“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил

21 ноября (8 ноября по старому стилю) празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Димитриевская родительская суббота

В ближайшую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан.

Празднование Казанской иконе Божией Матери

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», совершается 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил

21 ноября (8 ноября по старому стилю) празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Чины Небесные по данной от Бога благодати имеют разные служения и разные наименования (серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все они называются Ангелами, так как само это слово означает служение: "Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?" (Евр. 1:14).

Каждый из девяти чинов Ангельских помогают нам пламенеть любовью к Богу, разуметь свет Истины и волю Божью, нести послушания, бороться с искушениями. По числу чинов установлено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в девятый месяц от марта (от которого ранее вели отсчет нового года). А восьмой день (по старому стилю) указывает на день Страшного Суда, который святые отцы называют «днем восьмым».

Над всеми девятью небесными чинами Ангелов поставлен Богом святой Архистратиг Михаил. Он во время пагубного впадения в гордость и ниспадение в бездну денницы и других падших духов, собрав все чины и воинства ангельские, воскликнул:
- Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле!

Говоря так ко всему собору Ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3).

По слову святителя Филарета Московского, Бог просветит ищущих Его во тьме пещерной. Именно так было благословлено делание блаженного Филиппушки, который в 1847 году начал обустройство Пещер при Гефсиманском скиту. И здесь, в обители строгой монашеской жизни, первый храм был устроен в честь Архангела Михаила. Освятили его 27 сентября (по старому стилю) 1851 года. Именно там первоначально пребывала ставшая вскоре чудотворной икона Божией Матери Гефсиманская Черниговская, первое чудо от которой произошло 1 сентября (по старому стилю) 1869 года.

В своем слове на день Собора Архангела Михаила святитель Филарет Московский говорит:

«Правда, в нынешнем омраченном состоянии человека и мира, сквозь письмена видимых вещей тускло мелькает свет мира невидимаго. Но за то в книге Откровения очищенное верою око ясно усматривает не только существование мира невидимаго, но и его близость, и тесный союз его с видимым. Там Херувим стережет путь древа жизни (Быт. III, 24); здесь Ангел утешает отчаянную Агарь (Быт. XVI, 7–12); в другом месте Ангелы вместе с Господом гостят у Авраама (Быт. XVIII); Ангелы спасают Лота из погибающаго Содома (Быт. XIX); Ангел сохраняет жизнь умирающему от жажды Измаилу (Быт. XXI, 17–19); Ангел и, может быть, более, нежели Ангел по существу, однако же Ангел по явлению и по наименованию в священном бытописании, – удерживает руку Авраама, вознесенную на заклание Исаака, и осыпает его благословениями (Быт. XXII, 15. 17); Ангела обещает Авраам в руководство рабу своему (Быт. XXIV, 7), и сей раб дивно руководствуется в обретении Ревекки. Иаков, то спящий во множестве видит Ангелов, по лествице восходящих на небо, и нисходящих на землю (Быт. XXVIII, 12), то бдящий встречается с полками Ангелов (Быт. XXXII, 1). Ангел является Моисею в горящей купине (Исх. III, 2), для приготовления его к изведению Израильтян из Египта. Ангел в столпе огненном и облачном предшествует Израильтянам из Египта, заграждает их от преследующих Египтян (Исх. XIV, 19), сопровождает чрез Чермное море, и сорок лет непрерывно странствует с ними по пустыне. Под «распоряжением Ангелов приемлют» (Деян. VII, 53) Израильтяне закон Моисеев. «Архистратиг силы Господни» является Иисусу Навину (Нав. V, 14), и распоряжает чудесное завоевание Иерихона. Ангел, вместо Пророка, проповедует Израильтянам, и плачущий от его проповеди народ ознаменовывает место его явления именем «Плача» (Суд. II, 1–6), Ангел призывает Гедеона к избавлению Израильтян от порабощения (Суд. VI, 11); Ангел двукратно посещает родителей Сампсона, предсказывает необыкновенное рождение, и научает воздержанием матери охранять плод чрева (Суд. XIII). Ангел поражает Иерусалимлян за тщеславие Давида (2Цар. XXIV, 16), и Ассириан за гордость Сеннахирима (4Цар. XIX, 35). Пророк Илия неоднократно в действиях своих руководствуется Ангелом (3Цар. XIX, 5; 4Цар. I, 15); Елисей показывает отроку своему сонм Ангелов, подобный охранительному воинству (4Цар. VI, 17). Исаия видит Серафимов окружающих Престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение (Иса. VI); Иезекииль среди отверстых небес созерцает четыре Богоносныя животныя и одушевленныя колеса (Иез. 1); Даниил зрит «тысящи тысящь служащих» Ветхому деньми, «и тмы тем предстоящих Ему» (Дан. VII, 10); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более нежели Ангела, в разжженной пещи (Дан. III, 92); иногда во рве львином (Дан. VI, 22); иногда Гавриил «парит» над ним, и «прикасается» к нему, и изъясняет ему видения (Дан. IX, 21); иногда в откровениях своих он слышит «о Михаиле, едином от первых старейшин» небесных, и «Князе» народа своего (Дан. X, 13, 21). Захария, кроме того, что видит и слышит Ангелов, многократно «в себе» ощущает «Ангела глаголющаго» (Зах. I, 14). О Господи сил! Какие воистину Соборы небесных Сил собираешь Ты для земнородных! Как дивно «ополчаешь Ангелов Твоих окрест боящихся Тебе» (Пс. XXXIII, 8)! Каким содружеством, каким единством сопрягаешь духи Ангельские и человеческие!

Может быть, некоторые думают, что Ангелам покорены были только ветхозаветныя времена теней и гаданий, подобно тому, как видимыя звезды поставлены для обладания нощию. Посмотрим. Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов; является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Должны ли исчезнуть звезды? Должны ли удалиться служебные духи Света? Или присутствие солнца не уничтожит звезд, а только сделает их менее приметными? Или и в присутствии Царя, царственные служители будут учреждать и облегчать доступ к Нему? Но почто вопрошать о сем? Сам Царь провозглашает, чему быть надлежит: «отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому» (Ин.1:51): и действительно, мы видим Ангела, возвещающаго неплодное зачатие Предтечи (Лк. 1:11) и безсеменное зачатие Спасителя (Лк.1:26), целое воинство Ангелов, воспевающих славу рождества Спасителева (Лк.2:13), Ангела разрешающаго недоумение Иосифа (Мф.1:20) и устрояющаго безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (Мф.2:13), Ангелов служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Мф.4:11), Ангелов усвоенных каждому младенцу, «выну видящих Отца небеснаго» (Мф.18:10), более двенадцати легионов Ангелов, готовых ополчиться за Иисуса против Иудеев (Мф.26:53), Ангела явившагося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лк.22:43), Ангелов отверзающих гроб Его (Мф.27:2), возвещающих Его воскресение (Ин.20:12), Ангелов сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян.1:10), Ангелов разрешающих узы (Деян.12:7), и отверзающих темницы для Апостолов (Деян.5:19); наконец Ангела только еще возникающему от тьмы язычества Корнелию явившагося для того, чтобы указать ему вход в Церковь Христианскую (Деян.10:3–6).

Христиане! Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть «Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит» (Апок.3:7). Итак, если Он отверз небо: кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческаго? «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи?»

1 DSC_85511.jpg

2 DSC_84591.jpg

3 DSC_84581.jpg

4 DSC_84671.jpg

6 DSC_84801.jpg

7 DSC_84861a.jpg

8 DSC_84831.jpg

9 DSC_84961.jpg

10 DSC_85411.jpg

11 DSC_85101.jpg

12 DSC_85161.jpg

13 DSC_85361.jpg

14 DSC_85351.jpg

15 DSC_85341.jpg

16 DSC_8567aa.jpg

17 DSC_8570aa.jpg

18 DSC_8584aa.jpg

19 DSC_85961.jpg

21 DSC_8618a1.jpg

22 DSC_86311.jpg

23 DSC_86491.jpg