В 2022 году двунадесятый праздник Святой Троицы приходится на 12 июня.
Повествование о событии, которое ныне молитвенно празднует Святая Церковь, находится в Деяниях святых апостолов, книге Нового Завета, которую составил святой апостол и евангелист Лука. В Деяниях рассказывается о становлении Церкви Христовой и первых годах ее жизни. Так, первая глава начинается с рассказа о последних наставлениях Христа ученикам и Его Вознесении – с того, на чем завершается святое Евангелие от Луки. А во второй главе Деяний мы читаем о событиях, ныне воспоминаемых Церковью:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).
В сам день праздника после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три коленопреклоненные молитвы, обращенные к Триединому Богу.
Праздник Святой Троицы является одним из самых древнейших в христианстве, а второе название, Пятидесятница, указывает не только на дату (на 50-й день после Пасхи), но и на первоначальное его хронологическое совпадение с ветхозаветным праздником Пятидесятницы, который, в свою очередь, напоминал о древнем Синайском Завете, заключенным Богом с Моисеем. То есть, ветхозаветный праздник Пятидесятницы был своеобразным днем рождения Ветхозаветной Церкви. С этим связан и обычай кo дню Трoицы украшать хрaмы и дoмa ветвями берез, которые символизируют принесение Бoгу зеленеющих нaчaткoв жaтвы.
Святые апостолы получили дар проповеди на чужих языках и понесли свет Христовой Истины к народам, некогда разделенным после Вавилонского столпотворения. Ветхий Завет признавал Единого Бога. Сын Божий, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета, руководимую Духом Святым. Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духa. Oн является продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. В первые века христианства возникло множество ересей, и среди них – так называемые духоборцы. Эта ересь подвергалась обличению на Втором Вселенском соборе, на котором был составлен окончательный вариант Символа веры, который мы знаем сейчас. А День Святого Духа установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы».
В своем слове на День Святого Духа святитель Филарет Московский говорит: «Душа всякаго праздника есть присутствие того, кому празднуют. И для празднующих день Святаго Духа что может быть вожделеннее, как если бы сей небесный Утешитель благодатным наитием посетил Свое празднество? Если бы Он, хотя уже не огненными языками, осиял главы наши, по крайней мере тайною искрою огня своего коснулся наших сердец и воспламенил их ощущением присутствия Божия; подобно как некогда и „косныя, еже веровати, сердца“ двух учеников возжигал Он так, что сии самыя сердца могли указать им по крайней мере след присутствия Господня: „не сердце ли наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути“ (Лк.24:32). Благо сие так велико, что не знаю, можно ли его и просить от „Сокровища благих“ без внутренняго содрогания и некоего удивления собственному дерзновению; хотя, впрочем, Церковь, и каждый день, и в начале каждаго молитвословия, приглашает нас молить Святаго Духа, не токмо да „приидет“, но и да „вселится в нас“.
Но чего единое желание толико с нашей стороны трудно, слушатели, то самое, так просто и так щедро, предлагает нам ныне Дух Святый устами Апостола; и не только предлагает, но заповедует, внушает, поставляет законом: „исполняйтеся Духом!“ (Еф.5:18)».
Следующая за Пятидесятницей неделя является сплошной, подготовительной перед Петровым постом.