“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

(Тропарь Праздника Пятидесятницы).

Праздник Пятидесятницы - это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней.

В пятидесятый день по Своем воскресении и в десятый день по вознесении Господь Иисус Христос возседый одесную Бога Отца, ниспослал Святаго Духа на всех Своих учеников и апостолов. Святитель Иоанн Златоуст, беседуя в день Пятидесятницы, говорит: «велики и превыше всякого слова человеческого дары ниспосланы нам сегодня от человеколюбивого Бога. Потому все мы, вкупе, возрадуемся и в радости восхвалим Господа нашего. Подлинно для нас сегодня праздник и торжество. Как в преемстве годичных времен и изменений одно время следует за другим, так и в Церкви праздник идет за праздником, и один отсылает нас к другому. Недавно праздновали мы Кресту, страданию, воскресению, потом вознесению Господа на небо; а сегодня мы наконец достигли самого края благ, вступили в самую метрополию праздников, достигли самого плода обетования Господня.» (Творения свт. Иоанна Златоуста, слово XL, том 5).

“Вознеслся еси во славе, Христе боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим Благословением, яко ты еси Сын Божий. избавитель мира”  (тропарь. праздника).

Сегодня святая церковь торжественно отмечает событие земной жизни Спасителя, которое произошло на сороковой день после Пасхи. Господь собрал своих учеников и апостолов на Елеонской горе, благословил их и стал возноситься на небо. Когда же Он скрылся в облаке, апостолы загрустили. В этот момент явились к ним два ангела и возвестили, что Господь вернется на землю вновь. Значимость этого события такова, что святая церковь учредила в этот день двунадесятый праздник Вознесения Господня.

В своей прощальной беседе с ближайшими учениками, незадолго до своих крестных страданий и смерти, Господь сказал: “Я исшел от Отца, и пришел в мир, и опять оставляю мир, и иду к Отцу” (Ин. 16.28). Этими словами Господь приоткрыл апостолам, что приближается окончании его земного поприща. Воскреснув, Господь победил для нас смертью смерть. Нам, во гробах сущим, Он даровал жизнь вечную. С этого времени неодолимая преграда между землей и небом окончательно разрушена. Всякому человеку, прилагающему соответствующие усилия, открыты врата Царствия Небесного. Этот подвиг совершил для нас с вами Господь. Только Ему он был под силу. Совершил, ничего не требуя от нас взамен. Им двигало только чувство бесконечной любви к своему неразумному созданию, которое некогда отвернулось от Него, презрело Его спасительную заповедь. 

Пасха
04 Мая 2024

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24).

Весьма справедливо ко дню Святой Пасхи применимы эти псаломские слова, которыми пророк Давид призывает нас к радости и веселию. Сам Дух Святой подвизает всех тварей к совокупному торжествованию нынешнего дня: ибо в этот день Воскресением Иисуса Христа заключается ад, отверзается Небо, побежденный ад возвращает своих мертвецов, разбойник вводится в рай, телеса святых входят во святой град, мертвые воспаряют к живым. В этот день ад отпускает своих узников в Горние селения, земля препровождает погребенных своих на Небеса, Небо представляет ко Господу тех, которых восприяло.

Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников — отпущение, для святых — слава. Поэтому-то святой псалмопевец подвизает всякое создание и всю тварь к радостнейшему торжествованию настоящего дня, говоря: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!»

И предшествовавшие и сопровождавщие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! (Мк 11:9)

Вход Господень в Иерусалим — одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Оно описано четырьмя евангелистами: Матфеем. 21:1–11; Марком11:1–11; Лукой. 19:28–40; Иоанном. 12:12–19.

« се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут

имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» Мтф 1:23

25 марта/7 апреля празднуется двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Библейская история его вкратце такова: Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

«…могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». (Мк. 2:19)

Великий пост - важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику - к Святой Пасхе. В основе Великого поста лежит воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя, Страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни и страданиях и смерти Господа Иисуса Христа.

Великий пост – это время отрешения от мирских дел, время для общения с Богом. Пост предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения. Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей, – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел видеть Бог.

В этом високосном году день преставления прп. Варнавы приходится на 1 марта по новому стилю. В этот день 118 лет назад гефсиманский старец перешёл из этой временной жизни в небесные обители. Кратко изложим повествование жития прп. Варнавы, - о предсмертной болезни и самой смерти, - написанного архим. Георгием (Тертышниковым). Попытаемся понять почему мы празднуем память смерти прп. Варнавы, почему она была радостна для него; посмотрим на те события 1906 года. Постараемся понять почему они стали праздником для нас.

«Днесь благоволения Божия предображение  и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»

(Тропарь праздника)

Такой священной песнью святая Церковь прославляет сегодняшний праздник и раскрывает его содержание.

Этот праздник - древний. Упоминания о нём имеются уже в IV в., а предсказания о событии праздника – и удивительно ясные – находим еще у пророка Давида, жившего за тысячу с лишним лет до Рождества Христова. 

Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. (Пс.103, ст 4)

 

21 ноября (8 ноября по старому стилю) Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Празднование было установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который проходил за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,  и святое Воскресение Твое славим»

(тропарь Кресту)

Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, празднуемый Православной Церковью 14 сентября (27 сентября по новому стилю), очень древний и берет начало с IV века. Установлен он по поводу радости обретения Креста, на котором был распят Христос. 

“Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный” (тропарь праздника).

 

Как трудно перечислить все восхваления и песнопения, которыми любящее и благодарное сердце каждого христианина прославляет заступницу рода христианского, преблагословенную Деву Марию. И как не прославлять Ту, Которая сделалась виновницей нашего спасения, Которая носила во чреве Своем воплощенное Слово - Спасителя нашего Иисуса Христа? Когда лукавому искусителю удалось прельстить первых человеков и тем разрушить их райское блаженство, когда смерть сделалась уделом всего человечества, тогда всемилостивый Бог благоволил в погибающем людском роде посеять новое семя жизни и спасения. В слове осуждения змию-искусителю Господь сказал: “вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между семенем Тоя. Той твою сотрет главу” (Быт.3,15).

Ра́дуйся, Венцено́сная Цари́це, Росси́йския Гефсима́нии похвало́ и украше́ние

(Из Акафиста Гефсиманской Черниговской иконе Божией Матери)

 

В книге Деяний апостольских повествуется, что в речи, обращенной к начальникам иудейского народа, апостол Петр сказал: “…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян.4:12). Он говорил об имени Господа Иисуса Христа.

«В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника).

Святая Церковь торжественно отмечает праздник Успения Божией Матери. Сегодня мы радуемся, несмотря на то, что смерть обычно сопровождается совсем другими чувствами. Смерть воистину страшна, но страшна тем, кто не знает Креста.

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою... (из тропаря праздника).

Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег.

 «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой». (Ин. 12:26)

В середине XVII века был издан «Канон и молебен преподобным и богоносным отцам нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам. По преданию именно с этого момента было установлено празднование Собора Радонежских святых. В состав Собора, возглавляемого игуменом земли Русской Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются семьдесят восемь угодников Божиих. Почетное место среди них занимает старец Гефсиманского скита Лавры, иеромонах Варнава (Меркулов).

Кто не имеет Духа Христова, тот и не Его (Рим. 8:9).

Апостолы, ближайшие ученики Христовы, ждали ниспослания им Духа Святого в иерусалимской горнице. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе (Деян. 2:1). В день ветхозаветного праздника пятидесятницы множество иудеев со всех провинций Римской империи и даже из-за пределов её собрались в Иерусалим, чтобы отпраздновать память дарования пророку Моисею ветхозаветного закона. В этот день, утром, столица Иудеи наполнилась шумом. Горница, где были собраны апостолы, явилась местом рождения новозаветной Церкви, на каждого из бывших в ней сошли огненные языки, они исполнились Духом Святым. Прежде, страха ради иудейского, сидящие в запертой горнице ученики, часто помышляющие об основании Иисусом Христом мирового царства во главе с иудеями, теперь выходят из горницы и безбоязненно обращаются к собравшимся ортодоксальным иудеям с проповедью христианства. Они говорят на всех языках, они безбоязненно свидетельствуют перед синедрионом о воскресшем Иисусе Христе, они исцеляют одним словом увечных, они воскрешают мёртвых, они уже не боятся смерти.

«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24).

Вознесение – двунадесятый праздник празднуемый в сороковой день после Пасхи. Буквально о том, что после воскресения Господь являлся своим ученикам в течение 40 дней, т.е. до вознесения, говорит апостол Лука в первой главе книги Деяний апостольских. Повествование о событиях вознесения до нас донесены только апостолом Лукой в его Евангелии и Деяниях апостольских и евангелистом Марком. 

Христос Воскресе!

Пасха - самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к переходящим праздникам. Празднование Пасхи - самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!"

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних!» (Мф. 21:9)

Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

«Днесь радость Благовещения, Девственное торжество». (Из стихиры «на стиховне», на «Слава, и ныне»)

«Да веселятся небеса, и радуется земля». («Из стихиры на хвалитех», на «Слава, и ныне»)

 

Светлое и радостное событие совершилось в этот день во граде Назарете! Великий и торжественный сегодня праздник! «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах» (Лк. 1, 28), – с трепетным восторгом приветствует Пресвятую Деву Марию ангел Гавриил, возвещая Ей благую весть о Спасителе человеческого рода. «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу»(Припев на 9-й песне), – призывает Церковь к веселью всех: и землю, и небо, и Ангелов, и людей.

«Ублажаем тя, преподобне отче наш, Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов». (Величание прп.Варнаве Гефсиманскому)

Жизнь преподобного Варнавы весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу.

«Бог сотворив в начале человека, и зная, что врачевство поста весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же в самом начале дал первозданному следующую заповедь:  от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт. 2, 16–17),

   

История происхождения поста восходит ещё к временам сотворения человека, и всей истории Ветхого завета, где можно обнаружить множество примеров, когда преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом. К примеру, пророк Моисей взошел на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды. Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

“Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое.” (Лк. 2.29)

    Празднуемое ныне Святою Церковью событие относит нас к примечательному эпизоду Священной Истории, когда святые Иосиф и Дева Мария принесли Божественного Младенца в храм во исполнение закона Моисеева. Здесь их встретили святые Симеон, прозванный позднее Богоприимцем и пророчица Анна. Эти святой жизни люди единодушно засвидетельствовали, что принесенный Младенец есть несомненно Мессия, Спаситель мира, Которого с нетерпением давно ожидал уже весь верующий человеческий род.

«И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

(Мк.1:11)

 

О крещении Спасителя в Иордане повествуют все четыре Евангелиста: Матфей (Мф.3:1–17), Марк (Мк.1:1–11), Лука (Лк.3:1–22) и Иоанн (Ин.1:15–33).

Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь Иисус Христос еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев.