“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Христово

7 января (25 декабря по старому стилю) Святая Церковь празднует Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Новогодний молебен

31 декабря 2020 года, после вечернего богослужения, в Гефсиманском Черниговском скиту отслужен новогодний молебен.

День памяти святителя Николая

19 декабря (по новому стилю) Церковь молитвенно чтит память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В этот день в Гефсиманском Черниговском скиту отслужили раннюю Литургию в храме в честь святого угодника Божия.

Светлое Христово Воскресение

Христос Воскресе!

Пасха – праздников Праздник и Торжество из торжеств. Как богослужебная неделя начинается со дня воскресного, так и в центре всего годичного круга – Пасха, возвышающаяся над великими двунадесятыми праздниками.

Ветхозаветная Пасха – воспоминание избавления народа иудейского от владычества Египта. Само слово «пасха» переводится как «перехождение». Мы же празднуем Пасху Новозаветную – перехождение от тления к бессмертию и жизни вечной, основание и смысл всей веры православной.

Праздновавшие Пасху Ветхозаветную бодрствовали в ночь избавления от рабства. В Новом же Завете, с Апостольских времен принято совершать Пасхальное богослужение в священную и предпраздничную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия.

Самая торжественная служба в году начинается с чтения Деяний Апостольских перед Плащаницей. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «мы и читаем Деяния Апостольские, чтобы иметь твердую и несомненную уверенность в истине Воскресения Христова. Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? – но созерцаешь Его очами веры. Не видел Воскресшего телесными очами? Но узришь Его в бесчисленных чудесах. К этому-то созерцанию Воскресшего – верою ведет нас повествование о чудесах, совершенных апостолами».

За полчаса до полуночи начинается пение канона Великой Субботы, Плащаница заносится в алтарь и пребывает на престоле до праздника Вознесения – в знак пребывания Христа Воскресшего на земле в течение 40 дней.

Затем, в полночь, начинается Пасхальная утреня. Во время троекратного каждения в алтаре священство, облаченное в белые одежды – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя, – поет стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Открываются Царские врата – и начинается Пасхальный крестный ход с пением стихиры: Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити.

Жены-мироносицы шли ко гробу, где, как они полагали, все еще пребывает тело Христа, а сегодня мы идем крестным ходом. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню.

В притворе, при закрытых дверях, начинается утреня, и духовенство поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». С радостной вестью обращается настоятель к молящимся: «Христос воскресе!» И многолюдный хор впервые в этом году с ликованием отвечает: «Воистину воскресе!»

Раскрываются двери - и служащие вместе с прихожанами вступают в сияющий огнями храм. Начинается пение исполненного неземной радости пасхального канона святого преподобного Иоанна Дамаскина. С воспевания Пасхи, как «переведения» человеческой жизни к ее первоначальным истокам - бессмертию, вечной жизни - и начинается пасхальный канон. Начало каждого ирмоса поется в алтаре, а продолжение - хором. При пении канона многократно совершается каждение алтаря, иконостаса, молящихся и всего храма.

Затем читается Слово огласительное на Святую Пасху святителя Иоанна Златоуста. Боговдохновенное творение это основано на притче о работавших в винограднике (Мф. 20:1-16). Все, в не зависимости от того, сколько духовно трудились прошедшим постом, призываются насладиться светлым торжеством и войти в радость Господа нашего: «Воскрес Христос, - и радуются ангелы; Воскрес Христос, - и водворяется жизнь; Воскрес Христос, - и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, - «Начаток умершим бысть» (1Кор. 15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

После читаются Пасхальные часы и совершается Литургия. Цвет священнических одежд – красный, что сохраняется до самого отдания праздника Пасхи перед Вознесением. По ходу всей службы не только в день Пасхи, но и всю Светлую седмицу Царские врата не закрываются в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим в Него двери рая.

Вместо обычной проповеди обычно читается Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит нам: «Воскресение Господа Иисуса - главное содержание христианского послания миру. Только благодаря Голгофской жертве, неразрывно соединенной со славным Воскресением, обретают смысл и ценность все человеческие дерзания, направленные к Источнику всякого блага. Жертва Христова стала ответом на предпринимавшиеся людьми разных культур и традиций попытки поиска Живого Бога, ибо, по слову Священного Писания, Господь «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий праведно угоден Ему» (Деян. 10:34-35), и Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Эти напряженные усилия воплощали в себе чаяния и надежды миллионов людей, в разные времена тщетно искавших возможность преодолеть свое плачевное состояние и обрести подлинную «жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10:10). 

Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком — и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых: <...> да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора Литургии Василия Великого)». 

По заамвонной молитве совершается чин освящения артоса. Всю Светлую седмицу артос находится на аналое в храме. Сами Апостолы после Вознесения Христова, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. В память об этом первые пастыри Святой Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображено Воскресение Христово или крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – в знак победы Христовой над смертью.

О великом дне Святой Пасхи святитель Филарет, митрополит Московский пишет: «Никогда не было и нельзя представить возможным, чтобы человек воскресил сам себя: и потому Воскресением Господа Иисуса дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он есть истинный Бог, владычествующий над жизнью и смертью, и Божественный Спаситель имеет могущество воскресить всех людей, умерщвленных прегрешениями. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). Это значит, что Воскресение Христово есть начало воскресения всех умерших людей, – воскресения уже не в жизнь временную, каким было воскресение Лазаря и других до него, но в жизнь вечную».

Постараемся и мы ныне достойно встретить праздников Праздник и Торжество из торжеств, чтобы всяческая вражда, обида и прочие беззакония, творимые с попущения Божьего по нашей свободной воле, прекратились; истинная же любовь да царствовала, и мы могли от чистого сердца в эти святые дни приветствовать друг друга с Пасхальным ликованием: Христос Воскресе!

DSC_1_0018.jpgDSC_2_0033.jpgDSC_3_2315.jpgDSC_4_0062.jpgDSC_5_0068.jpgDSC_6_2380.jpgDSC_7_2413.jpgDSC_8_4450.jpgDSC_9_2489.jpgDSC_10_2516.jpgDSC_11_4467.jpgDSC_12_2524.jpgDSC_13_0122.jpgDSC_14_0142.jpgDSC_15_0148.jpgDSC_16_4500.jpg