“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Богослужения

Чудотворная икона Божией Матери была явлена в Казани в 1579 году. Тогда после пожара в доме купца Онучина его десятилетней дочери Матроне во сне явилась Богородица и открыла ей, что прямо под домом находится образ, оставленный там христианами еще во времена иноверного владычества. Сначала родители не поверили дочери, но видение повторялось три раза, и затем девочку отвели к митрополиту Казанскому Иову, который благословил начать раскопки на месте сгоревшего дома. Никто из землекопов найти ничего не сумел, но как только сама Матрона принялась копать, то образ был обретен. Икону передали наиболее почитаемому в городе священнику, отцу Ермолаю, который тут же возглавил крестный ход.

Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно после его обретения. Через 10 лет на месте явления иконы отец Ермолай, принявший постриг с именем Ермоген и ставший к тому моменту митрополитом, основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской. Матрона Онучина приняла там постриг и стала потом игуменией. Сам же митрополит Казанский Ермоген был возведен на Патриарший престол в 1606 году.

В 1610 году польские захватчики, воспользовавшиеся смутой и захватившие Москву, пленили Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, по многим городам и деревням распространялись его призывы «крепко стоять за веру, унимать грабеж, сохранять братство и положить души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру». Благословил он возникшее вскоре нижегородское ополчение Минина и Пожарского.

У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы в 1612 году. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Греческому архиепископу Элассонскому Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Димитриевская родительская суббота отмечается перед днем памяти святого великомученика Дмитрия Солунского, чье празднование приходится на 8 ноября по новому стилю (26 октября - по старому).

Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота в христианской традиции из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Поэтому в Церкви утвердилось совершение особых заупокойные служб именно в субботу.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы зародился в Византии в X веке, во время царствования императора Льва Vl Философа. Тогда Константинополь осаждали полчища варваров, собиравшихся разрушить город. Единственным прибежищем для жителей стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения.

Согласно преданию, во время всенощного бдения в храме Влахернской иконы Божией Матери святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели, как Божья Матерь распростёрла свой омофор (покров) над молящимися. Это чудо стало символом защиты и утешения для всех присутствующих.

На Русь праздник Покрова был принесён князем Андреем Боголюбским в середине XII века. В 1165 году святой князь воздвиг храм в честь Покрова на реке Нерль.

Праздник Покрова быстро стал одним из самых почитаемых на Руси. Он символизировал защиту и помощь Божией Матери в трудные времена, особенно для воинов и защитников Отечества.

Особое значение праздник Покрова приобрёл в период татаро-монгольского ига. В 1395 году хан Тамерлан (Тимур), доселе не потерпевший ни одного поражения, подступил к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич собрал войско, но силы были слишком неравные.

8 октября молитвенно празднуется день преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России, чудотворца.

В Гефсиманском Черниговском скиту Литургию возглавил Митрополит Астраханский и Камызякский Никон. Ему сослужили Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор, Архиепископ Воркутинский и Усинский Марк, Епископ Ахтубинский и Енотаевский Матфей, Епископ Россошанский и Острогожский Дионисий, Епископ Кинешемский и Палехский Иларион, Епископ Ейский и Тимашевский Серафим, а также братия скита.

В этот день мы вспоминаем иноческий подвиг святого преподобного отца нашего Сергия. Старославянское слово "инок" означает "иной", то есть живущий по-другому. Еще до рождения отрока Варфоломея Промыслом Божием было явлено людям, что у благочестивых родителей Кирилла и Марии появится на свет будущий святой. Из жития, составленного современником преподобного Сергия преподобным Епифанием Премудрым, мы знаем, что во время одной из литургий, за которой молилась мать Варфоломея, чадо, находящееся у нее во утробе, трижды громко вскрикнуло, что привело в недоумение и благоговейный страх, всех находившихся в храме.

В отличие от монашества древних времен, когда подвижники, уходя в монастырь, становились отшельниками и навсегда отделяли себя от мира, иноческий подвиг преподобного Сергия, помимо строгого молитвенного правила, был обращен и на прямое служение людям. Сам преподобный ушел от мира, устроив первую келью в таких суровых условиях, что ближайший родственник, брат Стефан не выдержал тяжелого испытания и вернулся в московский монастырь. Однако со временем все больше и больше монахов приходило в обитель преподобного Сергия; а за монахами начали притекать и миряне, жаждавшие духовного утешения и наставления. Не только простые люди, но и князья прибывали в монастырь, испросить благословения у святого. Перед сражением на Куликовом поле произошло и вовсе удивительное для монашеской жизни: преподобный Сергий отправил в войско Дмитрия Донского двух иноков Пересвета и Ослябю. Сам преподобный положил немало усилий для того, чтобы примирить временами враждовавших между собой удельных князей, увещевая их проявить братскую любовь и смирение на благо всех земель русских. Являвший собой истинный образ жизни по Евангелию, преподобный Сергий стремился помочь и всем ближним победить зло в себе, ниспровергнуть ненавистную рознь мира сего.

7 октября Святая Церковь молитвенно чтит память святого благоверного князя Владислава Сербского. В этот день в Гефсиманском Черниговском скиту, в надкладезной часовне, был отслужен водосвятный молебен.

Торжественное богослужение состоялось в нижнем храме Боголюбской Киновии в день престольного праздника.

После нескольких лет правления в Киеве старший брат князя Игоря, Всеволод, решил передать ему власть. Другие князья присягнули на верность, но совсем скоро многие из них решили, что новый правитель им не угоден, и решили свергнуть святого Игоря. В сражении ополчение, собранное из киевлян, перешло на сторону противника, и войска святого князя были разбиты. Самого его заточили в срубе без окон и дверей.

Когда все уже думали, что святой преставился в заточении, оказалось, что он жив и просит принять монашеский постриг. Переяславский епископ Евфимий постриг князя в иноки с именем Гавриил. Позже святой принял схиму с именем Игнатий.

Но горожане не успокоились и решили убить его. Обезумевшая толпа ворвалась посреди службы в монастырь и схватила святого Игоря, сорвав с него монашеское облачение. Киевский наместник, князь Владимир Мстиславович, пытался образумить людей, но те исполнили свое злое намерение и убили святого Игоря, после чего выставили его честные мощи на поругание. В тот же день тело было перенесено в церковь Архангела Михаила, где, как повествует летопись, совершилось чудо: «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева. В 1150 году князь Черниговский Святослав перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов, в Спасский собор.

27 сентября (14 сентября по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник этот является единственным в числе двунадесятых, события которого произошли спустя несколько веков после Рождества Христова.

После Вознесения Господа христианская вера распространялась по всему миру, что встретило ожесточенное сопротивление со стороны правивших тогда язычников. Силой они решили побороть всяческие воспоминания о Спасителе. Так, император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить языческое капище.

Божьим Промыслом в 323 году на управление всей Римской Империей был послан святой равноапостольный Константин Великий. За десять лет до этого, будучи правителем западной части империи, святой Константин издал указ о прекращении гонений на христиан, а после чудесного ведения перед одной из битв Креста на небе с надписью «Сим победиши» решил найти тот Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.

Настоящий праздник есть для нас начало праздников, как говорит святитель Андрей Критский в своем слове на Рождество Пресвятой Богородицы.

В Новом Завете почти не содержится упоминаний о земной жизни Богородицы. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Из него мы знаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет, но были бездетны.

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, терпя оскорбления от соплеменников. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении они постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери.

В те времена неплодие считалось страшным наказанием Божиим, из-за чего однажды, первосвященник даже не разрешил Иоакиму принести жертву Богу в Храме. После этого безутешный старец удалился в пустыню для молитвы. Анна была в это время дома и тоже молилась. Внезапно им обоим явился ангел и возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Праведные дали обет посвятить своего ребенка Богу и посему отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

2 сентября (15 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

Основатель Киево-Печерской лавры святой преподобный Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал расположение к духовной жизни и, достигнув зрелости, отправился на Афон, где в одной из обителей принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ монастыря. Приобретя в подвигах духовную опытность, он получил от игумена послушание, вернуться на Русь и устроить иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Когда святой Антоний пришел в Киев, там уже было несколько монастырей, основанных по желанию местных князей греками. Преподобный не избрал ни одного из них, поселившись в пещере. Со временем к подвижнику начали приходить те, кто избрал иноческий путь. Среди первых был преподобный Феодосий. Святой Антоний обратился к нему: «Видишь ли чадо, что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь». Число сподвижников преподобного Антония росло, и он, склонный к особо строгому подвигу, удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий же остался на прежнем месте, будучи избранным братией во игумена, и всячески обустраивал правильное монашеское общежитие.

По благословению старцев преподобный Антоний воспринял афонский устав и принес его на Русь, основал по афонскому образцу Киево-Печерский монастырь, положив начало русскому монашеству. Святой Феодосий, став игуменом, явил миру деятельное монашеское начало. «Земной ангел и небесный человек» – так назвал его преподобный Нестор Печерский летописец.

В самом начале обустройства Пещерного отделения Гефсиманского скита, после освящения церкви Архангела Михаила, над ней возвели часовню – заглубленный в землю бревенчатый сруб. Чуть позже ее укрупнили и благоустроили так, что получился надпещерный храм. 7 июля 1857 года святитель Филарет, митрополит Московский освятил эту церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, основоположников монашеского жительства и устроителей Киево-Печерской Лавры.

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

В честь этого чудотворного образа впоследствии назвали Пещерное отделение при Гефсиманском скиту. Первое достоверно известное нам чудо произошло по молитвам у иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской в пещерном храме Архистратига Божия Михаила, ископанным некогда блаженным схимонахом Филиппом с братией.

Черниговская-Гефсиманская икона написана на полотне в XVIII столетии и являет собой список с Ильинской Черниговской иконы, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, где в ХI веке подвизался преподобный Антоний Печерский, один из основателей Киево-Печерской Лавры. Многочисленные чудеса, происходившие после молитв перед этим образом, записаны святителем Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». Завершается она словами: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Чудотворным стал и список с этой иконы. Черниговская икона Божией Матери была передана в Гефсиманский скит дворянкой Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году по благословению преподобного Антония, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

28 августа (15 августа по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По Вознесении Господа Пресвятая Богородица оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, пребывая в доме его родителей близ горы Елеонской. Во время гонений, воздвигнутых Иродом на Церковь Христову, Божия Матерь с апостолом Иоанном удалилась в Ефес. Некоторое время Она была также и на Кипре, где епископствовал Лазарь Четверодневный, а по пути туда – на горе Афон.

Во дни, предшествовавшие почитаемому ныне празднику Успения, Пресвятая Богородица вернулась в Иерусалим и часто приходила ко Гробу Господню, дабы вознести там Свои молитвы. Однажды во время моления Ей явился Архангел Гавриил, некогда благовествовавший Ей о чуде Боговоплощения, и принес весть о скором переселении Ее в жизнь Небесную.

Чудесным образом собрались к тому времени ученики из числа двенадцати, до того момента пребывавшие с проповедью Евангелия в удаленных землях. Среди них не было лишь апостола Фомы. Ученики Господа вместе с многочисленными представителями христианской общины, узнав о скором отшествии Пресвятой Богородицы, горько опечалились. Матерь Божия просила же их радоваться грядущему событию, так как пребывая ближе к престолу Божию, Она будет молить Господа о милосердии и благости ко всякому христианину, взывающему к Ее заступничеству.

Матерь Божия завещала похоронить тело Ее в гробнице в Гефсиманском саду, где почивали блаженные мощи праведных родителей Ее, Иоакима и Анны.

19 августа, 6 августа по старому стилю, Церковь молитвенно празднует Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Об этом событии, произошедшем незадолго до Пасхи, рассказывают три евангелиста (Мф. 17:1-13, Мк 9:2-13, Лк. 9:28-36).

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5). По возвращении с горы Фавор Господь запретил трем ученикам рассказывать о случившемся вплоть до того момента, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день.

Преображение празднуется в августе, а не ранней весной, как следует из хронологии, то есть не за 40 дней до распятия Спасителя. Иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. Церковью установлена дата праздника Преображения за 40 дней до Воздвижения Креста Господня.

14 августа, в первый день Успенского поста Русская Православная Церковь отмечает праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

19 июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Церковью празднуется Собор Радонежских святых. В 1995 году в список Собора добавлен преподобный Варнава Гефсиманский.

Праздничные богослужения в Гефсиманском Черниговском скиту возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, среди которых и преподобный Варнава Гефсиманский.

При жизни преподобного Варнаву, который был народным духовником скита, называли старцем-утешителем, вспоминая изречение «по имени и житие» (принял монашеский постриг с именем апостола от 70-ти Варнавы, «сына утешения»). С 1873 года, когда старческое служение стало церковным послушанием отца Варнавы, он принимал в день до 500 человек.

Удивительным образом жизнь преподобного Варнавы сочетала в себе строгий монашеский подвиг и каждодневное жертвенное служение ближним: он не только исповедовал приходящих к нему, но и вел переписку с духовными чадами, а также насельницами устроенной им Иверской Выксунской обители. Свой подвиг святой нес, не щадя живота своего: неукоснительное соблюдение молитвенного правила и духовное окормление всех притекающих к нему оставляли на сон всего три-четыре часа в день. До самого последнего он пребывал в духовной бодрости и неизменно приносил утешение всем, к нему обращавшимся. Для каждого у преподобного Варнавы были слова вразумления и наставления.

Событие, воспоминаемое ныне, случилось в 1422 году при преподобном игумене Никоне. За 14 лет до этого Троицкая обитель подверглась нашествию татарских орд Едигея и оказалась полностью опустошена, а всем инокам во главе с игуменом Никоном пришлось укрываться в окрестных лесах, для того чтобы сберечь от поругания иконы и другие святыни. По возвращении в монастырь братии пришлось восстанавливать разрушенное, и на месте старого деревянного храма во имя Живоначальной Троицы планировалось возвести новый, каменный. И перед началом строительства Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" При обустройстве фундамента были обретены нетленные мощи Преподобного. В присутствии духовенства и большого числа богомольцев, среди которых был сын Димитрия Донского, князь Звенигородский Юрий Димитриевич, святые мощи были перенесены в деревянную Троицкую церковь, на месте которой ныне располагается церковь Сошествия Святого Духа. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают по сей день.

12 июля прославляется память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Божественную Литургию в Гефсиманском Черниговском скиту совершил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

В чтении святого Евангелия в этот день (Мф. 16:13-19) воспоминается, как на вопрос Спасителя: «а вы за кого почитаете Меня?», Петр отвечает: «Ты — Христос, Сын Бога живаго». Господь говорит ему: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» и добавляет: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Два этих Апостола, чью память мы чтим ныне, при жизни не видели друг друга и происходили из разных сословий.

1 июля (по новому стилю) Святая Церковь установила молитвенное празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России. Всенощное бдение с чтением Акафиста и Божественная Литургия отслужены в Боголюбской Киновии.

Образ Боголюбский написан в XII веке по просьбе святого благоверного князя Андрея. В 1155 году он, переезжая в Суздальское княжество, вез с собой чудотворный образ Божией Матери, по преданию, написанный самим евангелистом Лукой. Икона эта впоследствии будет именоваться Владимирской. При подъезде к Владимиру лошади, впряженные в обоз, где пребывала икона, вдруг остановились и не могли сдвинуть повозку с места.

Святой благоверный князь Андрей испросил священника, сопровождавшего образ, служить молебен перед иконой. После долгой молитвы князь отправился в шатер, где сподобился явления Самой Пресвятой Богородицы. Она явилась ему со свитком в правой руке и повелела образ Ее оставить во Владимире, а на месте явления построить храм. При этом явился и Сам Христос, благословляя Пресвятую Богородицу.

Благочестивый князь, сподобившийся такого чудесного явления, тщательно исполнил волю Матери Божией и распорядился заложить на месте том храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По велению святого Андрея была написана и новая икона в соответствии с тем явлением: Божия Матерь изображена в полный рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным ко Спасителю. Место, где был заложен храм и монастырь, князь повелел назвать Боголюбовом, так как, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место». Сам же святой князь с тех пор стал известен, как Андрей Боголюбский.

В пятидесятый день после Пасхи совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов, а второй день – в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем.

В Троицу, сразу после литургии, совершается вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа.

До самого чуда сошествия Святого Духа апостолы не могли отправиться на проповедь, еще не будучи укреплены в вере. В те времена жестоких гонений людям нужны были особые знамения, чтобы уверовать и, несмотря на страх смерти, исповедовать христианство.

Одним из первых и явных всем чудес, помимо врачевания болезней и изгнания бесов, стало говорение на иных языках. Тогда в Иерусалим в большом количестве стекались язычники, приехавшие из разных стран. И среди них вышедшие из Сионской горницы апостолы, умудренные Духом Святым, начали распространять благую весть, проповедовать христианство. При этом они не просто говорили на иных языках, но в присутствии истолкователя: "если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много, трое, и то порознь, а один изъясняй" (1 Кор. 14:27). В дальнейшем апостолы (в переводе с греческого «послы») отправились в разные страны, где за свою проповедь среди язычников претерпели мученическую смерть.

В день Пятидесятницы человечество получило зримую возможность спастись – по собственному волеизъявлению, не страшась гонений и смерти, войти в Церковь и жизнь вечную. Апостолы не только проповедовали, но и начали рукополагать епископов и священников. Благодать Святого Духа, преподанная в виде огненных языков, невидимо передается на преемников святых апостолов в Святой Православной Церкви.

В следующий за Пятидесятницей понедельник празднуется день Святого Духа, установленный Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы».

В субботу перед праздником Святой Пятидесятницы Церковью установлено особое поминовение усопших.

В этот день совершается память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших, сподобившихся христианской кончины, а также и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими.

Почему заповедано нам молиться за усопших? Молитва за них — наша просьба ко Всемилостивому Господу о прощении их грехов, спасении душ их. Как сказано, все живы пред Богом. Потому как о живых мы молимся за них, составляющих вместе с нами единую Церковь Христову.

Лишь во время Страшного Суда будет окончательно решена участь каждого, и потому, не считая никого осужденными окончательно, мы уповаем на милость Божию о нас, о наших близких, полагаясь на безмерное милосердие Его.

Важно понимать, что усопшие родные уже не могут принести покаяние. Потому так важна именно наша молитва за них. Будем же помнить, что и нам также когда-нибудь потребуется молитва о нас самих. И надеемся, что родственники и знакомые наши вознесут ее на богослужении, следуя заповеди Божией: возлюби ближнего твоего как самого себя.

Особенность службы Троицкой родительской субботы заключается в том, что в каноне, который читается на утрене, перечисляются различные случаях смерти, когда люди не получают полагающихся псалмопений и заупокойных молитв. В отличие от обычных канонов, в которых пропускается вторая песнь, в этот день читается все девять. Святая Церковь особо молится о тех, кому Господь попустил умереть внезапно, о всех, кто ушел из жизни без священнического напутствия, без разрешительной молитвы и отпевания.

Церковь, просит, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится» (степенна 4-го гласа).

3 июня, в день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, в Гефсиманском Черниговском скиту отслужено две литургии.

Ранняя литургия совершена в храме в честь святых Константина и Елены, расположенном в северном приделе колокольни скита.

Святые равноапостольные Константин и Елена жили в III-IV веках в Римской империи, разделенной тогда на Западную и Восточную. Несмотря на то что язычники продолжали свои гонения на христиан, царица Елена смогла воспитать своего сына в духе уважения к вере. После того как управление римскими Галлией и Британией перешло к Константину, императоры других провинций, приверженцы язычества, силой попытались отнять у него власть, но оказались повержены. Перед одним из решающих сражений император Константин горячо молился Богу о даровании знамения, которое воодушевило бы его войско – и в этот момент в небе был явлен Крест с надписью «Этим побеждай». Святой Константин тут же приказал изобразить кресты на щитах своих воинов и, несмотря на численный перевес врага, разгромил противника, став императором всей Римской империи.

Дабы побороть пагубное влияние язычества, святой равноапостольный царь перенес столицу из империи из Рима в Византию, Константинополь. Во время своего царствования святой Константин помогал христианам, которые столько лет до этого терпели гонения. Одной из главных целей святой Константин поставил себе найти Животворящий Крест Господень. Как известно из истории, благое пожелание царя с Божией помощью было исполнено, и святой Константин с матерью своею царицей Еленой за труды по укреплению веры Христовой Церковью именуются равноапостольными.

Ко Господу преставился святой равноапостольный царь Константин в 337 году на Пятидесятницу и был погребен в заранее приготовленной им самим гробнице в храме Святых Апостолов в Константинополе.

Праздник Вознесения Господня совершается в четверг шестой недели, в сороковой день, по Пасхе.

Повествование о событиях, воспоминаемых в праздник Вознесения, ведется в святом Евангелии и апостольских посланиях. Из этих повествований мы узнаем, что после Своего Воскресения из мертвых Спаситель являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин. 16:7). На сороковой же день после Воскресения Господь вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и вознесся на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24:52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян. 2:1–4).

В своем слове на Вознесение святитель Филарет Московский обращается к нам:

«Христос на небе. Христос во славе. Что же мы? Или нам можно оставаться на земле и без Христа! О, сохрани Бог быть где либо без Христа! Если когда, то теперь особенно надобно побуждать себя – помышлять о небе, где Христос.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

22 мая Святая Церковь молитвенно празднует день перенесения честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари.

Событие, воспоминаемое ныне, произошло в 1087 году, когда Византийская империя оказалась в упадке и подвергалась постоянным военным вторжениям. Для защиты от осквернения мощи святых могли быть перенесены из одной страны в другую. Так произошло и с мощами святителя Николая.

Рвение жителей городов Бари и Венеция перевезти мощи именно к себе было так велико, что они в 1087 году одновременно выслали две миссии под видом купеческих, чтобы разыскать место погребения святителя Николая.

Первыми в Миры Ликийские добрались представители города Бари. Они узнали у местных монахов, где располагается рака с мощами, и, разбив крышку гробницы, достали их. При этом оказалось, что вся гробница заполнена благоуханным миром. Долгое время праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только в самом городе Бари, а в Греции, на территории которой тогда располагался город Миры Ликийские, событие утраты этой святыни изначально было связано с печальными воспоминаниями.

Радоница
29 Апреля 2025

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Во вторник второй седмицы по Пасхе совершается особое поминовение усопших.

Такое расположение Радоницы, сразу после Светлой седмицы, показывает нам, что христианину не пристало безмерно сокрушаться и чрезмерно глубоко печалиться о смерти близких, но наоборот сохранять в душе теплую веру в то, что, по молитвам Церкви, Господь дарует душе усопшего вечный покой в жизни вечной.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: … время плакать и время смеяться» (Еккл.3:1, 3:4) В свете праздника Пасхи Христовой печаль о временной разлуке с ближними вытесняется радостью о победе над смертью, одержанной Воскресшим Спасителем.

В эти святые дни православные христиане, по евангельскому слову о том, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22:32), разделяют торжество праздника и со своими почившими сродниками, приходя на их могилы. Ближайший после Пасхи день, когда это удобнее сделать – Радоница, начиная с которой в церквях, по Уставу, разрешается служить панихиды обычным чином.  Именно в этот день благочестивые христиане после службы стараются побывать на кладбище, дабы навести порядок на могилах усопших родственников и поделиться с ними великой радостью о Христе Воскресшем, даровавшем нам жизнь вечную.

Светлая Седмица
26 Апреля 2025

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С особой торжественностью совершаются богослужения на Светлой седмице – при открытых царских вратах в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл верующим двери рая.

Литургия на Светлой седмице совершается так же, как в сам день Пасхи, отличаются лишь новозаветные чтения и связанные с ними песнопения: прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие. Выбор прокимена и аллилуария напоминает о традиции, некогда принятой в Константинополе, в котором было принято совершать службы на Светлой седмице в разных храмах города и прокимен с аллилуарием соответствовал по содержанию храму, в котором совершали литургию (в понедельник и пятницу служили в храмах, посвященным апостолам – потому здесь апостольские прокимен и аллилуарий; во вторник и среду служили в Богородичных храмах – потому прокимен и аллилуарий такие же, как на праздники Богородицы). Причастен для всех дней один и тот же: «Тело Христово приимите». После Литургии совершается крестный ход вокруг храма и звон в воспоминание святых жен-мироносиц, встретивших Господа по Воскресении.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Светлое Христово Воскресение - праздников Праздник и Торжество из торжеств.

Праздничная служба, совершаемая в ночь с субботы на воскресенье, полна радостного ликования о воскресшем Спасителе. Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», начинается крестный ход, символизирующий собою шествие жен-мироносиц, отправившихся ко Гробу Спасителя и извещенных о Его Воскресении перед входом в гробовую пещеру. В память этого пасхальная заутреня начинается на улице, пред затворенными дверьми храма, а возглавляющий службу священник знаменует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.

На заутрени поется Пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина, возвещающий о наступлении Новой Пасхи. Каждая песнь начинается священником в алтаре, и каждый раз, во время попеременного пения ее хорами, он кадит весь храм, держа в левой руке трехсвечник и крест. «Христос воскресе!» – обращается священник к народу, и весь храм торжественно отвечает: «Воистину воскресе»!

Затем читается огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста. По заамвонной молитве совершается чин освящения артоса, который остается в храме всю Светлую седмицу, а также выносится на крестный ход, бывающий на этой праздничной неделе каждый день.

В Великую Пятницу совершились святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Литургия в Великую Пятницу не служится – Сам Господь в этот день приносит Себя в жертву. Утром совершаются Царские Часы.

Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. Церковь воспоминает снятие с креста тела Христова и погребение Его: священносужители поднимают Плащаницу с Престола, как с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особом возвышении на месте, где обычно установлен аналой с иконой праздника. Все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и прикладываются к прободенным ребрам, рукам и ногам изображенного на ней Спасителя.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаницу при пении «Святый Боже…» обносят с крестным ходом вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. По окончании Чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам и затем возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Переносят Плащаницу в алтарь только перед началом Пасхальной утрени, во время полунощницы. Там Плащаницу возложат на престол, где она останется до отдания Пасхи.

На утрени Великой Пятницы Святая Церковь воспоминает о заключении под стражу, человеческом суде над Спасителем, Его Крестных Страданиях и смерти Богочеловека. По ходу особой службы, которая совершается вечером в четверг, читается 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Службу с чтением Страстных Евангелий в Гефсиманском Черниговском скиту возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

Установлен особый чин чтения Евангелий еще в апостольские времена, и о нем упоминает святитель Иоанн Златоуст: «И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог».

В воскресенье, предшествующее величайшему празднику Пасхи, Церковью установлено воспоминание события Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

Всего за несколько дней до крестных страданий Спасителя народ, который вскоре будет кричать: «распни, распни Его», сопровождает Господа с торжественностью, которой ранее удостаивались только цари, а многие из народа уже слышали о чудесном воскрешении Лазаря, которое произошло накануне. В момент Входа Иисуса Христа в Иерусалим первосвященники замышляют убить Его, так как Он пробуждает такое необыкновенное почитание: многие из собравшихся, приветствовавших Господа с пальмовыми ветвями, полагали, что Он станет для них Царем просто на земле, освободит народ.

В этот праздник, за вечерним богослужением в субботу, в храме по традиции освящают вербы – растения, одними из первых зацветающие в нашей полосе и заменяющие нам пальмовые ветви, с которыми народ встречал Спасителя. События праздника этого снова и снова напоминают нам о славе Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим и добровольно идущего на страшные страдания. Молящиеся с вербами, пальмовыми ветвями в руках встречают Господа, невидимо грядущего, как Победителя ада и смерти.

7 апреля (25 марта по старому стилю) Церковь молитвенно празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, двунадесятый праздник, в который мы воспоминаем о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова.

Пресвятая Дева Мария с 3 лет пребывала в Иерусалимском храме, и жизнь Ее там была сокровенна: «Если бы кто спросил меня, - говорил святой блаженный Иероним, - как проводила время юности Пресвятая Дева, - я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу из рода Давидова. Переселившись в дом Своего Обручника, Пресвятая Дева продолжала ту же жизнь, что и в храме.

В воспоминаемый ныне день явился Ей посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». На смущение Пресвятой Девы посланник Божий возвестил Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим...» Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк.1:28-38).

Cуббота пятой седмицы Великого Поста именуется субботой Акафиста.

Особое богослужение в этот день Великого поста совершается в воспоминание благодатного заступничества Божией Матери, неоднократно избавлявшей Константинополь от нашествий иноплеменников.

В честь Пресвятой Богородицы некогда был сложен самый первый акафист. По преданию, составлением его занимался служивший в то время диаконом Константинопольской Церкви святитель Георгий Антиохийский. Было это в VII веке. Изначально эта отличающаяся от других служба совершалась только во Влахернском храме, где пребывал чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия», но позднее Похвала Пресвятой Богородицы начала молитвенно праздноваться в некоторых других монастырях. По прошествии некоторого времени служба была записана в Триодь постную, став всеобщей для всей Православной Церкви.

В среду 2 апреля 2025 года в Гефсиманском Черниговском скиту отслужено особое богослужение, во время которого полностью прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской.

Чтение всего Великого канона и жития на одном богослужении было установлено на VI Вселенском Соборе (680-681 гг.). Тогда сам святой Андрей Критский передал свой канон и составленное святым Софронием, патриархом Иерусалимским, житие преподобной Марии.

На утрене читается житие преподобной Марии Египетской, которое наглядно свидетельствует о том, насколько глубоким и искренним должно быть покаяние в жизни человека. В юности Мария вела греховную жизнь, но удивительный случай, когда неведомая сила не пустила ее в храм Божий, чудесным образом повлиял на нее. В ужасе после этого события она молила о прощении грехов, пообещав полностью изменить свой образ жизни. После слезного покаяния преподобная Мария удалилась в безлюдную пустыню, где в молитве провела около полувека. Из великой грешницы она стала великой святой, являя нам пример того, что истинное покаяние помогает человеку исправиться, как бы глубоко он не падал в духовной жизни.

Установление во время Великого поста Родительских суббот связано со стремлением исполнения заповеди Спасителя о любви к ближнему. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3).

Родительские субботы позволяют нам на соборной панихиде вознести молитвы за усопших сродников, проявляя свою истинную любовь и заботу о них. Живущие ныне христиане еще имеют возможность покаяться и стать на путь исправления. Усопшие же уповают лишь на милость Господа - и мы просим Его, дабы они сподобились наследовать жизнь вечную и войти в Царствие Божие. Просим мы о них, как о живых людях, без эмоций, свойственных мирскому взгляду на смерть, как на некое бессмысленное и полное окончание существования.

Святитель Филарет Московский в своем слове об умерших говорит: "Есть в христианстве люди, которые сами себя лишают утешения молиться за усопших. Какие это люди? Без сомнения те, которые приметным и неприметными для себя образом, больше любят умствовать, нежели веровать. Почему не приемлют они молитв за усопших? Не видно другой тому причины, кроме той, что непонятно, как действие молитвы простираться может так далеко, даже из одного мира в другой, из видимаго в невидимый.

Без поста телесного, строгость которого для христианина обычно избирается его духовником, соизмеримо со всеми немощами, не может быть поста духовного, так как тело не должно властвовать над душой. Однако одно лишь только воздержание от скоромной пищи и увеселений нельзя назвать постом.

Сопровождаться оно должно делами милосердия и повышением требовательности к себе: пуще обычного нужно удерживать себя от злословия, гнева, осуждения. Человеку трудно выдержать и простой телесный пост, не говоря уже о посте духовном. Чтобы укрепить силы чад своих, Церковь воспоминает Животворящий Крест Господень.

Преподобный Иоанн Дамаскин в своем слове о Кресте и вере пишет: 

«Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа…

…Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение».

Всем постящимся неделя Крестопоклонная приносит укрепление сил в их подвиге. Сердца же тех, кто не постится, но бывает в храме, молится на службах, могут быть тронуты ходом особого богослужения, когда на воскресной утрени Крест выносится из алтаря и водружается на середину храма для поклонения.

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается (кроме праздника Благовещения, 7 апреля). Поэтому и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства, Церковь установила три особых дня для молитвы о них.

Кроме того, заупокойные службы во 2-ю – 4-ю субботы Великого поста имеют другое обоснование. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3-й, 9-й и 40-й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной Литургии), а предписывалось перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась панихида. Так как поминовение на Литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной Литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы заупокойных служб.

В 2025 году день памяти преподобного Варнавы, 2 марта (17 февраля по старому стилю) приходится на прощеное воскресенье. Поэтому торжественное богослужение в скиту было перенесено на 1 марта.

Родился будущий подвижник в семье крепостных крестьян Илии и Дарии Меркуловых 24 января 1831 года. В 20 лет Василий Меркулов решился оставить мир и удалиться в обитель преподобного Сергия. Родители со слезами благословили единственного сына на подвиг, всецело уповая на Промысел Божий. В последствии Дария Меркулова стала монахиней и приняла схиму в Выксунском Иверском женском монастыре – обители, устроенной преподобным.

Долгое время будущий духовник скита подвизался послушником и келейником у старца Даниила, который стал его наставником наряду со старцем Геронтием, приехавшим с Василием в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру из родного села. Много лет святой посвятил слесарскому делу, водил богомольцев по Пещерам скита.

В годичном круге богослужений всего две субботы именуются Вселенскими родительскими: мясопустная и Троицкая. Первая из них приходится на день перед воскресеньем, в которое Церковь напоминает нам о грядущем Страшном суде и Втором Пришествии Христовом.

В этот день Церковь совершает поминовение "всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере". Мы, живущие ныне, особо задумываемся над важностью поминовения усопших, ведь не все из них сподобились преставиться мирно, исповедавшись и причастившись. Многих смерть настигает внезапно: от стихийных бедствий, несчастных случаев, на войне.

Искренние молитвы и церковное поминовение приносят усопшим великую пользу. Умоляем мы Всеблагого Господа явить милость и простить поминаемым православным христианам все грехи, дабы по Страшном суде перейти сродникам нашим и близким в жизнь вечную и вечный покой.

2 февраля (15 февраля по новому стилю) празднуется Сретение Господне. В этот день мы вспоминаем о том, как Иисус Христос в сороковой день по рождении Своем, как первенец Марии, принесен был во храм — «поставитися …пред Господем» (Лк.2:22).

На сороковой день после Рождества, исполняя закон Моисеев, Матерь Божия принесла Младенца для посвящения Богу: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исх.22:29).

В храме Пресвятую Богородицу и Младенца Христа встретили старец Симеон и пророчица Анна. Существует предание, что святой праведный старец Симеон жил почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии "се, Дева во чреве приимет и родит сына", то слово "альма", которое в еврейском языке означает деву, - он перевел словом "парфенос", что по-гречески - "дева". Святой Симеон задумался над правильностью перевода, но был остановлен Ангелом, который возвестил ему, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Много времени прошло с тех пор – и Дух Божий в этот день повелел ему прийти в храм, где произошла встреча с Богомладенцем. Старец произнес: «Ныне отпуща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с ми­ром, ибо видели очи мои спа­се­ние Твое, ко­то­рое Ты уго­то­вал пред ли­цем всех людей. Свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ву лю­дей Тво­их Из­ра­и­ля» (Лк.2:29-32).

В праздник Богоявления Церковь молитвенно воспоминает явление миру Пресвятой Троицы при Крещении Господа.

Бог Отец глаголет с небес о Сыне, Сын крестится во Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сходит на Сына в виде Голубя. О событии этом повествуется в Евангелии (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22).

Будучи безгрешен, Спаситель не нуждался в крещении, как очищении от личных грехов, но Крещением Своим, как поется в песнопении, «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил все естество водное, окружающее нас повсюду: «Земля освятися Рождеством Твоим Святым, Слове, ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся».

18 января Церковью молитвенно празднуется навечерие Богоявления, Крещенский сочельник.

Изначально воспоминание событий Рождества Христова и Богоявления приходилось на один день, но с V века, когда торжественные службы начали проходить 25 декабря и 6 января (все по старому стилю). Время между этими праздниками назвали святыми днями - так появилось понятие Святок. Нынешний же день предуготовляет нас к празднику Богоявления.

Название сочельник (сочевник) происходит от слова сочиво – пшеничного взвара с медом и изюмом. Для православного христианина день сочельника преисполнен благодатной духовной радости о предстоящем великом празднике. Пост с давних времен в сочельник является строгим, и благочестивые предки употребляли в пищу простое блюдо – сочиво, представляющее их себя пшеничный взвар с медом и изюмом. От названия этой постной еды и произошло наименование дня накануне праздника Богоявления. Так же, сочельником, называется и день перед Рождеством Христовым.

В Крещенский сочельник, как и в сам день Богоявления, совершается чин великого освящения воды. Крещенская вода (по-гречески она называется агиасмой) – великая святыня. С давних времен агиасму благословлялось принимать тем, кто в силу разных причин был лишен возможности причащения Святых Таин. Освященную воду Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, благочестивые христиане издревле имеют обычай хранить эту святыню для своего домашнего употребления при святых иконах. Принимается она натощак, с молитвой.

7 января Церковь молитвенно празднует Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме. Туда Богородица и праведный Иосиф, происходившие из рода Давидова, прибыли для народной переписи, являя собой образец законопослушания.

Сам Господь явился в этот мир, чтобы даровать нам жизнь вечную. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви говорят о празднике Рождества Христова, как о величайшем, всемирном и радостнейшем, служащим началом и основанием для прочих праздников. По словам святого Иоанна Златоуста, с праздника Рождества Христова начались все остальные великие события: Крещение Господне, Преображение, Страдания Христа, Его славное Воскресение и Сошествие Святого Духа на апостолов.

Само Рождество Христово – начало подвига Спасителя мира. Господь наш Иисус Христос подал нам истинный пример жизни, в центре которой должен находиться подвиг. Силы на преодоление временных трудностей дарует нам осознание величия момента: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9—10. 12—14. 17—18; 9, 2. 6).

31 декабря года в Гефсиманском Черниговском скиту, как и во многих храмах страны, отслужен новогодний молебен. Новолетие – то время, когда люди благодарят Бога за Его милости в году ушедшем и молитвенно испрашивают благословения на год грядущий. Воспоминая все произошедшее, и радости, и горести, помня о том, что человеку не дается крест сверх силы его, самое время от чистого сердца произнести: «Слава Богу за все».

19 декабря Святая Церковь молитвенно празднует день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В этот день в Гефсиманском Черниговском скиту служили раннюю Литургию в храме в честь святого угодника Божия.

Родился святой Николай в городе Патаре около 270 года по Рождестве Христовом. Родители его, Феофан и Нонна, были состоятельными и милосердными людьми. Долгое время у них не было детей, но по горячей молитве в семействе появился первенец, которого посвятили Богу.

Строгий уклад жизни, принятый святым угодником Божиим еще в младенчестве, не поменялся и в отрочестве. Все свободное время Николай проводил в молитве или за изучением Божественного Писания. Видя такое высокое духовное благочестие, дядя Николая, епископ Патарский, возвел его в сан священника. После того как почили родители, пресвитер Николай раздал все имевшееся состояние неимущим.

4 декабря Святая Церковь молитвенно воспоминает событие приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

В этот день родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и отправились в Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной сердечностью. Наблюдали за этим не только жители города, но и святые Ангелы, как повествует об этом Церковь: «Ангели вхождение Пречистыя зрящи, удивишася: како Дева вниде во святая святых».

Перед входом в храм нужно было преодолеть 15 высоких ступеней – по числу псалмов, которые пели восходящие туда для служения священники. Подняться по ступеням порой трудно было и взрослым людям, но Дева Мария без посторонней помощи взошла на самый верх.

Святой Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи, встретил Богоотроковицу и позволил пройти Ей во Святая святых не по собственному желанию, но движимый особым действием Божиим. Первосвященник никому не мог позволить войти туда, но Сам Дух Святой внушил первосвященнику, что Она достойна входить в самое священное место.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в IV веке на Лаодикийском Соборе, в ходе которого было осуждено еретическое почитание Ангелов как творцов и окончательно утвердилось понимание их как служебных духов: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14)

Праздник совершается в ноябре, который ранее был девятым месяцем в календаре, что позволяло провести аналогию с девятью чинами Ангельскими. Восьмой же день месяца (8 ноября по старому и 21 ноября по новому стилю) указывает на грядущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия. Святые отцы называют день этот «днем восьмым», потому что после времени сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы был обретен в 1579 году. В тот год в Казанском кремле случился страшный пожар, уничтоживший значительную часть города.

Пресвятая Богородица явилась во сне Матроне, малолетней дочери стрельца Даниила Онучина, дом которого сгорел дотла в том пожаре. Божия Матерь повелела рассказать архиепископу и начальствующим, чтобы те извлекли из земли на указанном Ею месте икону Ее. Сначала взрослые не поверили тому, что рассказывает Матрона. Однако Пресвятая Богородица являлась во сне девочке еще два раза. Испуганная рассказом дочери мать начала искать на пепелище образ, но лишь когда Матрона сама принялась за поиски, икона была обретена. Она лежала в земле, завернутая в ветхую материю, но оказалась совершенно не повреждена огнем.

Обретенный образ был перенесен архиепископом Иеремией сначала в ближайший храм во имя святителя Николая, а затем – в Благовещенский собор, первый православный храм в Казани, воздвигнутый при Иоанне Грозном. Во время крестного хода были явлены новые чудеса: исцеление получил слепец Иосиф, а уже в самом храме прозрел Никита, еще один человек, тяжко страдавший от болезни глаз.

В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан.

День такого особого поминовения, Димитриевская суббота, был установлен после победы святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году.

Димитрий Иоаннович перед походом на Мамая получил благословение у преподобного Сергия Радонежского, который в помощь князю сопроводил двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба они пали в бою.

После победы святой князь вернулся в Троицкую обитель, где было совершено поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.

С тех пор в ближайшую субботу перед 8 ноября (по новому стилю) – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Чудо, воспоминаемое в этот праздник, произошло в X веке во Влахернской церкви, одной из главных святынь Константинополя. Там хранились риза (покров) и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Палестины. В то время город осаждали языческие войска, и жители горячо молились о ниспослании спасения от нашествия варваров.

По преданию, видения Пресвятой Богородицы удостоились блаженный Андрей и его ученик святой Епифаний. Они наблюдали Божию Матерь со святыми и ангелами, стоящую на воздухе и простирающую Покров над молящимся народом в знак того, что дает им свою защиту.

Многие жители вняли проповеди Патриарха Фотия, указавшего, что тяжелое испытание послано им за неблагочестивую жизнь. После одной из служб святитель взял влахернскую Ризу Пресвятой Богородицы и положил край ее в море, у берегов которого располагались ладьи язычников. Как повествует летопись, вдруг поднялась буря и разметала все корабли.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы почитается на Руси с XII века. Тогда святым благоверным князем Андреем Боголюбским был воздвигнут и первый покровский храм, знаменитая церковь Покрова на Нерли. Более ста храмов в честь этого праздника были построены в одной только Московской губернии. Главный престол московского собора Василия Блаженного также освящен в честь Покрова Божией Матери.

8 октября молитвенно празднуется день преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России, чудотворца. Особо торжественные богослужения проходят во всех храмах и подворьях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В Гефсиманском Черниговском скиту праздничную литургию возглавил Митрополит Астраханский и Камызякский Никон. Ему сослужили Архиепископ Воркутинский и Усинский Марк, Епископ Канашский и Беловолжский Стефан, Епископ Ахтубинский и Енотаевский Матфей, Епископ Николаевский и Богородский Иннокентий, Епископ Сарапульский и Можгинский Павел, Епископ Нерчинский и Краснокаменский Макарий.

В этот день мы вспоминаем иноческий подвиг святого преподобного отца нашего Сергия. В отличие от монашества древних времен, когда подвижники, уходя в монастырь, становились отшельниками и навсегда отделяли себя от мира, иноческий подвиг преподобного Сергия, помимо строгого молитвенного правила, был обращен и на прямое служение людям. Сам преподобный ушел от мира, устроив первую келью в таких суровых условиях, что ближайший родственник, брат Стефан не выдержал тяжелого испытания и вернулся в московский монастырь. Но со временем все больше и больше монахов приходило в обитель преподобного Сергия. А за монахами начали притекать и миряне, жаждавшие духовного утешения и наставления.