«Могу ли я спастись?» – говоришь ты. Можешь, если искренно и от всей души пожелаешь своего спасения; можешь, если с каждым днём станешь всё более и более восходить от силы в силу. Но тебе хотелось бы вдруг сделаться совершенною? Это нелегко – всё в мире Божием растёт и развивается мало-помалу. Чтобы облечься в нового человека, надобно совлечься прежде ветхого. Посмотри на дерево, когда оно пускает новые побеги! Не тогда ли, как уже опали с него старые листья? Тоже предварительно должно быть и с нами, а до той благодатной поры станем нудить себя, следуя наставлению преподобного Лествичника, чтобы, утверждая, будто идём путём узким и тесным, не обмануть себя самих, на самом деле держась пути широкого и пространного.
Восстав по утру, первое дело – сотворите молитву. Без молитвы никуда не выходите, хотя бы в коридор за водой. Занимаетесь ли рукоделием или ходите, имейте непрестанно в устах молитву, говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную; Матерь Божия, Заступница наша, милостива буди мне недостойной; Ангеле Божий, хранителю мой добрый, не отступайся от меня». Дело в руках – молитва в устах, в уме, в сердце. Можно молиться и разговаривая с другими, только бы разговоры были не праздные: имя Божие, с благоговением произносимое – та же молитва. Скорбь ли какая придёт, не ропщите, не жалуйтесь: пади пред Господом и со слезами помолись, скажи: «Господи, я достойно стражду». Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: «Мне велено молиться, хоть и не хочется», – и молитесь, чрез это успокоитесь и утешитесь. Сему подобным образом и можно молиться непрестанно.
Тщеславию постоянно противополагай: самоосуждение, воспоминание о грехах своих, о крайней нашей слабости и невозможности без Господа Бога сделать что-либо доброе, а также и то, что суд Божий – не наш суд и что хорошо, велико в глазах наших, то может быть признано худым, если не вследствие побуждений нечистых, то средств не вполне законных или цели и видов земных, утверждаемых нами в себе, а не в Господе Боге. Так Иисус Христос осуждал фарисеев, делавших добрые дела, но для дурных целей. С другой стороны, известно, что до тысячи миллионов людей населяют теперь с нами землю, что же среди такого сонма насельников земли могут значить имя, знание, дарование, заслуги одной твоей или нашей личности? Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе, – говорит святой апостол Павел (Рим.12, 16). Не мешает в такие минуты искушения иметь в виду и то, что писано в пятой главе второй части духовного Алфавита: «О еже нимало о себе мнети».
Самое первое, о чём мы должны молиться, это Господи, научи ны молитися (Лк.11,1). Молитвы наши только тогда бывают приятны Господу и благоплодны для нас, когда мы просим действительно нужного и полезного душе нашей, а этого нужного и полезного мы часто не знаем, потому-то и следует прежде всего просить Господа: Научи ны молиться. Спаситель, научая нас молитве, говорит: Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему (Мф.6,6). Клеть есть сердце наше; если хотим достойно молиться, мы должны изгнать из него все внешние посторонние попечения и все чувства свои устремить горе ко Господу.
Истинно сердечная молитва всегда бывает смиренна, она единственно только на милость и благость Божию уповает, а никаким своим заслугам цены не даёт да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтительных детей к любимому отцу. «Батюшка, помилуй! Родимый, Кормилец, помилуй!» – молился святитель Тихон Задонский со слёзным умилением. Вот она истинно сердечная-то молитва. Здесь всё: и сознание своей немощи, и недерзновенное упование на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его. Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве. Это нелегко. Это особый дар благодати Божией. Недаром говорится в молитве: «Господи, даждь нам слёзы умиления»; потому прежде всего и должны мы просить: Господи, научи ны молиться (Лк.11,1).
Помните и веруйте, что всё бываемое от Господа бывает – и влас главы нашея не погибнет без Его святой воли. Сей тернистый путь скорбей и терпения есть путь всех избранных Божиих. Сказано: образ примите злострадания и долготерпения пророков и всех святых. Да, вот и святые Божии, коих весь мир недостоин, и те подверглись скорбям таким, о которых мы, грешные, и помыслить не можем: вспомните Иова, плачущего на гноище, Предтечу, алчущего в пустыне, Петра, распятого на кресте, Саму Преблагословенную Матерь Спаса нашего, стоящую у Креста Своего Божественного Сына; нам ли сетовать и роптать на наши сравнительно с теми ничтожные скорби?
Непрестанно памятуйте совет Писания: солнце да не зайдёт в гневе вашем (Еф.4,26), тем паче в нынешние дни, когда готовитесь принести Господу жертву поста и покаяния; простите – и простится вам, не осуждайте – да не осуждены будете (лк.6,37), и в нюже меру мерите – возмерится и вам (мф.7,2). Вспомните притчу Спасителя о царе, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф.18,23-35, Мк.11,25-26). Кто ужасом не содрогнётся, не прощающий ближнего? Да будет же между вами мир и любовь Божия, ибо Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нём пребывает (1Ин.4,16).
По-мирски жить – как по течению воды плыть, но духовно жить – нужно противиться миру, уклоняться от суетного ласкания, презирая всякое плотское успокоение, умерщвлять духом всякие страсти и любить нищету духовную со всяким смирением ради Господа, как научает нас святое Евангелие. Хотя сие вначале кажется трудным и горьким, но последствия бывают благие и добрые. Положи, Господи, хранение устом нашим и не уклони сердца наша в словеса лукавствия (Пс.140,3-4). Положи… хранение устом твоим, и дверь ограждения о устнах твоих (Пс.140,3), да не изыдет от них слово праздно или гнило, разве к созиданию и пользе ближнего, а наипаче присных тебе о Господе сестёр, им же да отверсты будут двери сердца твоего и келлии на всякое время, благопотребное к их утешению. Будь, приемля всех с любовию, внимай прошению их с терпением, назидай с кротостью и снисхождением к немощам их и недостаткам, утешая их благим советом, и укрепляй надеждою о Господе. Блюди, да не отринеши кого из них презорством и оскорбиши невнимательностью, да не прогневается на тебя Господь, глаголющий в Евангелии к ученикам Своим: Блюдите, да не презрите единаго от малых сих; глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф.18,10), – а они все о Христе младенцы. Смехотворство, глумление, ласкательство и подобная сим, ими же растлевается охранение души твоея и бывает поводом к соблазну немощнейшим, да будут далече отринуты от тебе.
Прошу вас и молю: мир имейте между собой и святыню во всём, и в мыслях, и в делах; без сего никто не узрит Господа. Христианской душе, жаждущей спасения, благое дело удерживать мысли добрые, а злые, когда они находятся, от себя отгонять. Полезно для этого непрестанно содержать в памяти молитву Иисусову.
Спрашиваешь ты меня, грешнейшего из грешных, как избежать язвы греха? Недоумеваю, что скажу и что возглаголю в ответ на вопрос твой. Ты бы спросила: «Как сделать, чтобы мы грешили сколь возможно менее и реже, если же не можем удержаться совершенно от греха?» На это, пожалуй, напишу тебе нечто, но и то не от себя, а по писаниям мужей опытных в духовной жизни. Опытные в христианской жизни и достигшие величайшей степени христианского совершенства мужи предлагают для этого следующие средства, или правила.
1. Надобно избегать всех случаев ко греху, всяких мест, лиц, вещей, которые могут быть для нас соблазнительными и внушают нам греховные желания.
2. Надобно непрестанно памятовать последняя своя: смерть, Суд, Воскресение, будущую жизнь.
3. Как можно чаще представлять себе вездеприсутствие Божие, размышлять о благодеяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле, Его страданиях и смерти, и вообще – о главных истинах православной христианской веры.
4. Сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа весьма способствует удерживаться от греха.
5. Надобно внимать себе, то есть бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями и поступками.
6. Как можно чаще должно прибегать к Таинству покаяния, исповедоваться пред отцом духовным, просить у него и слушаться его советов и достойно причащаться Святых Таин.
7. Не опускать случая и возможности присутствовать при церковном богослужении и дома читать духовные книги.
8. Чаще беседовать с людьми благочестивыми и избегать разговоров праздных.
9. Постоянно в свободное от богослужений время иметь какое-либо полезное занятие, нести должность, заниматься какой-либо работой, чтобы не быть в праздности.
Итак, вот, смотри, что подобает делать христианину, чтобы по возможности избегать греха – это, кратко сказать, молиться, трудиться непрестанно и непрестанно же быть внимательным к себе. Господи, помоги нам!
Предосторожностью от осуждения ближних, которые осуждают вас и соблазняют других, могут служить: во-первых, воспоминание о своих грехах, какого рода они ни были бы; во-вторых, мысль, что нам не предоставлено право судить и осуждать ближнего; в-третьих, то, что после падения брата или сестры мы не видим их восстания и не знаем всей прелести искушений и соблазна, коими увлеклись и пали наши братья или сестры; в-четвёртых, то, что Сам Господь восставит их, а нас, быть может, за гордыню низложит как фарисея, и осудит за суд, нам не предоставленный, и, наконец, в-пятых, молитва о ненавидящих и обидящих нас.
Если хочешь достигнуть смирения, соблюдай в общении с сёстрами следующее правило пророка: Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих (Пс.37,14). Если случится, что кто-нибудь смутит тебя, вспомни следующее правило: Рех, сохраню пути моя, еже не согрешатими языком моим (Пс.38,1) и другое: смятохся и не глаголах (Пс.76,5). Не подражай тем, которые недугуют строптивостью, и не обращай внимания на их речи, как бы не слышишь их и не замечаешь. Паче же всего сохрани следующее: поставь себя в число буиих и неразумных да премудра будеши (1Кор.2,18), то есть не рассуждай, не испытывай и не раздумывай, когда что приказывает тебе делать настоятельница, но со всякою простотою и верою, как можно скорее, исполняй повеленное. Утверди сердце твоё в таком расположении, и ты легко можешь до конца понести благое иго послушания, и никакое искушение, никакая кознь диавольская не могут поколебать твоего душевного мира в общежитии иноческом.
Напиши на скрижали сердца твоего всегдашнюю память неизбежной смерти, страшного и нелицеприятного Суда Божия, ада и вечных мук, ожидающих грешников; вечного блаженства и наслаждения в Царствии Небесном со Ангелы и всеми святыми – наследия праведников, – да не согрешиши. Поминай последняя твоя, – говорит Премудрый, – и во веки не согрешиши (Сир.7,39). Скорби, напасти и болезни, попущаемые тебе, прими с благодарением, это есть чаша, юже подаёт Отец Небесный возлюбленным во Христе чадам Своим: его же бо любит Господь, наказует, биёт же всякого сына, его же приемлет (Притч.3,12). А ещё наказание терпите, – говорит апостол, – яко же сыновом обретается вам Бог (Евр.12,7).