Спасителю посильные дары: злато любви, ладан молитвенного поминовения и смирну беззаветного служения ближнему своему.