“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Богослужения

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

22 мая (9 мая по старому стилю) Церковь молитвенно воспоминает событие перенесения мощей святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

Великий угодник Божий, святитель Николай при жизни многими чудесами прославил Господа и своим примером твердого исповедничества и горячей веры привел к православию множество современников. После его блаженного преставления не прекращаются явления милости Божией, явленные по молитвам Угодника. Не иссякает поток христиан, притекающих ко святым мощам его с просьбами о заступничестве и наставления в деле спасения души.

Радоница
14 Мая 2024
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Во вторник второй седмицы по Пасхе совершается особое поминовение усопших. На первый после Светлой седмицы будничный день, когда может быть совершена полная литургия и панихида, переносится поминовение усопших, особые дни моления за которых (3-й, 9-й, 40-й) приходятся на Великий пост. Поминают не одного только усопшего, но и всех почивших сродников.

Христос Воскресе!

С особой торжественностью совершаются богослужения на Светлой седмице – при открытых царских вратах в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл верующим двери рая.

Пасха – праздников Праздник и Торжество из торжеств, и вся следующая за этим великим днем Светлая седмица наполнена ликованием о Христе Воскресшем. Каждый день, с понедельника по субботу, на этой неделе после торжественной литургии совершается крестный ход. Один из священнослужителей несет перед собой артос, который представляет собой большую просфору с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос освящается по особому чину на литургии в самый день Пасхи, а в субботу на Светлой седмице раздробляется и раздается молящимся.

Христос Воскресе!

Церковь празднует праздников Праздник и Торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение, на котором и основана вся вера наша. Как пишет апостол Павел: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

О событиях этих и предшествующих им повествуют евангелисты: о крестной смерти Спасителя, о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, похоронил тело Его в пещере; о том, как по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, но оказалось, что гроб пуст. И увидели они там юношу в белой одежде, который сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет – Он воскрес, как сказал … Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5–7; также: Мк. 16: 6–7; Лк. 24: 5–8).

В Великую Пятницу совершились святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Литургия в Великую Пятницу не служится – Сам Господь в этот день приносит Себя в жертву. Утром совершаются Царские Часы.

Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. Церковь воспоминает снятие с креста тела Христова и погребение Его: священносужители поднимают Плащаницу с Престола, как с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особом возвышении на месте, где обычно установлен аналой с иконой праздника. Все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и прикладываются к прободенным ребрам, рукам и ногам изображенного на ней Спасителя.

В этот день Святая Церковь воспоминает об установлении Спасителем Таинства Евхаристии. Вечером совершается особая служба, чтение 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, в которых рассказывается о заключении Христа под стражу, человеческом суде над Ним, Его Крестных Страданиях и смерти Богочеловека.

В воспоминаемый ныне день иудеи отмечали свой величайший праздник – ветхозаветную Пасху в память об избавлении от египетского владычества. Спаситель совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое Таинство Евхаристии. По заповеди Его: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19), с того времени совершается это Таинство на всех престолах Церкви Вселенской.

В преддверии Страстной седмицы Святая Церковь молитвенно воспоминает одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.

Повествование об этом событии есть у всех четырех евангелистов (Мф.21:1–11; Мк.11.1–11; Лк.19:28–40; Ин.12:12–19). Пророчества о Входе Господнем в Иерусалим можно найти в Ветхом Завете (Быт.49:10–11; Пс.8:2–3; Зах.9:9).

Накануне этого торжественного дня Спаситель воскресил своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе. Сотворено это чудо для того, чтобы ученики укрепились в вере и не потеряли надежду на жизнь вечную несмотря на грядущие испытания и Его Крестные страдания, ведь воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Самого Христа.

В субботу пятой недели Великого поста Святая Церковь совершает торжественную благодарственную Похвалу Пресвятой Богородице.

В «Повести о неседальном» (об акафисте Пресвятой Богородице), в конце Триоди постной, поясняется, что данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году, когда впервые в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, близ Константинополя, читался Акафист. К X веку относится свидетельство о пении Акафиста в субботу 5-й седмицы Великого поста. Сна­ча­ла празд­ник ака­фи­ста совер­шал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в том Влахерн­ском хра­ме, где хра­ни­лась чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри и Ее ри­за с по­ясом. Позд­нее празд­ник был вне­сен в уставы иных монастырей и цер­ков­ные бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, с тех пор сделавшись об­щим для всей Во­сточ­ной Церк­ви.

Вечером в среду пятой седмицы Великого поста в храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». В этот день единственный раз в году прочитывается целиком Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, который соединяется с каноном преподобной Марии Египетской. По этой особенности богослужение называется стоянием Марии Египетской. В каноне изложены побуждения к посту и покаянию. Читается он в полном объеме и для того, чтобы укрепить нас на оставшиеся дни Великого поста. На службе также читается житие преподобной Марии Египетской.

Чтение всего Великого канона и жития на одном богослужении было установлено на VI Вселенском Соборе (680-681 гг.). Тогда сам святитель Андрей Критский передал свой канон и составленное святым Софронием, патриархом Иерусалимским, житие преподобной Марии.

В субботу четвертой недели Великого поста совершается последняя родительская на протяжении Святой Четыредесятницы.

Во дни Великого поста, когда православный христианин не только воздерживается от скоромной пищи и увеселений, но и старается возрасти духовно в подвиге покаяния и благотворения ближним; Церковь особо напоминает нам о необходимости пребывания в теснейшем союзе христианской любви и мира. Родительские субботы приносят нам возможность на соборной панихиде вознести молитвы за усопших сродников, проявляя свою истинную любовь и заботу о них.

В 2024 году день Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на воскресенье Крестопоклонной недели Великого поста.

В cубботу вечером за всенощной в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Поклонение Кресту Господню напоминает нам о том, что путь к Воскресению лежит через крест, а спасение души невозможно без борьбы с грехами, без скорбей и страданий.

Великий пост предуготовляет православных христиан к встрече Праздника праздников и Торжества из торжеств – Святой Пасхи Христовой. Благие дела, к числу которых относится и правильное соблюдение поста, сопровождаются искушениями, способными повергнуть нас и в уныние, и, наоборот, в чрезмерную суетливость. Поэтому для обновления наших сил посредине Великого поста, Церковью установлено воспоминание Честного и Животворящего Креста Господня, который являет собой «хранителя всей вселенной» и «укрепление верующих», как говорится в одном из песнопений.

Во время будних дней Великого поста, по Уставу, обычная Литургия не совершается. Исключением является лишь праздник Благовещения (7 апреля). Дабы не лишать усопших православных христиан молитвенного поминовения, Святая Церковь установила три особых дня – родительские субботы.

На субботы также переносятся и положенные особые поминовения в третий, девятый и сороковой день по преставлению, если эти даты выпадают на будние дни. Со временем к поминовению новопреставленных добавили и молитвы за всех усопших родственников, из-за чего субботы, когда совершались такие особые моления, стали называть родительскими.

В годичном круге богослужений две субботы именуются Вселенскими родительскими: мясопустная и Троицкая. Первая из них приходится на день перед воскресеньем, в которое Церковь напоминает нам о грядущем Страшном суде и Втором Пришествии Христовом.
17 февраля по старому стилю молитвенно празднуется память преподобного отца нашего Варнавы Гефсиманского. В високосном году этот день приходится на 1 марта.
Святая Церковь 2 февраля (15 февраля по новому стилю) совершает празднование Сретения Господня, установленное в воспоминание того, как Иисус Христос в сороковой день по рождении Своем, как первенец Марии, принесен был во храм — «поставитися …пред Господем» (Лк.2:22).
На всенощном бдении на праздник Богоявления читается святое Евангелие от апостола Марка: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:9-11). Самая первая глава начинается с описания события Крещения Господня, с начала Его спасительного служения. Как при Рождестве Своем Он явился в этот мир не в царских чертогах, а в пастушьей пещере, так и Крещение Он принял в Иордане вместе с грешниками, пришедшими по проповеди Иоанна Крестителя принять крещение покаяния. В этом заключается великий для нас пример истинного покаяния – личного согласия на участие в деле спасения.
Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне – этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских в один день. В V веке день празднования Рождества Христова перенесли на 25 декабря (по старому стилю), а все дни от Рождества до Богоявления стали назваться Святками или Святыми днями. 18 января (по новому стилю) празднуется Навечерие Богоявления или Крещенский сочельник.
7 января (25 декабря по старому стилю) – великий двунадесятый праздник Рождества Христова. Событие это произошло в городе Вифлееме, когда местность та, как и многие другие земли, входила в состав Римской Империи. По велению императора Августа в те времена производилась так называемая подомовая перепись населения, и многим жителям нужно было вернуться в праотеческие места. Как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф, бывшие из рода Давидова, должны были вернуться из Назарета в Вифлеем.
31 декабря 2023 года в Гефсиманском Черниговском скиту, как и во многих храмах страны, отслужен новогодний молебен. Новолетие – то время, когда люди благодарят Бога за Его милости в году ушедшем и молитвенно испрашивают благословения на год грядущий. Воспоминая все произошедшее, и радости, и горести, помня о том, что человеку не дается крест сверх силы его, самое время от чистого сердца произнести: «Слава Богу за все».

19 декабря (по новому стилю) Церковь молитвенно чтит память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В этот день в Гефсиманском Черниговском скиту отслужена ранняя Литургия в храме в честь святого угодника Божия.

В этот день Церковь воспоминает, как во исполнение данного обета родители Девы Марии, святые Иоаким и Анна, посвящая своего долгожданного ребенка Богу, привели Ее в Иерусалимский храм.

21 ноября (8 ноября по старому стилю) молитвенно празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Чудотворный образ был обретен в 1579 году. В тот год в Казанском кремле случился страшный пожар, уничтоживший значительную часть города. По Промыслу Божию именно в этот момент для укрепления веры и была явлена Казанская икона Божией Матери.

В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан. В 2023 году на ближайшую к 8 ноября субботу выпадает день празднования иконы Божией Матери Казанской, поминовение переносится на неделю ранее, на 28 октября.

14 октября (1 октября по старому стилю) Церковью установлено воспоминание чуда во Влахернской церкви.

8 октября (25 сентября по старому стилю) Церковью установлена память Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

7 октября Святая Церковь молитвенно празднует память святого благоверного князя Владислава Сербского. В этот день в скиту, в надкладезной часовне, был отслужен водосвятный молебен.

27 сентября (по новому стилю), на 40 день после Преображения, празднуется Всемирное Воздвижение Животворящего Креста Господня. Точной даты воспоминаемых в этот день событий не установлено, но само празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста совершается на 40 день после Преображения Господня – чуда явленного трем апостолам на горе за 40 дней до Крестных Страданий. В напоминание нам о спасительных Страстях Христовых, чрез которые побеждена смерть и дарован нам Крест, как орудие нашего спасения, в день Воздвижения положен пост.

21 сентября (8 сентября по старому стилю) отмечается первый в новом церковном году двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы.

15 сентября (2 сентября по старому стилю) Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, просияла чудотворением икона Божией Матери Черниговская Гефсиманская. 13 сентября 2023 года всенощное бдение в скиту возглавил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

31 августа в Гефсиманском Черниговском Скиту отслужен молебен о даровании ума и внимания к изучению наук, Церкви и Отечеству на пользу.

29 августа в Гефсиманском Черниговском Скиту за вечерним богослужением был совершен Чин Погребения Пресвятой Богородицы.
28 августа (15 августа по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В этот день 19 августа (6 августа по старому стилю) Церковь воспоминает происшедшее незадолго до Пасхи событие, о котором подробно рассказывается в Святом Евангелии (Мф. 17:1-13, Мк 9:2-13, Лк. 9:28-36).

14 августа (1 августа по старому стилю) начинается Успенский пост. В этот же день Церковью установлено празднование многих значимых событий.

19 июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Церковью празднуется Собор Радонежских святых.

18 июля (5 июля по старому стилю) Церковью установлено молитвенное празднование обретения мощей святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

12 июля молитвенно празднуется память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

1 июля 2023 года, в день престольного празднования, в верхнем храме Боголюбской Киновии отслужена Литургия.

В 2023 году празднование памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского (18 июня) пришлось на 2 неделю по Пятидесятнице. В день престольного праздника богослужение прошло в нижнем храме Боголюбской Киновии.

Повествование о событиях, которые ныне молитвенно празднует Святая Церковь, можно прочесть в Деяниях святых апостолов, книге составленной святым апостолом и евангелистом Лукой. В Деяниях рассказывается о становлении Церкви Христовой и первых годах ее жизни. Так, первая глава начинается с рассказа о последних наставлениях Христа ученикам и Его Вознесении – с того, на чем завершается святое Евангелие от Луки. А во второй главе Деяний мы читаем о ныне воспоминаемых Церковью событиях: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

В субботу перед праздником Святой Пятидесятницы Церковью установлено особое поминовение усопших.

3 июня Церковь молитвенно празднует день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. В 2023 году на этот день приходится Троицкая родительская суббота, поэтому память святых праздновалась в Гефсиманском Черниговском скиту 2 июня. Ранняя литургия совершена в храме в честь святых Константина и Елены, расположенном в северном приделе колокольни скита.

31 мая 2023 года Литургия отслужена в пещерном храме Архистратига Михаила, а панихида по схимонаху Филиппу (Хореву), основателю Пещерного отделения Гефсиманского скита, - в Иверской часовне.

Вознесение Господне - двунадесятый переходящий праздник, приходящийся на четверг шестой недели, то есть на сороковой день, по Пасхе.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

22 мая (9 мая по старому стилю) Церковь молитвенно празднует память перенесения мощей  святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

18 мая 2023 года, в день памяти великомученицы Ирины, Литургию в Гефсиманском Черниговском скиту возглавил архиепископ Воркутинский и Усинский Марк.