“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Новости

19 июля 2024 года после Литургии в день Собора Радонежских святых Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений освятил расположенное с северной стороны от собора кладбище и обновленное надгробие на могиле монаха Климента (Константина Николаевича Леонтьева).

На некрополе с северной стороны собора в честь иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской нашли упокоение останки братии, благотворителей и попечителей. Лишь недавно, усилиями неравнодушных к делу восстановления памяти о предках историков удалось составить списки погребенных в Гефсиманском скиту, в его Пещерном отделении и в Боголюбской киновии. С 1859 по 1922 год на кладбище Пещерного отделения (близ Черниговского собора) было погребено 113 усопших. В документах 1916-1917 годов отмечены погребения духовных и светских лиц из Минской и Гродненской губерний, которые являлись беженцами духовного звания с семьями из областей Белоруссии оккупированной германской армией.

Летом 2024 года тщанием и заботой раба Божия Валерия, который профинансировал проект, произведено озеленение и благоустройство некрополя: выложены тротуарные дорожки, обустроены новые зоны зеленых насаждений. Проект благоустройства разработан ландшафтным бюро «Стиль природы».

На следующий день после молитвенного празднования обретения честных мощей преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, Церковью установлен праздник Собора Радонежских святых: совершается память святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них почитается и святой преподобный Варнава Гефсиманский.

В Гефсиманском Черниговском скиту в день празднования памяти преподобного Варнавы богослужение возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

18 июля (5 июля по старому стилю) Церковью установлено молитвенное празднование обретения мощей святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

События, воспоминаемые ныне, относятся к началу XV века. В 1408 году случился очередной набег татарских орд на Москву и ее окрестности. Обитель, учрежденная некогда преподобным Сергием, оказалась опустошена и сожжена, а инокам пришлось укрываться в окрестных лесах, оберегая от поругания иконы, книги и другие святыни.

По возвращении монахов в обитель было принято решение на месте старых деревянных церквей воздвигнуть храмы из камня. И вот, перед началом строительства храма во имя Живоначальной Троицы, сам преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и через него известил игумена и братию: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" 5 июля 1422 года при рытье рвов для фундамента оказались открыты и изнесены честные нетленные мощи святого. Произошло это при князе Звенигородском Юрии Димитриевиче, крестнике преподобного Сергия, сыне святого благоверного князя Димитрия Донского. При освящении Троицкого собора туда перенесли честные мощи игумена Радонежского, где они пребывают и по сей день.

12 июля молитвенно празднуется память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Святой Апостол Петр, в миру Симон, – брат святого Апостола Андрея Первозванного, ученика святого Иоанна Крестителя. До своего призвания Господом во Апостолы он был простым рыбаком, бесхитростным, но богобоязненным. Пламенная вера отличала его во время пребывания Спасителя с учениками. Когда же Христа заключили под стражу, Петр троекратно отрекся от Него, о чем затем глубоко раскаялся. По его искреннем сокрушении даровано было ему первым из Апостолов войти в пустой гроб, а затем первым же сподобиться лицезреть Воскресшего Спасителя.

Совершенно иначе пришел ко Господу святой Апостол Павел. Он происходил из знатного иудейского рода, но был гражданином Рима, носил имя Савл и слепо верил заветам предков, которые считали христиан отступниками от их веры. Настолько сильной была у него ненависть, что он испросил разрешения у синедриона, верховного судилища, преследовать христиан. Однажды, когда отправился Савл со своей жестокой миссией в Дамаск, было ему страшное видение. Его осиял свет с неба и голос произнес: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян.9:4). Пораженный гонитель ничего не видел глазами, но прозрел очами внутренними и из ярого ненавистника христианства стал одним из величайших проповедников Евангелия, не только передавая предания устно, но и складывая письменные тексты, которые дошли до нас в его 14-ти посланиях.

Чудотворный образ Богородицы Боголюбской относится к числу немногих, сохранившихся до наших дней еще со времен до монгольского нашествия. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, нареченный за благочестие Боголюбским, решил утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. В пути со святым князем была чудотворная икона Владимирской Божией Матери.

18 июня (по старому стилю, 1 июля – по новому) примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. Этот образ впоследствии и стал именоваться Боголюбским.

В этом году двунадесятый праздник Троицы приходится на 23 июня. Богослужение в Гефсиманском Черниговском скиту возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений. 

Повествование о событии, которое ныне молитвенно празднует Святая Церковь, мы читаем в Деяниях святых апостолов, книге Нового Завета, которую составил святой апостол и евангелист Лука. В Деяниях рассказывается о становлении Церкви Христовой и первых годах ее жизни. Так, первая глава начинается с рассказа о последних наставлениях Христа ученикам и Его Вознесении – с того, на чем завершается святое Евангелие от Луки. А во второй главе Деяний мы читаем о событиях, ныне воспоминаемых Церковью:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

В субботу перед праздником Святой Пятидесятницы Церковью установлено особое поминовение усопших.

В этот день совершается память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших, сподобившихся христианской кончины, а также и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Церковь, просит, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится» (степенна 4-го гласа).

Братья и сестры!

Для вашего удобства и комфортного времяпрепровождения в ожидании экскурсии или отдыха после прибытия из Лавры, сооружена веранда-навес, где вам может быть предложена продукция «Монастырской трапезы».

На веранде всегда можно укрыться от палящего солнца или внезапного ливня.

Сердечно благодарим за посещение скита и просим бережно относиться к мебели и убранству.

Продолжаются работы по благоустройству территории близ Гефсиманского Черниговского скита, которые начались по итогам встречи настоятеля обители с председателем Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергеем Александровичем Пахомовым.

Началась реконструкция пешеходной дорожки, проложенной по улице Маршала Шапошникова от пересечения с улицей Весенней до скита. Это важный объект, так как добраться до обители пешком из микрорайона Ферма возможно только по данному тротуару. 

Вознесение Господне, двунадесятый переходящий праздник, совершаемый в четверг шестой недели, в сороковой день, по Пасхе.

Повествование о событиях, воспоминаемых в праздник Вознесения, ведется в святом Евангелии, апостольских посланиях. Из этих повествований мы узнаем, что после Своего Воскресения из мертвых Спаситель являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин. 16:7). На сороковой же день после Воскресения Господь вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и вознесся на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24:52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян. 2:1–4).

Христос Воскресе!

3 июня (21 мая по старому стилю) Святая Церковь молитвенно воспоминает святых, тщанием которых с Божией помощью был найден Святой и Животворящий Крест Господень и началось обращение Римской империи в христианство.

Святые равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена жили на рубеже III и IV веков в Римской империи. Царица Елена твердо исповедовала Православие и воспитала сына в духе уважения к вере. Позже царь Константин, правя римскими Галлией и Британией, велел прекратить там гонения на христиан. В те времена Римская империя была настолько обширна, что императоров было несколько, и возглавлявшие другие провинции ярые язычники решили сместить Константина, но в итоге сами оказались повержены.

Христос Воскресе!

31 мая 2024 года исполняется 155 лет со дня преставления блаженного Филиппа (Хорева), основателя Пещерного отделения Гефсиманского скита. Литургия в этот день отслужена в пещерном храме Архистратига Михаила, а панихида по схимонаху Филиппу - в Иверской часовне.

Родом Филипп Андреевич Хорев происходил из крепостных крестьян Владимирской губернии. Приняв на себя подвиг юродства, Филипп скитался по святым местам России. В поисках покоя и тишины, испросив благословения наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Антония, Филипп поселился в заброшенной лесной сторожке недалеко от Гефсиманского скита. Вскоре он принялся копать большую квадратную яму («погребок»), затем – подземные коридоры и небольшие пещеры-келии, на подобие тех, что сам когда-то видел в Киево-Печерской Лавре.

Христос Воскресе!

В Иверской часовне Пещерного отделения Гефсиманского Черниговского скита работники мастерской «Павлово-Посадская майолика» завершили работы по установке керамического иконостаса и усыпальницы.

Иверская часовня располагается в Пещерном отделении за алтарем храма Архистратига Божия Михаила. Во времена несения послушания народного духовника Гефсиманского Черниговского скита, преподобный Варнава, особо почитавший образ Божией Матери Иверский, избрал эту часовню для творения молитвенного правила. Он же предвидел, что там его похоронят, упомянув об этом в разговоре с духовными чадами своими, проходя мимо этой части Пещер: «Здесь вот, дочка, у нас служат панихиды». Там, за алтарем пещерного храма и было место упокоения преподобного. После прославления в лике святых мощи преподобного перенесли в верхний храм. Ныне в Иверской часовне пребывают честные останки блаженного схимонаха Филиппа, основателя Пещерного отделения.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

22 мая (9 мая по старому стилю) Церковь молитвенно воспоминает событие перенесения мощей святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

Великий угодник Божий, святитель Николай при жизни многими чудесами прославил Господа и своим примером твердого исповедничества и горячей веры привел к православию множество современников. После его блаженного преставления не прекращаются явления милости Божией, явленные по молитвам Угодника. Не иссякает поток христиан, притекающих ко святым мощам его с просьбами о заступничестве и наставления в деле спасения души.

Радоница
14 Мая 2024
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Во вторник второй седмицы по Пасхе совершается особое поминовение усопших. На первый после Светлой седмицы будничный день, когда может быть совершена полная литургия и панихида, переносится поминовение усопших, особые дни моления за которых (3-й, 9-й, 40-й) приходятся на Великий пост. Поминают не одного только усопшего, но и всех почивших сродников.

Христос Воскресе!

С особой торжественностью совершаются богослужения на Светлой седмице – при открытых царских вратах в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл верующим двери рая.

Пасха – праздников Праздник и Торжество из торжеств, и вся следующая за этим великим днем Светлая седмица наполнена ликованием о Христе Воскресшем. Каждый день, с понедельника по субботу, на этой неделе после торжественной литургии совершается крестный ход. Один из священнослужителей несет перед собой артос, который представляет собой большую просфору с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос освящается по особому чину на литургии в самый день Пасхи, а в субботу на Светлой седмице раздробляется и раздается молящимся.

Христос Воскресе!

С радостью сообщаем, что 10 мая 2024 года, в пятницу Светлой седмицы, на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за Божественной литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Модеста (Тягнырядно), насельника Гефсиманского Черниговского скита, подворья обители преподобного Сергия..

Возносим наши молитвы дабы Воскресший Господь ниспослал живоносную помощь Свою иеромонаху Модесту на ниве пастырского служения на благо Матери-Церкви.

Христос Воскресе!

Церковь празднует праздников Праздник и Торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение, на котором и основана вся вера наша. Как пишет апостол Павел: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

О событиях этих и предшествующих им повествуют евангелисты: о крестной смерти Спасителя, о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, похоронил тело Его в пещере; о том, как по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, но оказалось, что гроб пуст. И увидели они там юношу в белой одежде, который сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет – Он воскрес, как сказал … Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5–7; также: Мк. 16: 6–7; Лк. 24: 5–8).

В Великую Пятницу совершились святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Литургия в Великую Пятницу не служится – Сам Господь в этот день приносит Себя в жертву. Утром совершаются Царские Часы.

Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. Церковь воспоминает снятие с креста тела Христова и погребение Его: священносужители поднимают Плащаницу с Престола, как с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особом возвышении на месте, где обычно установлен аналой с иконой праздника. Все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и прикладываются к прободенным ребрам, рукам и ногам изображенного на ней Спасителя.

В этот день Святая Церковь воспоминает об установлении Спасителем Таинства Евхаристии. Вечером совершается особая служба, чтение 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, в которых рассказывается о заключении Христа под стражу, человеческом суде над Ним, Его Крестных Страданиях и смерти Богочеловека.

В воспоминаемый ныне день иудеи отмечали свой величайший праздник – ветхозаветную Пасху в память об избавлении от египетского владычества. Спаситель совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое Таинство Евхаристии. По заповеди Его: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19), с того времени совершается это Таинство на всех престолах Церкви Вселенской.

В преддверии Страстной седмицы Святая Церковь молитвенно воспоминает одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.

Повествование об этом событии есть у всех четырех евангелистов (Мф.21:1–11; Мк.11.1–11; Лк.19:28–40; Ин.12:12–19). Пророчества о Входе Господнем в Иерусалим можно найти в Ветхом Завете (Быт.49:10–11; Пс.8:2–3; Зах.9:9).

Накануне этого торжественного дня Спаситель воскресил своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе. Сотворено это чудо для того, чтобы ученики укрепились в вере и не потеряли надежду на жизнь вечную несмотря на грядущие испытания и Его Крестные страдания, ведь воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Самого Христа.

По итогам встречи настоятеля Гефсиманского Черниговского скита с председателем Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергеем Александровичем Пахомовым, по ходу которой обсуждались насущные вопросы благоустройства прилегающей к обители территории, уже начались работы. 

Так, отремонтирован забор напротив восточной скитской стены. В дальнейших планах на ближайшее время – продолжение работ на улице Маршала Шапошникова. На очереди – реконструкция пешеходной дорожки с обустройством ее надлежащими элементами для обеспечения удобства перемещения маломобильных групп граждан, а также родителей с колясками.

Дорогие братья и сестры! Грядёт праздник Светлого Христова Воскресения, и мы готовы принимать ваши предзаказы на творожные пасхи, куличи и подарочные корзины. Согласно нашей многолетней традиции мы и в этом году сможем предложить Вам оценить неповторимый вкус творожной скитской пасхи.

В субботу пятой недели Великого поста Святая Церковь совершает торжественную благодарственную Похвалу Пресвятой Богородице.

В «Повести о неседальном» (об акафисте Пресвятой Богородице), в конце Триоди постной, поясняется, что данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году, когда впервые в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, близ Константинополя, читался Акафист. К X веку относится свидетельство о пении Акафиста в субботу 5-й седмицы Великого поста. Сна­ча­ла празд­ник ака­фи­ста совер­шал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в том Влахерн­ском хра­ме, где хра­ни­лась чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри и Ее ри­за с по­ясом. Позд­нее празд­ник был вне­сен в уставы иных монастырей и цер­ков­ные бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, с тех пор сделавшись об­щим для всей Во­сточ­ной Церк­ви.

Вечером в среду пятой седмицы Великого поста в храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». В этот день единственный раз в году прочитывается целиком Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, который соединяется с каноном преподобной Марии Египетской. По этой особенности богослужение называется стоянием Марии Египетской. В каноне изложены побуждения к посту и покаянию. Читается он в полном объеме и для того, чтобы укрепить нас на оставшиеся дни Великого поста. На службе также читается житие преподобной Марии Египетской.

Чтение всего Великого канона и жития на одном богослужении было установлено на VI Вселенском Соборе (680-681 гг.). Тогда сам святитель Андрей Критский передал свой канон и составленное святым Софронием, патриархом Иерусалимским, житие преподобной Марии.

В субботу четвертой недели Великого поста совершается последняя родительская на протяжении Святой Четыредесятницы.

Во дни Великого поста, когда православный христианин не только воздерживается от скоромной пищи и увеселений, но и старается возрасти духовно в подвиге покаяния и благотворения ближним; Церковь особо напоминает нам о необходимости пребывания в теснейшем союзе христианской любви и мира. Родительские субботы приносят нам возможность на соборной панихиде вознести молитвы за усопших сродников, проявляя свою истинную любовь и заботу о них.

Состоялась встреча настоятеля Гефсиманского Черниговского скита с председателем Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергеем Александровичем Пахомовым, в ходе которой обсудили идеи по благоустройству территории возле монастыря и приведению в порядок близлежащих прудов.

В 2024 году день Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на воскресенье Крестопоклонной недели Великого поста.

В cубботу вечером за всенощной в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Поклонение Кресту Господню напоминает нам о том, что путь к Воскресению лежит через крест, а спасение души невозможно без борьбы с грехами, без скорбей и страданий.

Великий пост предуготовляет православных христиан к встрече Праздника праздников и Торжества из торжеств – Святой Пасхи Христовой. Благие дела, к числу которых относится и правильное соблюдение поста, сопровождаются искушениями, способными повергнуть нас и в уныние, и, наоборот, в чрезмерную суетливость. Поэтому для обновления наших сил посредине Великого поста, Церковью установлено воспоминание Честного и Животворящего Креста Господня, который являет собой «хранителя всей вселенной» и «укрепление верующих», как говорится в одном из песнопений.

Во время будних дней Великого поста, по Уставу, обычная Литургия не совершается. Исключением является лишь праздник Благовещения (7 апреля). Дабы не лишать усопших православных христиан молитвенного поминовения, Святая Церковь установила три особых дня – родительские субботы.

На субботы также переносятся и положенные особые поминовения в третий, девятый и сороковой день по преставлению, если эти даты выпадают на будние дни. Со временем к поминовению новопреставленных добавили и молитвы за всех усопших родственников, из-за чего субботы, когда совершались такие особые моления, стали называть родительскими.

Продолжаются реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения.

После возведения новой кровли, воссозданной для соответствия первоначальному внешнему виду здания, строители приступили к новому этапу реставрации – установке окон.

Все оконные рамы, в том числе и сложной формы, произведены из дерева, как задумывалось по оригинальному проекту начала XX века, что важно для сохранения исторически верного внешнего вида здания.

23 марта 2024 года Богослужение в Гефсиманском Черниговском скиту возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений. По заамвонной молитве отслужена заупокойная лития по Епископу Феофилакту (Моисееву).

Владыка Феофилакт отошел ко Господу 22 марта 2023 года. Местом погребения был избран некрополь с северной стороны храма Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. В годовщину преставления на могиле почившего архиерея Митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, отслужил панихиду.

Епископ Феофилакт (Моисеев) отошел ко Господу 22 марта 2023 года, на 74-м году жизни. В годовщину у могилы приснопамятного владыки Митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, отслужил панихиду.

Владыка Феофилакт нес послушание игумена возвращенного Церкви Гефсиманского Черниговского скита 10 лет, с 1991 по 2002 год. Позже он решением Священного Синода был избран епископом Брянским и Севским. 29 декабря 2021 года решением Священного Синода епископ Феофилакт был почислен на покой, местом пребывания была определена Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

В годичном круге богослужений две субботы именуются Вселенскими родительскими: мясопустная и Троицкая. Первая из них приходится на день перед воскресеньем, в которое Церковь напоминает нам о грядущем Страшном суде и Втором Пришествии Христовом.
В Иверской часовне Пещерного отделения Гефсиманского Черниговского скита проходят реставрационные работы. Над ее благоукрашением трудятся специалисты творческой мастерской «Павлово-Посадская майолика».
5 марта Гефсиманский Черниговский скит посетила делегация Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви. Митрополит епархии Кадампанада Захария Мар Ефрем в сопровождении священника Мэтью Коши и священника Анупа Раджу. От Отдела внешних церковных связей делегацию сопровождает сотрудник ОВЦС иеромонах Петр (Ахматханов).
17 февраля по старому стилю молитвенно празднуется память преподобного отца нашего Варнавы Гефсиманского. В високосном году этот день приходится на 1 марта.
Дорогие братья и сестры! Сообщаем Вам радостную новость, что силами и тщаниями неравнодушных христиан на месте упокоения епископа Феофилакта (Моисеева), в прошлом настоятеля Гефсиманского Черниговского скита с 1991 по 2002 гг., установлен и освящен новый надгробный памятник из гранита.
Святая Церковь 2 февраля (15 февраля по новому стилю) совершает празднование Сретения Господня, установленное в воспоминание того, как Иисус Христос в сороковой день по рождении Своем, как первенец Марии, принесен был во храм — «поставитися …пред Господем» (Лк.2:22).
Дорогие братья и сестры! Святейший Патриарх Кирилл уделяет особое внимание участию монастырей в оказании помощи раненым бойцам и пострадавшим в зоне военного конфликта. К этому благородному служению в военных госпиталях для помощи раненым на СВО бойцам призываются и миряне – прихожане ставропигиальных монастырей, в том числе и нашей обители.
5 февраля 2024 г в пещерном храме Гефсиманского Черниговского скита отслужена панихида по монаху Клименту (Константину Николаевичу Леонтьеву) и Василию Васильевичу Розанову – известным философам, публицистам, нашедшим своё последнее пристанище на кладбище Гефсиманского Черниговского скита.
На всенощном бдении на праздник Богоявления читается святое Евангелие от апостола Марка: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:9-11). Самая первая глава начинается с описания события Крещения Господня, с начала Его спасительного служения. Как при Рождестве Своем Он явился в этот мир не в царских чертогах, а в пастушьей пещере, так и Крещение Он принял в Иордане вместе с грешниками, пришедшими по проповеди Иоанна Крестителя принять крещение покаяния. В этом заключается великий для нас пример истинного покаяния – личного согласия на участие в деле спасения.
Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне – этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских в один день. В V веке день празднования Рождества Христова перенесли на 25 декабря (по старому стилю), а все дни от Рождества до Богоявления стали назваться Святками или Святыми днями. 18 января (по новому стилю) празднуется Навечерие Богоявления или Крещенский сочельник.
В день празднования Светлого праздника Рождества Христова братия скита поздравила находящихся на излечении пациентов госпиталя и вручила им Рождественские подарки.
7 января (25 декабря по старому стилю) – великий двунадесятый праздник Рождества Христова. Событие это произошло в городе Вифлееме, когда местность та, как и многие другие земли, входила в состав Римской Империи. По велению императора Августа в те времена производилась так называемая подомовая перепись населения, и многим жителям нужно было вернуться в праотеческие места. Как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф, бывшие из рода Давидова, должны были вернуться из Назарета в Вифлеем.
31 декабря 2023 года в Гефсиманском Черниговском скиту, как и во многих храмах страны, отслужен новогодний молебен. Новолетие – то время, когда люди благодарят Бога за Его милости в году ушедшем и молитвенно испрашивают благословения на год грядущий. Воспоминая все произошедшее, и радости, и горести, помня о том, что человеку не дается крест сверх силы его, самое время от чистого сердца произнести: «Слава Богу за все».

19 декабря (по новому стилю) Церковь молитвенно чтит память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В этот день в Гефсиманском Черниговском скиту отслужена ранняя Литургия в храме в честь святого угодника Божия.

В этот день Церковь воспоминает, как во исполнение данного обета родители Девы Марии, святые Иоаким и Анна, посвящая своего долгожданного ребенка Богу, привели Ее в Иерусалимский храм.