“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство!» (стихира на поклонение Кресту, гл.2)

Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх ("воздвижение") после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.

В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.

С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней:  из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,  и разрушив клятву, даде благословение,  и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

(Тропарь праздника, глас 4)

Все, что с нами происходит, происходит по Слову Господа Бога. И оглядываясь назад, мы видим Его невидимую руку, и видим, как прекрасно и своевременно все выполнено.

Рождество Пресвятой Богородицы это один из многочисленных деяний Господа Бога и начало нашего спасения. Как очень поэтично сказал священномученик Фаддей (Успенский): «Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не Самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца».

Это событие произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, в которой мы сейчас живем. Теплом и светом этой зари пропитан праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который мы с радостью отмечаем 21 сентября.

Премудрость Божия создала пресвятую Богородицу - одушевленную палату Слова, посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая Палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный Чертог для пречистого и нескверного Жениха, непорочное Селение для непорочного Агнца. Сему верный свидетель на небе, говорящий к Ней: "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!" (Песн.4:7). И святой Дамаскин пишет: "Вся - чертог Духа, вся - Град Божий, море благодатей, вся - добра, вся - ближняя Богу"( Слово 1-е на Рождество Пресвятой Богородицы, «Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы, преподобный Иоанн Дамаскин»).

Как в Соломоновом храме каменные и деревянные здания приобретали особенную ценность от чистого золота, которым были позолочены; так в рождестве Пресвятой Богородицы благородство царского и архиерейского происхождения еще более заслужило почтения от целомудрия святых Её родителей, которое дороже, "нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею" (Притч.3:15).

«Владычица не только жива и ныне, но и животворит, исцеляет души и тела христиан, прибегающих к Ней».

(Св. Иоанн Кронштадтский, дневники, 1856-1858 гг.)

1 сентября (14 сентября по новому стилю), в день Церковного новолетия, в 1869 году прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская. Здесь, в Пещерном отделении Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры просиял сей новый чудотворный образ. Ныне в этот день совершается общецерковное празднование этой иконе.

В честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы, изначально пребывавшего в пещерном храме Архистратига Божия Михаила, в последствии назвали все Пещерное отделение при Гефсиманском ските.

Черниговская-Гефсиманская икона написана на полотне в XVIII столетии и являет собой список с Ильинской-Гефсиманской иконы. Образ, молитвенно почитаемый в этот день, был передан в Гефсиманский скит дворянкой А.Г.Филипповой в 1852 году по благословению прп.Антония, наместника Свято-Троицкой Лавры.

Осенью 1869 года парализованная крестьянка Фекла Андрианова получила исцеление по молитве перед образом. Врачи до этого не могли помочь ей, и больную по ее просьбе начали возить по святым местам. Но только по прибытии в Гефсиманский скит совершилось чудо полного исцеления. Когда ее, недвижимую, внесли в пещерный храм Архистратига Божия Михаила, Фекла, по ее признанию, ощутила некий страх, соединенный с радостью. Помогавшие ей поднесли больную к иконе Божией Матери, и тут Фекла громко сказала: «Отпустите меня». Сопровождавшие с удивлением увидели, как Фекла самостоятельно встала на ноги и тут же пала ниц перед иконой. После горячей молитвы крестьянка снова поднялась на ноги и уже самостоятельно, пусть и поддерживаемая спутниками, смогли подойти и приложиться к другим святыням в церкви.

Известие о чудесном исцелении в скиту по молитвам у Черниговской иконы Божией Матери распространилось с необычной быстротой, и многие страждущие и жаждущие духовного и телесного исцеления стали обращаться за помощью и молиться перед этим образом.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).

И если молитва святых умилостивляет Бога, то насколько сильна молитва Божией Матери. Она ходатайствует, и Господь милует, ибо Он Сын Ее.

«Пресвятая Богородица, …нет у меня иного упования, или прибежища, кроме Тебя, единственного моего утешения и скорой защиты». (из молитвы второй прп. Ефрема Сирина ко Пресвятой Богородице)

Сколько примеров из истории народа, из жизни самых простых людей мы знаем о предстательстве Божией Матери, Которая со всей полнотой ходатайствует о нас грешных.

И по сей день не прекращается поток верующих с их просьбами, не престают и исцеления по молитве у иконы Божией Матери, Чей чудотворный образ обильно украшен в знак нескончаемой благодарности от богомольцев, некогда получивших по заступничеству Ее помощь и утешение.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася

дух Мой о Бозе, Спасе Моем (Лк. 1:47).

Праздник Успения венчает богослужебный год двунадесятых праздников церковного календаря.

Расскажем о событиях праздника Успения подобно тому, как они излагаются в минее свт. Димитрия Ростовского.

Вначале святитель повествует о жизни Богородицы после Евангельских событий. По совершении Иисусом Христом дела спасения рода человеческого, Она жила довольно продолжительное время, с радостью взирая, как увеличивается новозаветная Церковь. По слову Господню, сказанному Им на Кресте, Богородица жила в доме святого апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме. Часто она молилась на горе Елеонской, месте вознесения Спасителя, желая быть взятой из земной юдоли плача. И вот однажды, во время такой Её уединённой молитвы Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил Ей о скором преставлении, которое должно было последовать через три дня. «В знамение торжества Богородицы над смертью, то есть что над Нею не будет иметь власти смерть телесная, как не обладала над ней смерть душевная» [свт.Димитрий Ростовский, слово из августовской Четьи Минеи, день 15, на праздник Успения], архангел вручил Ей райскую финиковую ветвь, несказанно сияющую. Её должно было по слову архангела нести перед одром Богородицы. Она, услышав слова благовестника, исполнилась радости, не было ничего более желанного для неё, чем жить на небе с Сыном Своим.

Богородица желала увидеть пред Своим исходом из этой жизни апостолов. И были взяты апостолы, каждый с места своего благовестия, в Иерусалим к дому св. апостола Иоанна Богослова. Принесены они были на облаках. Увидев друг друга они радовались и удивлялись, вопрошая, по какой причине они собраны вместе: «Что за причина, ради которой Господь собрал нас вместе?» [свт. Димитрий Ростовский, там же]. Св. Иоанн Богослов рассказал им о предстоящем событии. Тогда сердца их исполнились печали, «как вынесем тяжёлую скорбь, объявшую наши души?» [свт. Димитрий Ростовский, там же]. Но Богородица просила их не омрачать Её радости печалью и обещала и по преставлении явиться им.

Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14).  Он… Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:8-9).

Незадолго до преображения Господь спрашивает ближайших учеников, за кого они Его почитают, и апостол Пётр первый в исповедании говорит за всех учеников: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). С того времени Господь стал открывать ученикам, что Ему должно много пострадать от учителей иудейских, быть убитым и воскреснуть в третий день. Апостол Пётр, думая сострадать Иисусу Христу, противоречит Ему: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). И получает жёсткий ответ: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!..» (Мф. 16:23). Христос говорит о Кресте, который должен взять каждый Его ученик и нести за Ним на место своего распятия. Это очень тяжёлые слова для учеников и вообще современников Господа, способные соблазнить и отвести от Него. Сегодня для нас Крест это что-то сакральное, многие носят золотые, серебряные Кресты, ими украшаются храмы и дороги, но во время земной жизни Господа Крест был орудием позорной смерти; римского гражданина без отдельной санкции кесаря нельзя было распять на Кресте. Поэтому слова, что каждый ученик Христов должен взять свой Крест и следовать на свою Голгофу, были чем-то тогда не виданным.

Что бы утвердить учеников перед своими страданиями, а они по преданию последовали через 40 дней после Преображения (поэтому через 40 дней после этого праздника следует другой двунадесятый праздник - Крестовоздвижение), Христос восходит с тремя ближайшими учениками на Фавор и преображается перед ними. Гора не названа евангелистами по имени, но по преданию это была именно гора Фавор, находящаяся в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. Рядом с нею Иисус Христос провёл всю свою жизнь до выхода на проповедь и, должно быть, не раз поднимался на её вершину. Фавор высотой в 575 метров величественно возвышается над окрестными равнинами, с его вершины открывается прекрасный вид на Галилейское море и реку Иордан. До своей середины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями. Однако некоторые исследователи полагают, что преображение произошло на горе Хермон, находящейся несколько севернее.

И вот Господь молился на ней, а ученики неподалёку, утомлённые восхождением, спали. И, проснувшись, увидели, что лицо Господа сияет как солнце, а одежды Его белы, как свет. Предстояли Господу пророки Моисей и Илия, они беседовали об исходе, который должен был воспринять Иисус Христос в Иерусалиме. Почему ученики узнали Пророков, возможно из беседы, они приводили свои слова о Иисусе Христе, которые были в писании, но некоторые утверждают, что Нетварный Свет так просветил апостолов, что они по благодати узнали кто перед ними.

"Приидите людие. Триипостасному

Божеству поклонимся,Сыну во

Отце, со Святым Духом... "

Этими святыми словами мы празднуем один из самых великих среди двунадесятых праздников день Святой Троицы. Бог отец, Бог сын, Бог Дух Святой - это единственно сущее, подлинное, само в себе существующие высочайшее бытие. В пятидесятый день по Воскресении Христовом мир принял откровение о Боге как пресвятой Троице и получил ниспосланного ему Святого Духа. И Самый Дух явился как единое от лиц Святой Троицы, чтобы продолжать на земле дело спасения человека, начатое Христом Спасителем. Но Святая Троица-как источник всего сущего на небе и на земле-была и до сотворения мира, есть и будет вечно. За все время своего существования, до пришествия Христа, человечество не имело возможности так близко сродниться с Богом, соединиться с Ним в единый дух, имея с Богом одно сердце, как об этом в своем послании упоминал апостол Павел: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17)". Потому как, не была ещё открыта человечеству Божественная Личность Христа, Новый Адам, в котором нераздельно соединилось бы несоединимое, Божество и человечество. Вместо видимого Своего присутствия на земле с возлюбившими Его, Христос и спрашивает от Отца для них и для всех последующих Его стопам, иного Утешителя, Духа Святого: "а теперь иду к Пославшему Меня (Иоан. 16:5) - говорит Христос в Евангелие от Иоанна - ... лучше для вас, чтобы Я ушел; ибо, если Я не пойду, Утешитель непридет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Иоан.17:7).

Вознесение, это дивное событие, произошло на сороковой день после страданий Спасителя на Кресте, когда Он повел своих учеников, среди которых была и Божия Матерь, на Елеонскую гору и, дабы обозначить свое телесное удаление от них, благословив, стал подниматься в небо все выше и выше, пока совсем не скрылся, и в тот же момент перед учениками явились блистающие Ангелы, сказав, чтобы они не теряли теперь времени, ибо Господь сойдет с Небес подобным образом только во время Своего второго пришествия уже не как законодатель, но как судья данных людям законов.

Это событие раскрывает нам завершение видимого пребывания Спасителя на земле и подлинность принадлежности не к пророкам, не к Ангелам, а к Самому Богу, что показывает нам полноту проповеди любви к ближним даже до смерти, которая венчается за такую самоотверженность такой наивысшей наградой как небожительство, чем поощряет и нас в стремлении к невидимому через бесстрашие к видимому, ибо последнее сильно борет чрезмерной любовью к себе того, кто сам схож естеством видимости и по этой причине легко отвлекается очами телесными на видимое, тогда как призван и имеет естественное свойство, но не развитое, смотреть на видимое через призму Невидимого, дабы вернуться к первоначальному порядку, установленному Творцом самого порядка.

Святитель Григорий Богослов пишет об этом: «Порядок из смешения неразумного с разумным составил человека — животное разумное, таинственно и неизъяснимо связал персть (прах, земля) с умом и ум с духом. И чтобы показать еще более чудес в своем творении, одно и то же и сохраняет, и разрушает, одно вводит, другое похищает, как в речном потоке, и смертному доставляет бессмертие посредством разрушения. Порядок отличил нас от бессловесных, соорудил города, дал законы, почтил добродетель, наказал порок, изобрел искусства, сочетал супружества, любовью к детям облагородил жизнь и насадил в человеке нечто большее низкой и плотской любви — любовь к Богу. И нужно ли говорить подробно? Порядок есть матерь и ограждение существующего, и он один прекрасно бы мог сказать, что провещало все сотворившее Слово, если бы изрек так: когда Вселенная осуществлялась и устраивалась Богом, Я был там, когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда полагал основания земли (Притч. 8, 27-29) и духом уст Своих даровал всю силу (Пс. 32,6)».

Часто случается, что человек, чуть только прикоснется к самостоятельности, начинает делать дерзкие преждевременные и сомнительные выводы по разным вопросам, за счет чего хочет восполнить недостаток ума, ибо если человек сам себе закон, то, как он рассуждает, можно делать не то, что нужно обществу, а только то, что нужно себе. Некоторые же вообще приходят к выводу, что угождение себе и есть угождение обществу, т.е. - без всякой жертвенности и прочих ограничений. Такое самообольщение, прикрывающееся благовидным предлогом, порой, затягивается у многих до самой смерти.

Как заставить себя слезть со сладострастного ложа самообмана и ленности? Нужно то, что даст восполнить недостаток ума, который так и хочет затеряться среди фиговых листьев лицемерия, актерства. Что же это? Вы удивитесь простоте ответа – порядок. Порядок как последовательность в жизни во всем, ибо, посмотрите, где нет порядка? Даже ураган, смешивая пласты земли с половиной бедствующего городка движется по определенному на данный момент ему порядку и не говорит: «куда хочу - туда лечу», а говорит: «я лишь выполняю то, что мне определено». Или посмотрим на какое-либо животное – нам нравится на них смотреть, потому что животное действует естественно и в нем нет обманных действий, а если и есть, то и они естественны как из области законного инстинкта, а по сравнению с человеческими они вызывают скорее улыбку сочувствия, чем недоверие. Неужели, скажешь ты, человек хуже неодушевленных вещей и животных? Не хуже, а менее естественнен. Духовная же жизнь, жизнь по заповедям, жизнь порядка в душе возвращает эту утраченную некогда людьми естественность.

Тогда произошел беспорядок, допущенный людьми, которые, будучи сотворены Творцом, не захотели состоять в блаженном и безбедном пребывании подчинения, а, обольстившись посулами божеского звания дьяволом, нарушили тот самый порядок, необходимый для продолжения их пребывания в звании подчиненных, и встали на сторону богоборческую. Творец же, пожалев Свое обольщенное и произвольно гибнущее создание, принял меры дополнительных ограничений по отношению к людям, давая им время одуматься, прежде чем они сознательно отступят от Того, Кто не может не быть Тем, кем они хотели стать без Него, по научению сатаны, умерщвлённым, в свою очередь, той же болезнью. И дал Господь людям в утешение обетование, что в свое время придет Тот, Кто искупит этот и следующие (из-за расстройства порядка) грехи.

Вся жизнь пришедшего Искупителя, начиная с рождения от Непорочной Девы Марии до Вознесения на Небо - была проповедь и зримое указание на существование Бога. Беда в том, что многие, видя Истину, не приняли ее, и даже стали гнать, будучи обольщены видимой жизнью. Еще большая беда в том, что в наше время, мы, видя Истину через призму достоверных исторических событий, говоря от тех евреях, что они распяли Христа - «мы бы так не посмели», распинаем его в нашем сердце, будучи обольщены своим слабостями (грехами), о призме же, через которую на все это надо смотреть забываем, повреждая свое духовное око, не радея словами Спасителя: наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк.12:31). Этими словами Он обещает то, что человек ищет и не находит (когда ищет без Него) – насыщение. Какое блаженство насыщение даже малым и какая мука пресыщение без насыщения!

« Воскресением Своим Христос победил грех и смерть,  сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощенный  род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога и человека. Ему подобает честь и слава, со Отцем и  Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной.» Святитель Николай Сербский. 

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. Святитель Григорий Богослов пишет: «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых». В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).

Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.

"Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,  сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Событие, которое сегодня мы, православные христиане, вспоминаем и торжественно празднуем, было предсказано пророком Захарией еще за несколько веков. Пророчески созерцая вход в Иерусалим Небесного Царя, Праведного и Спасающего, Захария призывал всех жителей града возрадоваться в этот священный день.

Все ли вняли этому пророческому гласу, когда Христос пришел? – Нет! Иудейские книжники и фарисеи, которых Господь неоднократно обличал за их лицемерие и косность, смотрели на это священное событие с завистью и даже со злобой. Толпы народа раздвоились: одни, проникшись священным восторгом, восхваляли Христа Спасителя, другие, следуя иудейским вождям, взирали на происходящее с недоверием и спрашивали: «Кто сей?» (Мф. 21:10). Эти другие смотрели на происходящее чужими глазами – и потому самого главного не увидели, потому что сердце их не было чисто. К нашей общей радости, среди встречавших и сопровождавших Господа были люди и с чистым сердцем. Это были, прежде всего, дети и ближайшие ученики Спасителя. Они безраздельно и безгранично предались радости торжества. В их святых сердцах, как солнце в чистой воде, со всей яркостью отразился живительный свет шествия Господня ради нас, ради нашего спасения. Напрасно напуганные фарисеи потребовали было от Христа Спасителя запретить Своим ученикам «велегласно славить» Его как Царя Израилева, шествующего во имя Бога. Господь ответил негодующим: «Сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:37–40). Приветствия учеников были исполнены искренней веры в своего Божественного Учителя и потому были угодны Ему. В этой искренней глубокой вере ученики Христа Спасителя прожили всю свою земную жизнь, в ней они черпали новые духовные силы, ею они вдохновлялись в своем благовестии о Христе распятом и воскресшем. «Я знаю, в Кого уверовал», – говорил, например, о себе св. ап. Павел, и ничто в мире не могло поколебать его убеждения. "Я, – продолжает тот же ученик Христов, – поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. По сей причине я и страдаю, но не стыжусь. Ибо я... уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим. 1:11–12). К такой искренней, чистосердечной, глубокой вере призывает св. Апостол и всех нас; потому что, по его слову, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

« се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил,  что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23) Когда пришла полнота времени, в которое Бог Отец определил ниспослать сюда на землю Единородного Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, архангел Гавриил, предстатель Ангелов, был послан в город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами: «Радуйся, Благодатная»; и сказать Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Матерью Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: «се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус» (Лк.1:31). Вначале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: «како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лк.1:34). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет сверхъестественным образом, силой Святаго Духа, Она приняла повеление с глубоким смирением: «се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38) – и тотчас сошел на Нее Святой Дух.
Великий пост
06 Марта 2025

«Прииде пост, мати целомудрия,  обличитель грехов, проповедник покаяния,  жительство ангелов и спасение человеков»

(«Утреня первой седмицы, самогласен глас 5)

Пост - это самое древнее церковное установление. Первая заповедь, данная первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился св. Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился сорок дней перед выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и наш сорокадневный Великий Пост.

Несмотря на все эти примеры, несмотря на то что пост всегда существовал в Православной Церкви, многие тяготятся постом и считают его лишним, ненужным, а потому и не соблюдают его. Они говорят: "Зачем пост? Не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него выходит, то есть дурные желания сердца; с ними и надо бороться, а не изнурять свое тело постом".

Рассуждающие так напоминают больного, который на предложение принимать лекарство говорит: "Зачем мне принимать это лекарство? Ведь мне не лекарство принимать нужно, а нужно выздороветь". Этот больной забывает, что лекарство для того именно и дается ему, чтобы он выздоровел.

«Ублажаем тя, преподобне отче наш, Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов».

(Величание прп.Варнаве Гефсиманскому)

Жизнь преподобного Варнавы весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу. Преподобный Варнава родился в первой половине XIX века в Тульской губернии в благочестивой крестьянской семье. Родители его были людьми добрыми, глубоко верующими и трудолюбивыми. Их добродетельная жизнь стала для мальчика первым примером, благой основой душевного и духовного воспитания.

С раннего возраста Василий Меркулов – таково было его мирское имя – вместе со старшими ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы, а первыми его «взрослыми» книгами были Псалтирь и Часослов. Уже в детстве открывался Василию мир духовный: Господь невидимо руководил им, охраняя жизнь Своего избранника от опасностей. Его благочестивая мать, впоследствии схимонахиня Дарья, рассказывала несколько случаев, свидетельствующих о том, как Промысл Божий действительно хранил ее сына.

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.  Он был муж праведный и благочестивый...  и Дух Святый был на нём» (Лк.2:25).

Сегодня Святая Церковь торжественно отмечает праздник Сретения Господня. В этот день св. праведный Иосиф и Дева Мария принесли Божественного Младенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу, во исполнение закона Моисеева. Здесь Его встретили св. праведный Симеон, прозванный впоследствии Богоприимцем, и св. Анна пророчица. Дух Святой привел их на эту встречу, ибо они были людьми богобоязненными.

Радостью наполняется человеческая душа при чтении божественного Евангелия. Но с особенным трепетом воспринимаются именно первые Его главы. Они посвящены тому времени, когда Христос был ещё совсем младенцем. Никто не знал Его. Позднее толпы народа окружали Его, так что не всегда имелась возможность подойти и увидеть Его. В этот же период, Его человеческой безвестности, к Нему подходили совершенно особенные, избранные люди, которых приводил Святой Дух. Пастухи, волхвы – их избрал Господь, чтобы встретить Сына Своего. К числу этих людей относился и праведный Симеон Богоприимец с Анной пророчицей. «И пришёл Он по вдохновению в храм» (Лк.2:27). Это евангельское слово говорит нам о том, что Сам Господь ведёт праведного человека по его жизненному пути. Такой человек, по примеру св. праведного Симеона Богоприимца, не останется в стороне от значимого духовного события. Тем более, если оно станет главным в его земной жизни. И для нас с вами возникает закономерный вопрос, а какую же жизнь надо проводить, чтобы Господь так вёл тебя, словно бы за руку. Это отчасти можно постигнуть из краткого евангельского слова о жизни св. Анны пророчицы. Оно повествует нам о том, что она была «вдова, лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк.2:37).

«Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас»

(из кондака Крещения Господня)

Праздник Крещения Господня назывался древле Днем Светов. Крещение Христово – начало нашего просвещения – явление Христа миру, открытие Святой Троицы людям. «Почему, – вопрошает святитель Иоанн Златоуст, – не день, в который родился, но день, в который крестился, Богоявлением нарицается? Потому что теперь явился Он миру».

Хотя, когда Христос тайно родился в вертепе, звезда открыла о том волхвам и ангелы возвестили о том пастырям, но до наступления положенного для того времени как бы скрывался от остального мира Христос, то таясь и бегая от Ирода, то ничем не выделяясь среди окружающих людей, пребывая в доме мнимого отца Своего Иосифа. А ныне является миру Христос и начинает открыто учить, совершать чудеса и грядет пострадать за род человеческий, проповедуя и совершая спасение наше.

Явление Христа и начало Его служения соединяется с явлением Святой Троицы: «Троицы явление во Иордане бысть». Ветхозаветное Писание лишь неясно и таинственно возвещало о Ней. Теперь же явно являются Три Лица Святой Троицы.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает,  и земля вертеп Неприступному приносит.  Ангели с пастырьми славословят,  волсви же со звездою путешествуют:  нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.»

(Кондак праздника Рождества Христова)

Рождество Христово — один из главных православных Господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог»(Ис.7:14) - за 700 лет до Рождества Христова о рождении Мессии предсказал ветхозаветный пророк Исайя, и продолжает –«ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира»(Ис.9;6).

Мы всегда думаем о воплощении Христа как о радости: родился Ребенок у Пречистой Девы Богородицы; но мы не помним о том, что родился Он для того, чтобы нас спасти от греха, и что это Ему стоило жизни.

Христос должен рождаться, прежде всего, в нас самих, в нашей душе, 

«Вы - свет мира. Не может укрыться город,  стоящий на верху горы» (Мф.5:14).

Так говорит Христос, обращаясь к Своим ученикам. Христос зажег эти свечи не для того, чтобы поставить их под сосудом.

Вряд ли нужно много говорить о том, каким образом почитается во всей Вселенской Православной Церкви, у всех, даже нехристианских народов, имя Святителя Николая.

Святитель чудотворец Николай не оставил наставлений и богословских трудов. Однако же, Церковь так торжественно прославляет его.

Почему? Потому что он в жизни своей воплотил всю добродетель, к которой Спаситель учеников призывал, о которой Он сказал, что потому-то люди и узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35).

Ту любовь, которую проповедовал великий Апостол любви Иоанн Богослов. Вот эту добродетель любви святитель Николай так воплотил в своей жизни, как мало кто из других угодников Божиих.

«...Как огонь, <любовь> согревает душу мою и воспламеняет сердце, возбуждая в них желание и любовь к Творцу» (прп.Симеон Новый Богослов, слово 78).

Возопи́й, Дави́де, что́ се́й настоя́щий пра́здник,  Ю́же воспе́л еси́ иногда́ в кни́зе псало́мстей,  я́ко Дще́рь Богоотрокови́цу и Де́ву. Приведу́тся,  рече́, Царю́ та́инственно де́вы во сле́д Ея́ и бли́жния Ея́.  И ди́вен соде́лай и всеми́рен пра́здник зову́щим:  Богоро́дица на́м предста́, спасе́ния хода́таица.

(Канон Введению во храм Пресвятой Богородицы, Седа́лен, гла́с 4).

Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из двунадесятых праздников, который совершается ежегодно 4 декабря (21 ноября по старому стилю).

О Введении во храм Пресвятой Богородицы известно из Священного Предания.

Когда Пречистой Отроковице Марии исполнилось три года, Ее праведные родители Иоаким и Анна решились выполнить обет, который они дали Богу, – отдать свою Дочь в храм Ему на служение. Святые родители собрали в Назарет, где они жили, своих родственников, так как оба они были из непростых родов: Иоаким из царского, а Анна из архиерейского. Они приготовили много свечей, позвали хор девиц и окружили Пресвятую Деву царской красотой, как пишут об этом святые отцы.

Устроив все, как полагалось, для Ее введения во храм, они отправились в путь. Дорога из Назарета в Иерусалим занимала целых три дня.

Наконец они дошли до Иерусалима. Навстречу Отроковице из храма вышли с пением священники.

Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою  (Псалом 90, стихи 11-12).

Сегодня мы торжественно чтим все небесные бесплотные силы во главе с Архистратигом Божиим Михаилом. Вспоминаем тех, кто живёт в духовном мире, кто охраняет нас и помогает нам, кто сопутствует нам в жизни, кто соучаствует в Божественной литургии и других богослужениях. Господь указывает ангелам на земле и время, и место, и лиц, которым нужно оказать небесную помощь; и Ангелы, как слуги Его, охотно являются на землю.

Греческое слово «ангел» буквально означает «вестник». Вестник – это тот, кто возвещает волю пославшего его. Ангельский мир сотворил Господь до творения человека. К несчастью произошло отпадение высшего ангела от Бога. Он увлёк с собой треть ангелов. И в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира – Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» - обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. В этом его поступке проявились его личные качества: твёрдая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге. Изображается архангел Михаил всегда в виде воина, попирающего ногами дракона, т.е. духа злобы, в руке его – копьё или меч. Крест, которым оканчивается копьё, свидетельствует, что брань с царством тьмы и победа над ним ангелов совершается во имя креста Господня, посредством терпения, смирения и самоотвержения. Ангелы всегда видят лицо Господа и непристанно воспевают: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще свят, свят, свят Господь Саваоф» [Песнопение Евхаристического канона литургии].

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство. (тропарь праздника).

Православная Церковь отмечает Праздник Воздвижения Креста Господня 14/27 сентября. Праздник был установлен в четвертом веке от Рождества Христова святой равноапостольной Императрицей Еленой, матерью равноапостольного Константина Великого, первого из римских императоров, прекративших гонения на христиан.

Святая церковь вспоминает очень важное историческое событие, которое совершилось в 326 году по Рождестве Христовом. Благоверная царица Елена, посланная своим сыном - царем равноапостольным Константином Великим, обрела в Иерусалиме Животворящий Крест Господень.

Древнейшее предание, о котором говорят историки Евсевий Памфил и Феодорит, свидетельствует о том, что не сразу был найден Животворящий Крест. После долгих поисков царице Елене указали на старого иудея по имени Иуда, который сказал, что Голгофа засыпана землей, на которой было сооружено капище, посвященное языческой богине Венере. И вот, после того как было разрушено это капище, когда была убрана земля, открылась Голгофа, а рядом находились три креста. Патриарх Макарий не сразу понял, какой крест является Животворящим Крестом Господним. Это открылось благодаря Промыслу Божиему: мимо шла погребальная процессия, и патриарх Макарий, помолившись, остановил процессию и стал прикладывать к покойнику поочерёдно три креста. Два из них принадлежали разбойникам, а один-Господу. И вот, когда возложен был на покойника Животворящий Крест, мертвый воскрес. И практически сразу от Креста исцелилась женщина, которая находилась при смерти. Тогда царица Елена облобызала Животворящий Крест Господень и вся ее свита подошла ко Кресту.

Отложи́, Ада́ме и Е́во,/ вся́ку печа́ль:/ Ма́ти бо Ра́дости/ от непло́дове// пресла́вно прозяба́ет днесь (на стихо́вне стихи́ра, глас 2)

Рождество Пресвятой Богородицы в годовом круге двунадесятых праздников является первым по времени и празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Которая была от века предназначена Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким и Анна; Иоаким происходил из рода пророка и царя Давида, Анна – из рода первосвященника Аарона. Святые супруги оставались бездетными, так как святая Анна была неплодна. Глубоко страдая от своего бесчадия, они многие годы молились о том, чтобы Бог даровал им дитя. Достигнув старческих лет, они всё же не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, что Он и в старости может разрешить неплодие Анны, как некогда Он разрешил неплодие Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет: дитя, которое им пошлет Господь, посвятить Богу для служения в храме.

«Похвала́ми венча́ем, Влады́чице Богоро́дице,/ венцено́сный Черни́говский о́браз Твой…». (Тропарь индикта и Богородице, глас 5)

1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, просияла новая чудотворная икона – Черниговская Гефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.

Иконы Божией Матери обладают уникальными историями и важными ролями в жизни верующих. Считается, что каждая из этих икон была открыта в тот критический момент, когда люди остро нуждались в духовном укреплении и помощи.

В 1852 году икона была передана в Троице-Сергиеву Лавру благочестивой Александрой Григорьевной Филипповой, которая заботливо сохраняла ее в своих руках на протяжении двадцати пяти лет. Эту священную реликвию ей в знак благословения передал священник Иоанн Алексеев из Хотькова, получивший ее от одного из монахов Лавры. По совету наместника Лавры, архимандрита Антония, икона была установлена в недавно созданном подземном храме, посвященном святому Архистратигу Михаилу. Освящение этого храма состоялось 27 октября 1851 года под руководством митрополита Московского Филарета, активно участвовавшего в создании Гефсиманского скита.

"Приидите, всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем». (Служба Успению Пресвятой Богородицы.  Малая вечерня. Стих «На Господи воззвах»)

  Смерть, будучи завершением земной жизни, у различных людей бывает разная, как разные бывают сами люди и как неодинаковы их жизни. Отсюда естественно ожидать, что у Божией Матери, жизнь Которой была необычной, и кончина должна быть единственной в своем роде, какой ни у кого из смертных не было. И св. Церковь об этом так именно и свидетельствует. Хотя Пресвятая Дева и не была изъята из закона смерти, но, как и Божественный Сын Ее, восторжествовала над смертью – силой Господней восстала из гроба прежде всеобщего воскресения.

  После вознесения Христа Спасителя и сошествия Св. Духа на св. Апостолов Божия Матерь некоторое время находилась в Ефесе – городе, где жил св. Иоанн Богослов, заботам которого Она была вручена велением Спасителя со креста (Ин.19:26–27). Но сердце Матери влекло туда, где каждый шаг был освящен стопами Ее Божественного Сына. Вернувшись в Иерусалим, Она особенно любила посещать те места, которые соединены были с воспоминаниями важнейших последних событий жизни Спасителя. Это: храм, Гефсимания, Голгофа, Елеон. Здесь Она часто и долго молилась. Она молилась о скорейшем распространении по лицу земли св. Евангелия, об обращении и вхождении в Церковь погибавших в неверии; молилась об утверждении только что основанной Христовой Церкви и о распространении Евангельского учения. Но все Ее прошения заканчивались молитвой о том, чтобы Господь скорее разрешил Ее от уз плоти, чтобы всегда быть с Сыном лицом к лицу. Однажды во время такой молитвы, как говорит о том предание, Она увидела архангела Гавриила, который возвестил Ей час отшествия из сего мира. С великой радостью приняла Она эту весть и стала готовиться к Своему отшествию. Единственным желанием Ее оставалось повидаться со св. Апостолами, проститься с ними, преподать им благословение, утешить и воодушевить их надеждой на Свое заступление у Престола Божия. Апостолы в это время находились в разных странах, благовествуя о Христе распятом и воскресшем.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже,  показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху:  да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,  молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе»  (тропарь Преображению Господню)

В сей великий день вспоминаем о преславном Преображении Господа и Бога нашего Иисуса Христа, когда явил Он нам Божественный свет Лица Своего, всего Естества Своего.

Спаситель взял с собой трех учеников – Петра и братьев Зеведеевых: Иакова и Иоанна – и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк.9:32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях.

«Из млада Христа Бога чисте возлюбил,

сын утешения был еси…»

(из тропаря преп. Варнаве Гефсиманскому)

19 июля по новому стилю церковь празднует Собор Радонежских святых, и в сонме Великих угодников Божии мы чествуем Преподобного и Богоносного отца нашего Варнаву Гефсиманского чудотворца. В начале прошлого века имя о. Варнавы из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры в России было известно от центральных губерний до самых отдаленных ее уголков. Старец принимал народ без различия чина и звания, и каждого приходящего приветствовал ласковым словом: «сынок» или «деточка». Монах строгой аскетической жизни, пастырь, Преподобный Варнава был поставлен на служение Церкви перед ожидавшими Ее испытаниями.