“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

« Воскресением Своим Христос победил грех и смерть,  сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощенный  род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога и человека. Ему подобает честь и слава, со Отцем и  Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной.» Святитель Николай Сербский. 

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. Святитель Григорий Богослов пишет: «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых». В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).

Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.

"Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,  сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Событие, которое сегодня мы, православные христиане, вспоминаем и торжественно празднуем, было предсказано пророком Захарией еще за несколько веков. Пророчески созерцая вход в Иерусалим Небесного Царя, Праведного и Спасающего, Захария призывал всех жителей града возрадоваться в этот священный день.

Все ли вняли этому пророческому гласу, когда Христос пришел? – Нет! Иудейские книжники и фарисеи, которых Господь неоднократно обличал за их лицемерие и косность, смотрели на это священное событие с завистью и даже со злобой. Толпы народа раздвоились: одни, проникшись священным восторгом, восхваляли Христа Спасителя, другие, следуя иудейским вождям, взирали на происходящее с недоверием и спрашивали: «Кто сей?» (Мф. 21:10). Эти другие смотрели на происходящее чужими глазами – и потому самого главного не увидели, потому что сердце их не было чисто. К нашей общей радости, среди встречавших и сопровождавших Господа были люди и с чистым сердцем. Это были, прежде всего, дети и ближайшие ученики Спасителя. Они безраздельно и безгранично предались радости торжества. В их святых сердцах, как солнце в чистой воде, со всей яркостью отразился живительный свет шествия Господня ради нас, ради нашего спасения. Напрасно напуганные фарисеи потребовали было от Христа Спасителя запретить Своим ученикам «велегласно славить» Его как Царя Израилева, шествующего во имя Бога. Господь ответил негодующим: «Сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:37–40). Приветствия учеников были исполнены искренней веры в своего Божественного Учителя и потому были угодны Ему. В этой искренней глубокой вере ученики Христа Спасителя прожили всю свою земную жизнь, в ней они черпали новые духовные силы, ею они вдохновлялись в своем благовестии о Христе распятом и воскресшем. «Я знаю, в Кого уверовал», – говорил, например, о себе св. ап. Павел, и ничто в мире не могло поколебать его убеждения. "Я, – продолжает тот же ученик Христов, – поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. По сей причине я и страдаю, но не стыжусь. Ибо я... уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим. 1:11–12). К такой искренней, чистосердечной, глубокой вере призывает св. Апостол и всех нас; потому что, по его слову, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

« се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил,  что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23) Когда пришла полнота времени, в которое Бог Отец определил ниспослать сюда на землю Единородного Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, архангел Гавриил, предстатель Ангелов, был послан в город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами: «Радуйся, Благодатная»; и сказать Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Матерью Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: «се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус» (Лк.1:31). Вначале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: «како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лк.1:34). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет сверхъестественным образом, силой Святаго Духа, Она приняла повеление с глубоким смирением: «се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38) – и тотчас сошел на Нее Святой Дух.
Великий пост
06 Марта 2025

«Прииде пост, мати целомудрия,  обличитель грехов, проповедник покаяния,  жительство ангелов и спасение человеков»

(«Утреня первой седмицы, самогласен глас 5)

Пост - это самое древнее церковное установление. Первая заповедь, данная первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился св. Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился сорок дней перед выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и наш сорокадневный Великий Пост.

Несмотря на все эти примеры, несмотря на то что пост всегда существовал в Православной Церкви, многие тяготятся постом и считают его лишним, ненужным, а потому и не соблюдают его. Они говорят: "Зачем пост? Не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него выходит, то есть дурные желания сердца; с ними и надо бороться, а не изнурять свое тело постом".

Рассуждающие так напоминают больного, который на предложение принимать лекарство говорит: "Зачем мне принимать это лекарство? Ведь мне не лекарство принимать нужно, а нужно выздороветь". Этот больной забывает, что лекарство для того именно и дается ему, чтобы он выздоровел.

«Ублажаем тя, преподобне отче наш, Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов».

(Величание прп.Варнаве Гефсиманскому)

Жизнь преподобного Варнавы весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу. Преподобный Варнава родился в первой половине XIX века в Тульской губернии в благочестивой крестьянской семье. Родители его были людьми добрыми, глубоко верующими и трудолюбивыми. Их добродетельная жизнь стала для мальчика первым примером, благой основой душевного и духовного воспитания.

С раннего возраста Василий Меркулов – таково было его мирское имя – вместе со старшими ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы, а первыми его «взрослыми» книгами были Псалтирь и Часослов. Уже в детстве открывался Василию мир духовный: Господь невидимо руководил им, охраняя жизнь Своего избранника от опасностей. Его благочестивая мать, впоследствии схимонахиня Дарья, рассказывала несколько случаев, свидетельствующих о том, как Промысл Божий действительно хранил ее сына.

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.  Он был муж праведный и благочестивый...  и Дух Святый был на нём» (Лк.2:25).

Сегодня Святая Церковь торжественно отмечает праздник Сретения Господня. В этот день св. праведный Иосиф и Дева Мария принесли Божественного Младенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу, во исполнение закона Моисеева. Здесь Его встретили св. праведный Симеон, прозванный впоследствии Богоприимцем, и св. Анна пророчица. Дух Святой привел их на эту встречу, ибо они были людьми богобоязненными.

Радостью наполняется человеческая душа при чтении божественного Евангелия. Но с особенным трепетом воспринимаются именно первые Его главы. Они посвящены тому времени, когда Христос был ещё совсем младенцем. Никто не знал Его. Позднее толпы народа окружали Его, так что не всегда имелась возможность подойти и увидеть Его. В этот же период, Его человеческой безвестности, к Нему подходили совершенно особенные, избранные люди, которых приводил Святой Дух. Пастухи, волхвы – их избрал Господь, чтобы встретить Сына Своего. К числу этих людей относился и праведный Симеон Богоприимец с Анной пророчицей. «И пришёл Он по вдохновению в храм» (Лк.2:27). Это евангельское слово говорит нам о том, что Сам Господь ведёт праведного человека по его жизненному пути. Такой человек, по примеру св. праведного Симеона Богоприимца, не останется в стороне от значимого духовного события. Тем более, если оно станет главным в его земной жизни. И для нас с вами возникает закономерный вопрос, а какую же жизнь надо проводить, чтобы Господь так вёл тебя, словно бы за руку. Это отчасти можно постигнуть из краткого евангельского слова о жизни св. Анны пророчицы. Оно повествует нам о том, что она была «вдова, лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк.2:37).

«Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас»

(из кондака Крещения Господня)

Праздник Крещения Господня назывался древле Днем Светов. Крещение Христово – начало нашего просвещения – явление Христа миру, открытие Святой Троицы людям. «Почему, – вопрошает святитель Иоанн Златоуст, – не день, в который родился, но день, в который крестился, Богоявлением нарицается? Потому что теперь явился Он миру».

Хотя, когда Христос тайно родился в вертепе, звезда открыла о том волхвам и ангелы возвестили о том пастырям, но до наступления положенного для того времени как бы скрывался от остального мира Христос, то таясь и бегая от Ирода, то ничем не выделяясь среди окружающих людей, пребывая в доме мнимого отца Своего Иосифа. А ныне является миру Христос и начинает открыто учить, совершать чудеса и грядет пострадать за род человеческий, проповедуя и совершая спасение наше.

Явление Христа и начало Его служения соединяется с явлением Святой Троицы: «Троицы явление во Иордане бысть». Ветхозаветное Писание лишь неясно и таинственно возвещало о Ней. Теперь же явно являются Три Лица Святой Троицы.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает,  и земля вертеп Неприступному приносит.  Ангели с пастырьми славословят,  волсви же со звездою путешествуют:  нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.»

(Кондак праздника Рождества Христова)

Рождество Христово — один из главных православных Господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог»(Ис.7:14) - за 700 лет до Рождества Христова о рождении Мессии предсказал ветхозаветный пророк Исайя, и продолжает –«ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира»(Ис.9;6).

Мы всегда думаем о воплощении Христа как о радости: родился Ребенок у Пречистой Девы Богородицы; но мы не помним о том, что родился Он для того, чтобы нас спасти от греха, и что это Ему стоило жизни.

Христос должен рождаться, прежде всего, в нас самих, в нашей душе, 

«Вы - свет мира. Не может укрыться город,  стоящий на верху горы» (Мф.5:14).

Так говорит Христос, обращаясь к Своим ученикам. Христос зажег эти свечи не для того, чтобы поставить их под сосудом.

Вряд ли нужно много говорить о том, каким образом почитается во всей Вселенской Православной Церкви, у всех, даже нехристианских народов, имя Святителя Николая.

Святитель чудотворец Николай не оставил наставлений и богословских трудов. Однако же, Церковь так торжественно прославляет его.

Почему? Потому что он в жизни своей воплотил всю добродетель, к которой Спаситель учеников призывал, о которой Он сказал, что потому-то люди и узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35).

Ту любовь, которую проповедовал великий Апостол любви Иоанн Богослов. Вот эту добродетель любви святитель Николай так воплотил в своей жизни, как мало кто из других угодников Божиих.

«...Как огонь, <любовь> согревает душу мою и воспламеняет сердце, возбуждая в них желание и любовь к Творцу» (прп.Симеон Новый Богослов, слово 78).

Возопи́й, Дави́де, что́ се́й настоя́щий пра́здник,  Ю́же воспе́л еси́ иногда́ в кни́зе псало́мстей,  я́ко Дще́рь Богоотрокови́цу и Де́ву. Приведу́тся,  рече́, Царю́ та́инственно де́вы во сле́д Ея́ и бли́жния Ея́.  И ди́вен соде́лай и всеми́рен пра́здник зову́щим:  Богоро́дица на́м предста́, спасе́ния хода́таица.

(Канон Введению во храм Пресвятой Богородицы, Седа́лен, гла́с 4).

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников, который совершается ежегодно 4 декабря (21 ноября по старому стилю).

О Введении во храм Пресвятой Богородицы известно из Священного Предания.

Когда Пречистой Отроковице Марии исполнилось три года, Ее праведные родители Иоаким и Анна решились выполнить обет, который они дали Богу, – отдать свою Дочь в храм Ему на служение. Святые родители собрали в Назарет, где они жили, своих родственников, так как оба они были из непростых родов: Иоаким из царского, а Анна из архиерейского. Они приготовили много свечей, позвали хор девиц и окружили Пресвятую Деву царской красотой, как пишут об этом святые отцы.

Устроив все, как полагалось, для Ее введения во храм, они отправились в путь. Дорога из Назарета в Иерусалим занимала целых три дня.

Наконец они дошли до Иерусалима. Навстречу Отроковице из храма вышли с пением священники.

Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою  (Псалом 90, стихи 11-12).

Сегодня мы торжественно чтим все небесные бесплотные силы во главе с Архистратигом Божиим Михаилом. Вспоминаем тех, кто живёт в духовном мире, кто охраняет нас и помогает нам, кто сопутствует нам в жизни, кто соучаствует в Божественной литургии и других богослужениях. Господь указывает ангелам на земле и время, и место, и лиц, которым нужно оказать небесную помощь; и Ангелы, как слуги Его, охотно являются на землю.

Греческое слово «ангел» буквально означает «вестник». Вестник – это тот, кто возвещает волю пославшего его. Ангельский мир сотворил Господь до творения человека. К несчастью произошло отпадение высшего ангела от Бога. Он увлёк с собой треть ангелов. И в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира – Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» - обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. В этом его поступке проявились его личные качества: твёрдая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге. Изображается архангел Михаил всегда в виде воина, попирающего ногами дракона, т.е. духа злобы, в руке его – копьё или меч. Крест, которым оканчивается копьё, свидетельствует, что брань с царством тьмы и победа над ним ангелов совершается во имя креста Господня, посредством терпения, смирения и самоотвержения. Ангелы всегда видят лицо Господа и непристанно воспевают: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще свят, свят, свят Господь Саваоф» [Песнопение Евхаристического канона литургии].

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство. (тропарь праздника).

Православная Церковь отмечает Праздник Воздвижения Креста Господня 14/27 сентября. Праздник был установлен в четвертом веке от Рождества Христова святой равноапостольной Императрицей Еленой, матерью равноапостольного Константина Великого, первого из римских императоров, прекративших гонения на христиан.

Святая церковь вспоминает очень важное историческое событие, которое совершилось в 326 году по Рождестве Христовом. Благоверная царица Елена, посланная своим сыном - царем равноапостольным Константином Великим, обрела в Иерусалиме Животворящий Крест Господень.

Древнейшее предание, о котором говорят историки Евсевий Памфил и Феодорит, свидетельствует о том, что не сразу был найден Животворящий Крест. После долгих поисков царице Елене указали на старого иудея по имени Иуда, который сказал, что Голгофа засыпана землей, на которой было сооружено капище, посвященное языческой богине Венере. И вот, после того как было разрушено это капище, когда была убрана земля, открылась Голгофа, а рядом находились три креста. Патриарх Макарий не сразу понял, какой крест является Животворящим Крестом Господним. Это открылось благодаря Промыслу Божиему: мимо шла погребальная процессия, и патриарх Макарий, помолившись, остановил процессию и стал прикладывать к покойнику поочерёдно три креста. Два из них принадлежали разбойникам, а один-Господу. И вот, когда возложен был на покойника Животворящий Крест, мертвый воскрес. И практически сразу от Креста исцелилась женщина, которая находилась при смерти. Тогда царица Елена облобызала Животворящий Крест Господень и вся ее свита подошла ко Кресту.

Отложи́, Ада́ме и Е́во,/ вся́ку печа́ль:/ Ма́ти бо Ра́дости/ от непло́дове// пресла́вно прозяба́ет днесь (на стихо́вне стихи́ра, глас 2)

Рождество Пресвятой Богородицы в годовом круге двунадесятых праздников является первым по времени и празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Которая была от века предназначена Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким и Анна; Иоаким происходил из рода пророка и царя Давида, Анна – из рода первосвященника Аарона. Святые супруги оставались бездетными, так как святая Анна была неплодна. Глубоко страдая от своего бесчадия, они многие годы молились о том, чтобы Бог даровал им дитя. Достигнув старческих лет, они всё же не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, что Он и в старости может разрешить неплодие Анны, как некогда Он разрешил неплодие Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет: дитя, которое им пошлет Господь, посвятить Богу для служения в храме.

«Похвала́ми венча́ем, Влады́чице Богоро́дице,/ венцено́сный Черни́говский о́браз Твой…». (Тропарь индикта и Богородице, глас 5)

1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, просияла новая чудотворная икона – Черниговская Гефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.

Иконы Божией Матери обладают уникальными историями и важными ролями в жизни верующих. Считается, что каждая из этих икон была открыта в тот критический момент, когда люди остро нуждались в духовном укреплении и помощи.

В 1852 году икона была передана в Троице-Сергиеву Лавру благочестивой Александрой Григорьевной Филипповой, которая заботливо сохраняла ее в своих руках на протяжении двадцати пяти лет. Эту священную реликвию ей в знак благословения передал священник Иоанн Алексеев из Хотькова, получивший ее от одного из монахов Лавры. По совету наместника Лавры, архимандрита Антония, икона была установлена в недавно созданном подземном храме, посвященном святому Архистратигу Михаилу. Освящение этого храма состоялось 27 октября 1851 года под руководством митрополита Московского Филарета, активно участвовавшего в создании Гефсиманского скита.

"Приидите, всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем». (Служба Успению Пресвятой Богородицы.  Малая вечерня. Стих «На Господи воззвах»)

  Смерть, будучи завершением земной жизни, у различных людей бывает разная, как разные бывают сами люди и как неодинаковы их жизни. Отсюда естественно ожидать, что у Божией Матери, жизнь Которой была необычной, и кончина должна быть единственной в своем роде, какой ни у кого из смертных не было. И св. Церковь об этом так именно и свидетельствует. Хотя Пресвятая Дева и не была изъята из закона смерти, но, как и Божественный Сын Ее, восторжествовала над смертью – силой Господней восстала из гроба прежде всеобщего воскресения.

  После вознесения Христа Спасителя и сошествия Св. Духа на св. Апостолов Божия Матерь некоторое время находилась в Ефесе – городе, где жил св. Иоанн Богослов, заботам которого Она была вручена велением Спасителя со креста (Ин.19:26–27). Но сердце Матери влекло туда, где каждый шаг был освящен стопами Ее Божественного Сына. Вернувшись в Иерусалим, Она особенно любила посещать те места, которые соединены были с воспоминаниями важнейших последних событий жизни Спасителя. Это: храм, Гефсимания, Голгофа, Елеон. Здесь Она часто и долго молилась. Она молилась о скорейшем распространении по лицу земли св. Евангелия, об обращении и вхождении в Церковь погибавших в неверии; молилась об утверждении только что основанной Христовой Церкви и о распространении Евангельского учения. Но все Ее прошения заканчивались молитвой о том, чтобы Господь скорее разрешил Ее от уз плоти, чтобы всегда быть с Сыном лицом к лицу. Однажды во время такой молитвы, как говорит о том предание, Она увидела архангела Гавриила, который возвестил Ей час отшествия из сего мира. С великой радостью приняла Она эту весть и стала готовиться к Своему отшествию. Единственным желанием Ее оставалось повидаться со св. Апостолами, проститься с ними, преподать им благословение, утешить и воодушевить их надеждой на Свое заступление у Престола Божия. Апостолы в это время находились в разных странах, благовествуя о Христе распятом и воскресшем.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже,  показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху:  да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,  молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе»  (тропарь Преображению Господню)

В сей великий день вспоминаем о преславном Преображении Господа и Бога нашего Иисуса Христа, когда явил Он нам Божественный свет Лица Своего, всего Естества Своего.

Спаситель взял с собой трех учеников – Петра и братьев Зеведеевых: Иакова и Иоанна – и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк.9:32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях.

«Из млада Христа Бога чисте возлюбил,

сын утешения был еси…»

(из тропаря преп. Варнаве Гефсиманскому)

19 июля по новому стилю церковь празднует Собор Радонежских святых, и в сонме Великих угодников Божии мы чествуем Преподобного и Богоносного отца нашего Варнаву Гефсиманского чудотворца. В начале прошлого века имя о. Варнавы из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры в России было известно от центральных губерний до самых отдаленных ее уголков. Старец принимал народ без различия чина и звания, и каждого приходящего приветствовал ласковым словом: «сынок» или «деточка». Монах строгой аскетической жизни, пастырь, Преподобный Варнава был поставлен на служение Церкви перед ожидавшими Ее испытаниями.

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

(Тропарь Праздника Пятидесятницы).

Праздник Пятидесятницы - это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней.

В пятидесятый день по Своем воскресении и в десятый день по вознесении Господь Иисус Христос возседый одесную Бога Отца, ниспослал Святаго Духа на всех Своих учеников и апостолов. Святитель Иоанн Златоуст, беседуя в день Пятидесятницы, говорит: «велики и превыше всякого слова человеческого дары ниспосланы нам сегодня от человеколюбивого Бога. Потому все мы, вкупе, возрадуемся и в радости восхвалим Господа нашего. Подлинно для нас сегодня праздник и торжество. Как в преемстве годичных времен и изменений одно время следует за другим, так и в Церкви праздник идет за праздником, и один отсылает нас к другому. Недавно праздновали мы Кресту, страданию, воскресению, потом вознесению Господа на небо; а сегодня мы наконец достигли самого края благ, вступили в самую метрополию праздников, достигли самого плода обетования Господня.» (Творения свт. Иоанна Златоуста, слово XL, том 5).

“Вознеслся еси во славе, Христе боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святого Духа, извещенным им бывшим Благословением, яко ты еси Сын Божий. избавитель мира”  (тропарь. праздника).

Сегодня святая церковь торжественно отмечает событие земной жизни Спасителя, которое произошло на сороковой день после Пасхи. Господь собрал своих учеников и апостолов на Елеонской горе, благословил их и стал возноситься на небо. Когда же Он скрылся в облаке, апостолы загрустили. В этот момент явились к ним два ангела и возвестили, что Господь вернется на землю вновь. Значимость этого события такова, что святая церковь учредила в этот день двунадесятый праздник Вознесения Господня.

В своей прощальной беседе с ближайшими учениками, незадолго до своих крестных страданий и смерти, Господь сказал: “Я исшел от Отца, и пришел в мир, и опять оставляю мир, и иду к Отцу” (Ин. 16.28). Этими словами Господь приоткрыл апостолам, что приближается окончании его земного поприща. Воскреснув, Господь победил для нас смертью смерть. Нам, во гробах сущим, Он даровал жизнь вечную. С этого времени неодолимая преграда между землей и небом окончательно разрушена. Всякому человеку, прилагающему соответствующие усилия, открыты врата Царствия Небесного. Этот подвиг совершил для нас с вами Господь. Только Ему он был под силу. Совершил, ничего не требуя от нас взамен. Им двигало только чувство бесконечной любви к своему неразумному созданию, которое некогда отвернулось от Него, презрело Его спасительную заповедь. 

Пасха
04 Мая 2024

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24).

Весьма справедливо ко дню Святой Пасхи применимы эти псаломские слова, которыми пророк Давид призывает нас к радости и веселию. Сам Дух Святой подвизает всех тварей к совокупному торжествованию нынешнего дня: ибо в этот день Воскресением Иисуса Христа заключается ад, отверзается Небо, побежденный ад возвращает своих мертвецов, разбойник вводится в рай, телеса святых входят во святой град, мертвые воспаряют к живым. В этот день ад отпускает своих узников в Горние селения, земля препровождает погребенных своих на Небеса, Небо представляет ко Господу тех, которых восприяло.

Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников — отпущение, для святых — слава. Поэтому-то святой псалмопевец подвизает всякое создание и всю тварь к радостнейшему торжествованию настоящего дня, говоря: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!»

И предшествовавшие и сопровождавщие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! (Мк 11:9)

Вход Господень в Иерусалим — одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Оно описано четырьмя евангелистами: Матфеем. 21:1–11; Марком11:1–11; Лукой. 19:28–40; Иоанном. 12:12–19.

« се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут

имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» Мтф 1:23

25 марта/7 апреля празднуется двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Библейская история его вкратце такова: Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

«…могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». (Мк. 2:19)

Великий пост - важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику - к Святой Пасхе. В основе Великого поста лежит воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя, Страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни и страданиях и смерти Господа Иисуса Христа.

Великий пост – это время отрешения от мирских дел, время для общения с Богом. Пост предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения. Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей, – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел видеть Бог.

В этом високосном году день преставления прп. Варнавы приходится на 1 марта по новому стилю. В этот день 118 лет назад гефсиманский старец перешёл из этой временной жизни в небесные обители. Кратко изложим повествование жития прп. Варнавы, - о предсмертной болезни и самой смерти, - написанного архим. Георгием (Тертышниковым). Попытаемся понять почему мы празднуем память смерти прп. Варнавы, почему она была радостна для него; посмотрим на те события 1906 года. Постараемся понять почему они стали праздником для нас.