“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

СЛОВО НА ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Днесь благоволения Божия предображение
 и человеков спасения проповедание,
в храме Божии ясно Дева является
и Христа всем предвозвещает.
Той и мы велегласно возопиим: радуйся,
смотрения Зиждителева исполнение»

(Тропарь праздника)

Такой священной песнью святая Церковь прославляет сегодняшний праздник и раскрывает его содержание.

Этот праздник - древний. Упоминания о нём имеются уже в IV в., а предсказания о событии праздника – и удивительно ясные – находим еще у пророка Давида, жившего за тысячу с лишним лет до Рождества Христова. 

«Стала Царица одесную (по правую сторону)  Тебя, – возвещает Пророк. – Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое... И возжелает Царь красоты Твоей; ибо Он Господь Твой, и Ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава Дщери Царя внутри Ее; одежда Ее шита золотом. В испещренной одежде ведется Она к Царю; за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводится с веселием и ликованием, входят в чертог Царя... Сделаю имя Твое памятным в род и род (по-славянски: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»); посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс. 44:10–16, 18).

Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, дали обет посвятить свое Дитя Богу. И когда Марии исполнилось три (по другим данным 7 лет), помня свое обещание, надели на Отроковицу богатые украшения («В испещренной одежде ведется Она к Царю». Пс. 44:15) и в сопровождении множества девиц («за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее». Пс. 44:15) с пением псалмов направились к Соломонову храму. На лестнице храма торжественную процессию встретил первосвященник Захария со всеми священнослужителями. Захария взял Марию за руку и сам повел Ее в храм, а затем ввел и в самую главную часть храма – во Святая Святых – «в чертог Царя» (Пс. 44:16), куда разрешалось входить только одному первосвященнику, да и то один раз в год. Объятый Духом Святым, много раз удостоенный откровений Божиих и чудес, Захария уразумел, что вводимая им Отроковица и есть Та Дева, Божественный Сын Которой – предсказанный Потомок – победит древнего змия, соблазнителя людей (Быт.3:15), победит зло и вернет людям потерянный рай и блаженство (счастье).

На это благоволение Божие и указывает церковная песнь: «Днесь (сейчас) благоволения Божия предображение». Это значит, что сегодня изображается то, о чём предсказывали пророки, чего ожидало века человечество – совершается предвестие, предуказание об исполнении благой воли Божией о спасении людей.

«Человеков спасения проповедание», т.е. вход во храм Пресвятой Девы Марии является проповедью людям о наступлении их спасения. Праведники, руководимые Промыслом Божиим, жившие верой и благочестием, не могли не уразуметь того, что раз явился на землю избранный Сосуд Благодати – Святая Дева, значит исполняются их ожидания, значит приблизилось, стало совсем рядом Царствие Божие.

«В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает». Чем же Она предвозвещает? – А тем, что Она не просто вводится в храм, а вводится в самое сокровенное отделение храма – во Святая Святых, где хранились величайшие ветхозаветные святыни. Если Дева вводится во Святая Святых, то и Сама Она есть достойнейшая из всех людей, как избранная Богом стать Матерью Его Сына. Подобно тому, как утренняя заря своим восхождением указывает на скорое явление солнца, так и Богоизбранная Отроковица Своим входом в храм предвозвещает всем Грядущего Избавителя – Солнце Правды, Христа. Кончилась долгая ночь, и люди, сидевшие во тьме и сени смертной (Лк.1:79), выходят к Свету и Жизни Вечной. Не зря же св. Церковь с сегодняшнего дня рождественскими песнопениями начинает готовить нас ко встрече Искупителя: «Христос раждается, славите (славьте). Христос с небес, срящите (встречайте), Христос на земле, возноситеся (возноситесь мыслями на Небо)...»

Будучи, соединенной с Богом от чрева матери своей, и, войдя в храм и поселившись при нём, Пресвятая Дева всей чистотой детского сердца полюбила храм, как место особого присутствия Божия, и пожелала остаться здесь навсегда. Она принесла в жертву Господу Свое самое дорогое и родное – Свой дом и родительскую любовь. Всё Свое новое счастье и блаженство Она нашла в храме Божьем. Храм для Нее стал местом постоянной беседы с миром Горним, райской обителью на земле, местом учения Священному Писанию, и молитвенного подвига. Поистине, такая любовь к Богу и его храму достойна удивления! И как хорошо было бы, чтобы и мы к этой любви, хоть немного прикоснулись бы в этот великий день праздника, и воспели Той, Которая ныне вводится в храм, – «велегласно… :радуйся, смотрения Зиждителева исполнение (исполнение устроения от Бога нашего спасения)». Для нас всех теперь ясно, что на Пресвятой Деве Марии исполнилось промышление Божие о нас, исполнилось Божественное обетование (обещание) – Семя Ее (Христос) лишило «силы имеющего державу смерти (диавола)» (Евр. 2:14).

Она «от Духа Свята» родила Спасителя мира, даровавшего нам вечную жизнь, принесла нам величайшую радость. Поэтому мы сегодня вместе со св. Церковью, обращаясь к Ней, и взываем: «Радуйся!» Для современников земной жизни Пресвятой Девы вход Ее во храм был вестью, проповедью о скором явлении в мир Христа Спасителя, а для нас – ясным свидетельством Ее спасительной миссии – Ее Богоматеринства.

Итак, Пресвятая Дева Мария Своим входом в храм Божий: и торжественно предвозвещает явление Христа Спасителя в мир, и свидетельствует о Своем особом избранничестве Богом, и, одновременно, зовет с Собою всех нас посещать храм как можно чаще. Потому что храм – это отображение Неба на земле, и - пусть среди нас не будет никого, лишенного его! Мы же сегодня, в этот светлый праздник вместе с Церковью (собранием верующих) обратимся к Пресвятой Владычице Богородице: «Свете помраченных наших душ, Надеждо, Покрове, Прибежище, Утешение и Радосте наша, помогай нам и помилуй нас!»