“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Молебен перед началом учебного года

31 августа, по традиции, в Гефсиманском Черниговском Скиту отслужен молебен перед началом учебного года.

Великий пост

Сам Господь наш Иисус Христос для примера нам сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. Святой преподобный Исаак Сирин пишет: «Пост есть оружие, уготованное Богом. Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы».

Воздержание от скоромной пищи и вообще крайняя умеренность в еде – одна из составляющих поста. Не даром говорится о пресыщенных земными удовольствиями: «их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Пост не наказание, но, наоборот, великая помощь в укреплении духовных сил. Не зря многие отмечают, что именно эти святые дни перед Пасхой и само Пресветлое Воскресение всегда наполнены особенным настроем, позволяющим задуматься о жизни будущей, усилить духовное делание: чаще посещать службы, строже относиться к себе и милостивее к людям, как незнакомым, так и своим ближайшим родственникам, которые зачастую бывают не воцерковлены и не могут понять смысла поста.

Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

Пост для человека полезен, так как это доброе время помогает совершенствовать свою любовь к Богу и ближнему своему. По изречению святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви».

Избегая крайностей лукавства, когда воздержанием в пище часто пренебрегают, оправдывая это боязнью обидеть родственников; православные христиане также стремятся и не смущать ближних, сохраняя мир, так как ограничение в еде – это неотъемлемая, но не единственная часть поста. В любом случае, еще до поста у духовника испрашивается благословение на то, как именно провести эти особые дни, и он, исходя из конкретной ситуации, укажет, что было бы полезнее.

Святитель Иоанн Златоуст так поучает нас: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».