“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Проповеди

« се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут

имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» Мтф 1:23

25 марта/7 апреля празднуется двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Библейская история его вкратце такова: Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

«…могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». (Мк. 2:19)

Великий пост - важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику - к Святой Пасхе. В основе Великого поста лежит воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя, Страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни и страданиях и смерти Господа Иисуса Христа.

Великий пост – это время отрешения от мирских дел, время для общения с Богом. Пост предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения. Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей, – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел видеть Бог.

В этом високосном году день преставления прп. Варнавы приходится на 1 марта по новому стилю. В этот день 118 лет назад гефсиманский старец перешёл из этой временной жизни в небесные обители. Кратко изложим повествование жития прп. Варнавы, - о предсмертной болезни и самой смерти, - написанного архим. Георгием (Тертышниковым). Попытаемся понять почему мы празднуем память смерти прп. Варнавы, почему она была радостна для него; посмотрим на те события 1906 года. Постараемся понять почему они стали праздником для нас.

«Днесь благоволения Божия предображение  и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»

(Тропарь праздника)

Такой священной песнью святая Церковь прославляет сегодняшний праздник и раскрывает его содержание.

Этот праздник - древний. Упоминания о нём имеются уже в IV в., а предсказания о событии праздника – и удивительно ясные – находим еще у пророка Давида, жившего за тысячу с лишним лет до Рождества Христова. 

Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. (Пс.103, ст 4)

 

21 ноября (8 ноября по старому стилю) Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Празднование было установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который проходил за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,  и святое Воскресение Твое славим»

(тропарь Кресту)

Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, празднуемый Православной Церковью 14 сентября (27 сентября по новому стилю), очень древний и берет начало с IV века. Установлен он по поводу радости обретения Креста, на котором был распят Христос. 

“Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный” (тропарь праздника).

 

Как трудно перечислить все восхваления и песнопения, которыми любящее и благодарное сердце каждого христианина прославляет заступницу рода христианского, преблагословенную Деву Марию. И как не прославлять Ту, Которая сделалась виновницей нашего спасения, Которая носила во чреве Своем воплощенное Слово - Спасителя нашего Иисуса Христа? Когда лукавому искусителю удалось прельстить первых человеков и тем разрушить их райское блаженство, когда смерть сделалась уделом всего человечества, тогда всемилостивый Бог благоволил в погибающем людском роде посеять новое семя жизни и спасения. В слове осуждения змию-искусителю Господь сказал: “вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между семенем Тоя. Той твою сотрет главу” (Быт.3,15).

Ра́дуйся, Венцено́сная Цари́це, Росси́йския Гефсима́нии похвало́ и украше́ние

(Из Акафиста Гефсиманской Черниговской иконе Божией Матери)

 

В книге Деяний апостольских повествуется, что в речи, обращенной к начальникам иудейского народа, апостол Петр сказал: “…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян.4:12). Он говорил об имени Господа Иисуса Христа.

«В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника).

Святая Церковь торжественно отмечает праздник Успения Божией Матери. Сегодня мы радуемся, несмотря на то, что смерть обычно сопровождается совсем другими чувствами. Смерть воистину страшна, но страшна тем, кто не знает Креста.

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою... (из тропаря праздника).

Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег.

 «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой». (Ин. 12:26)

В середине XVII века был издан «Канон и молебен преподобным и богоносным отцам нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам. По преданию именно с этого момента было установлено празднование Собора Радонежских святых. В состав Собора, возглавляемого игуменом земли Русской Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются семьдесят восемь угодников Божиих. Почетное место среди них занимает старец Гефсиманского скита Лавры, иеромонах Варнава (Меркулов).

Кто не имеет Духа Христова, тот и не Его (Рим. 8:9).

Апостолы, ближайшие ученики Христовы, ждали ниспослания им Духа Святого в иерусалимской горнице. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе (Деян. 2:1). В день ветхозаветного праздника пятидесятницы множество иудеев со всех провинций Римской империи и даже из-за пределов её собрались в Иерусалим, чтобы отпраздновать память дарования пророку Моисею ветхозаветного закона. В этот день, утром, столица Иудеи наполнилась шумом. Горница, где были собраны апостолы, явилась местом рождения новозаветной Церкви, на каждого из бывших в ней сошли огненные языки, они исполнились Духом Святым. Прежде, страха ради иудейского, сидящие в запертой горнице ученики, часто помышляющие об основании Иисусом Христом мирового царства во главе с иудеями, теперь выходят из горницы и безбоязненно обращаются к собравшимся ортодоксальным иудеям с проповедью христианства. Они говорят на всех языках, они безбоязненно свидетельствуют перед синедрионом о воскресшем Иисусе Христе, они исцеляют одним словом увечных, они воскрешают мёртвых, они уже не боятся смерти.

«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24).

Вознесение – двунадесятый праздник празднуемый в сороковой день после Пасхи. Буквально о том, что после воскресения Господь являлся своим ученикам в течение 40 дней, т.е. до вознесения, говорит апостол Лука в первой главе книги Деяний апостольских. Повествование о событиях вознесения до нас донесены только апостолом Лукой в его Евангелии и Деяниях апостольских и евангелистом Марком. 

Христос Воскресе!

Пасха - самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к переходящим праздникам. Празднование Пасхи - самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!"

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних!» (Мф. 21:9)

Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

«Днесь радость Благовещения, Девственное торжество». (Из стихиры «на стиховне», на «Слава, и ныне»)

«Да веселятся небеса, и радуется земля». («Из стихиры на хвалитех», на «Слава, и ныне»)

 

Светлое и радостное событие совершилось в этот день во граде Назарете! Великий и торжественный сегодня праздник! «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах» (Лк. 1, 28), – с трепетным восторгом приветствует Пресвятую Деву Марию ангел Гавриил, возвещая Ей благую весть о Спасителе человеческого рода. «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу»(Припев на 9-й песне), – призывает Церковь к веселью всех: и землю, и небо, и Ангелов, и людей.

«Ублажаем тя, преподобне отче наш, Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов». (Величание прп.Варнаве Гефсиманскому)

Жизнь преподобного Варнавы весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу.

«Бог сотворив в начале человека, и зная, что врачевство поста весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же в самом начале дал первозданному следующую заповедь:  от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт. 2, 16–17),

   

История происхождения поста восходит ещё к временам сотворения человека, и всей истории Ветхого завета, где можно обнаружить множество примеров, когда преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом. К примеру, пророк Моисей взошел на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды. Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

“Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое.” (Лк. 2.29)

    Празднуемое ныне Святою Церковью событие относит нас к примечательному эпизоду Священной Истории, когда святые Иосиф и Дева Мария принесли Божественного Младенца в храм во исполнение закона Моисеева. Здесь их встретили святые Симеон, прозванный позднее Богоприимцем и пророчица Анна. Эти святой жизни люди единодушно засвидетельствовали, что принесенный Младенец есть несомненно Мессия, Спаситель мира, Которого с нетерпением давно ожидал уже весь верующий человеческий род.

«И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

(Мк.1:11)

 

О крещении Спасителя в Иордане повествуют все четыре Евангелиста: Матфей (Мф.3:1–17), Марк (Мк.1:1–11), Лука (Лк.3:1–22) и Иоанн (Ин.1:15–33).

Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь Иисус Христос еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев.

"се, Дева во чреве приимет и родит Сына,  и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мф.1:22).

"Итак Сам Господь даст вам знамение:  се, Дева во чреве приимет и родит Сына,  и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7:14).

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

(Мф.5:16).

 

Сей угодник Божий родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны, и был назван Николаем (греч.-победитель народа») в честь своего дяди – епископа этого города.

…Марию Богоотроковицу верно да восхвалим: днесь бо вводится во Святая Святых воспитатися Господу. (светилен канона Введению во Храм Пресвятой Богородицы)

«Сию, восхваляемую нами, Приснодеву, чудесный Вход Которой во Святая Святых мы сегодня празднуем. Потому что прежде всех веков Бог предопределил Ее для дела спасения и воззвания нашего рода и избрал Ее из числа всех от века сущих, не только в количественном смысле, но и из числа всех от века избранных и замечательных и знаменитых своим благочестием и благоразумием и общеполезными и богоугодными качествами и нравами, и словами и делами» (Свт.Григорий Палама, Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы).

Крепостию Божественною, Воеводо ангелов всехвальне, обходиши всю землю, от лютых ны изимая, призывающия твое Божественное имя

(канон глас 4 песнь 3 стих 1)

День Собора Архангела Божия Михаила – престольный праздник главного храма Пещерного отделения Гефсиманского Черниговского скита.