“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Богослужения

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в IV веке на Лаодикийском Соборе, в ходе которого было осуждено еретическое почитание Ангелов как творцов и окончательно утвердилось понимание их как служебных духов: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14)

Праздник совершается в ноябре, который ранее был девятым месяцем в календаре, что позволяло провести аналогию с девятью чинами Ангельскими. Восьмой же день месяца (8 ноября по старому и 21 ноября по новому стилю) указывает на грядущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия. Святые отцы называют день этот «днем восьмым», потому что после времени сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы был обретен в 1579 году. В тот год в Казанском кремле случился страшный пожар, уничтоживший значительную часть города.

Пресвятая Богородица явилась во сне Матроне, малолетней дочери стрельца Даниила Онучина, дом которого сгорел дотла в том пожаре. Божия Матерь повелела рассказать архиепископу и начальствующим, чтобы те извлекли из земли на указанном Ею месте икону Ее. Сначала взрослые не поверили тому, что рассказывает Матрона. Однако Пресвятая Богородица являлась во сне девочке еще два раза. Испуганная рассказом дочери мать начала искать на пепелище образ, но лишь когда Матрона сама принялась за поиски, икона была обретена. Она лежала в земле, завернутая в ветхую материю, но оказалась совершенно не повреждена огнем.

Обретенный образ был перенесен архиепископом Иеремией сначала в ближайший храм во имя святителя Николая, а затем – в Благовещенский собор, первый православный храм в Казани, воздвигнутый при Иоанне Грозном. Во время крестного хода были явлены новые чудеса: исцеление получил слепец Иосиф, а уже в самом храме прозрел Никита, еще один человек, тяжко страдавший от болезни глаз.

В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан.

День такого особого поминовения, Димитриевская суббота, был установлен после победы святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году.

Димитрий Иоаннович перед походом на Мамая получил благословение у преподобного Сергия Радонежского, который в помощь князю сопроводил двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба они пали в бою.

После победы святой князь вернулся в Троицкую обитель, где было совершено поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.

С тех пор в ближайшую субботу перед 8 ноября (по новому стилю) – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Чудо, воспоминаемое в этот праздник, произошло в X веке во Влахернской церкви, одной из главных святынь Константинополя. Там хранились риза (покров) и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Палестины. В то время город осаждали языческие войска, и жители горячо молились о ниспослании спасения от нашествия варваров.

По преданию, видения Пресвятой Богородицы удостоились блаженный Андрей и его ученик святой Епифаний. Они наблюдали Божию Матерь со святыми и ангелами, стоящую на воздухе и простирающую Покров над молящимся народом в знак того, что дает им свою защиту.

Многие жители вняли проповеди Патриарха Фотия, указавшего, что тяжелое испытание послано им за неблагочестивую жизнь. После одной из служб святитель взял влахернскую Ризу Пресвятой Богородицы и положил край ее в море, у берегов которого располагались ладьи язычников. Как повествует летопись, вдруг поднялась буря и разметала все корабли.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы почитается на Руси с XII века. Тогда святым благоверным князем Андреем Боголюбским был воздвигнут и первый покровский храм, знаменитая церковь Покрова на Нерли. Более ста храмов в честь этого праздника были построены в одной только Московской губернии. Главный престол московского собора Василия Блаженного также освящен в честь Покрова Божией Матери.

8 октября молитвенно празднуется день преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России, чудотворца. Особо торжественные богослужения проходят во всех храмах и подворьях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В Гефсиманском Черниговском скиту праздничную литургию возглавил Митрополит Астраханский и Камызякский Никон. Ему сослужили Архиепископ Воркутинский и Усинский Марк, Епископ Канашский и Беловолжский Стефан, Епископ Ахтубинский и Енотаевский Матфей, Епископ Николаевский и Богородский Иннокентий, Епископ Сарапульский и Можгинский Павел, Епископ Нерчинский и Краснокаменский Макарий.

В этот день мы вспоминаем иноческий подвиг святого преподобного отца нашего Сергия. В отличие от монашества древних времен, когда подвижники, уходя в монастырь, становились отшельниками и навсегда отделяли себя от мира, иноческий подвиг преподобного Сергия, помимо строгого молитвенного правила, был обращен и на прямое служение людям. Сам преподобный ушел от мира, устроив первую келью в таких суровых условиях, что ближайший родственник, брат Стефан не выдержал тяжелого испытания и вернулся в московский монастырь. Но со временем все больше и больше монахов приходило в обитель преподобного Сергия. А за монахами начали притекать и миряне, жаждавшие духовного утешения и наставления.

7 октября Святая Церковь молитвенно празднует память святого благоверного князя Владислава Сербского. В этот день в скиту, в надкладезной часовне, был отслужен водосвятный молебен.

2 октября - день памяти святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского.

27 сентября (по новому стилю), на 40 день после Преображения, празднуется Всемирное Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Точной даты воспоминаемых в этот день событий не установлено, но само празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста совершается на 40 день после Преображения Господня – чуда явленного трем апостолам на горе за 40 дней до Крестных Страданий. В напоминание нам о спасительных Страстях Христовых, чрез которые побеждена смерть и дарован нам Крест, как орудие нашего спасения, в день Воздвижения положен пост.

Праздник Воздвижения является единственным из двунадесятых, события которого произошли намного позже каких-либо из описанных в Евангелии.

В первые века по Рождестве Христовом языческие верования были сильны среди римских императоров и знати. Память о Евангельской истории всячески подвергалась поруганию, а все значимые для христиан места планировалось ликвидировать. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить языческое капище.

О событиях из жизни Пресвятой Богородицы до нас дошло крайне мало повествований. В Евангелиях рассказывается лишь о некоторых эпизодах Ее земного пребывания

Мы знаем о тех скорбях, которые претерпели святые праведные Иоаким и Анна, достигшие старости, но жившие бездетно, что считалось страшным наказанием за грехи: в те времена еврейский народ ожидал рождения Освободителя из рода царя Давида. Однажды святого праведного Иоакима даже изгнали из Иерусалимского храма, так как посчитали недостойным и грешным. После этого он удалился в пустыню, дав обет не возвращаться до тех пор, пока не получит знамения cвыше.

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

Основатель Киево-Печерской лавры святой преподобный Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал расположение к духовной жизни и, достигнув зрелости, отправился на Афон, где в одной из обителей принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ монастыря. Приобретя в подвигах духовную опытность, он получил от игумена послушание, вернуться на Русь и устроить иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Когда святой Антоний пришел в Киев, там уже было несколько монастырей, основанных по желанию местных князей греками. Преподобный не избрал ни одного из них, поселившись в пещере. Со временем к подвижнику начали приходить те, кто избрал иноческий путь. Среди первых был преподобный Феодосий. Святой Антоний обратился к нему: «Видишь ли чадо, что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь». Число сподвижников преподобного Антония росло, и он, склонный к особо строгому подвигу, удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий же остался на прежнем месте, будучи избранным братией во игумена, и всячески обустраивал правильное монашеское общежитие.

1 сентября (14 сентября по новому стилю), в день Церковного новолетия, 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская. В 2024 году исполняется 155 лет этому событию.

В честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы, изначально пребывавшего в пещерном храме Архистратига Михаила, впоследствии назвали все Пещерное отделение при Гефсиманском скиту.

Черниговская-Гефсиманская икона написана на полотне в XVIII столетии и являет собой список с Ильинской Черниговской иконы. Многочисленные чудеса, происходившие после молитв перед этим образом, записаны святителем Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». Завершается она словами: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Чудотворным стал и список с этой иконы.

Черниговская икона Божией Матери была передана в Гефсиманский скит дворянкой Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году по благословению преподобного Антония, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

28 августа в Гефсиманском Черниговском Скиту совершен Чин Погребения Пресвятой Богородицы. Богослужение возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

По Успении Божией Матери одр с пречистым Ее телом святые апостолы перенесли в Гефсиманию. Вход в пещеру, где располагалась гробница, после погребения прикрыли большим камнем. Молитвы и псалмопения возглашались там три дня. По прошествии этого времени к месту погребения прибыл апостол Фома, который стал единственным из учеников Христовых, не бывшим при чуде Успения. По воли Божией он не смог попрощаться с Пресвятой Богородицей и теперь со слезами просил остальных апостолов открыть вход в пещеру, чтобы можно было поклониться пред Ее одром.

28 августа (15 августа по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Богослужение в Гефсиманском Черниговском скиту на праздник Успения Божией Матери возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

По Вознесении Господа Пресвятая Богородица оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, иногда пребывала у родителей его, близ горы Елеонской. Во время гонений, воздвигнутых Иродом на Церковь Христову, Божия Матерь с апостолом Иоанном удалилась в Ефес. Некоторое время Она была также и на Кипре, где епископствовал Лазарь Четверодневный, а по пути туда – на горе Афон. Во времена, связанные с почитаемым ныне праздником Успения, Пресвятая Богородица вернулась в Иерусалим и часто приходила ко Гробу Господню, дабы вознести там Свои молитвы. И вот однажды во время моления Ей явился Архангел Гавриил с вестью о скором переселении Ее в жизнь Небесную.

19 августа (6 августа по старому стилю) Святая Церковь молитвенно празднует Преображение Господа нашего Иисуса Христа.

Об этом событии, произошедшем незадолго до Пасхи, рассказывается в Святом Евангелии (Мф. 17:1-13, Мк 9:2-13, Лк. 9:28-36).

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5). По возвращении с горы Фавор Господь запретил трем ученикам рассказывать о случившемся вплоть до того момента, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день.

14 августа (1 августа по старому стилю) начинается Успенский пост. События, воспоминаемые в этот день, восходят ко временам Византийской Империи, где к Х веку прочно установился обычай совершать шествие с частицей Древа Животворящего Креста Господня по дорогам и улицам, к источникам воды для освящения этих мест и отвращения болезней, особо поражавших город в разгар лета, к началу августа. 31 июля частица Древа износилась в собор святой Софии, Премудрости Божией в Константинополе. С того дня и до самого праздника Успения Пресвятой Богородицы народ покланялся Честному Кресту, молясь о даровании здравия телесного.

На следующий день после молитвенного празднования обретения честных мощей преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, Церковью установлен праздник Собора Радонежских святых: совершается память святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них почитается и святой преподобный Варнава Гефсиманский.

В Гефсиманском Черниговском скиту в день празднования памяти преподобного Варнавы богослужение возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений.

18 июля (5 июля по старому стилю) Церковью установлено молитвенное празднование обретения мощей святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

События, воспоминаемые ныне, относятся к началу XV века. В 1408 году случился очередной набег татарских орд на Москву и ее окрестности. Обитель, учрежденная некогда преподобным Сергием, оказалась опустошена и сожжена, а инокам пришлось укрываться в окрестных лесах, оберегая от поругания иконы, книги и другие святыни.

По возвращении монахов в обитель было принято решение на месте старых деревянных церквей воздвигнуть храмы из камня. И вот, перед началом строительства храма во имя Живоначальной Троицы, сам преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и через него известил игумена и братию: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" 5 июля 1422 года при рытье рвов для фундамента оказались открыты и изнесены честные нетленные мощи святого. Произошло это при князе Звенигородском Юрии Димитриевиче, крестнике преподобного Сергия, сыне святого благоверного князя Димитрия Донского. При освящении Троицкого собора туда перенесли честные мощи игумена Радонежского, где они пребывают и по сей день.

12 июля молитвенно празднуется память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Святой Апостол Петр, в миру Симон, – брат святого Апостола Андрея Первозванного, ученика святого Иоанна Крестителя. До своего призвания Господом во Апостолы он был простым рыбаком, бесхитростным, но богобоязненным. Пламенная вера отличала его во время пребывания Спасителя с учениками. Когда же Христа заключили под стражу, Петр троекратно отрекся от Него, о чем затем глубоко раскаялся. По его искреннем сокрушении даровано было ему первым из Апостолов войти в пустой гроб, а затем первым же сподобиться лицезреть Воскресшего Спасителя.

Совершенно иначе пришел ко Господу святой Апостол Павел. Он происходил из знатного иудейского рода, но был гражданином Рима, носил имя Савл и слепо верил заветам предков, которые считали христиан отступниками от их веры. Настолько сильной была у него ненависть, что он испросил разрешения у синедриона, верховного судилища, преследовать христиан. Однажды, когда отправился Савл со своей жестокой миссией в Дамаск, было ему страшное видение. Его осиял свет с неба и голос произнес: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян.9:4). Пораженный гонитель ничего не видел глазами, но прозрел очами внутренними и из ярого ненавистника христианства стал одним из величайших проповедников Евангелия, не только передавая предания устно, но и складывая письменные тексты, которые дошли до нас в его 14-ти посланиях.

Чудотворный образ Богородицы Боголюбской относится к числу немногих, сохранившихся до наших дней еще со времен до монгольского нашествия. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, нареченный за благочестие Боголюбским, решил утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. В пути со святым князем была чудотворная икона Владимирской Божией Матери.

18 июня (по старому стилю, 1 июля – по новому) примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. Этот образ впоследствии и стал именоваться Боголюбским.

В этом году двунадесятый праздник Троицы приходится на 23 июня. Богослужение в Гефсиманском Черниговском скиту возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений. 

Повествование о событии, которое ныне молитвенно празднует Святая Церковь, мы читаем в Деяниях святых апостолов, книге Нового Завета, которую составил святой апостол и евангелист Лука. В Деяниях рассказывается о становлении Церкви Христовой и первых годах ее жизни. Так, первая глава начинается с рассказа о последних наставлениях Христа ученикам и Его Вознесении – с того, на чем завершается святое Евангелие от Луки. А во второй главе Деяний мы читаем о событиях, ныне воспоминаемых Церковью:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

В субботу перед праздником Святой Пятидесятницы Церковью установлено особое поминовение усопших.

В этот день совершается память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших, сподобившихся христианской кончины, а также и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Церковь, просит, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится» (степенна 4-го гласа).

Вознесение Господне, двунадесятый переходящий праздник, совершаемый в четверг шестой недели, в сороковой день, по Пасхе.

Повествование о событиях, воспоминаемых в праздник Вознесения, ведется в святом Евангелии, апостольских посланиях. Из этих повествований мы узнаем, что после Своего Воскресения из мертвых Спаситель являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин. 16:7). На сороковой же день после Воскресения Господь вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и вознесся на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24:52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян. 2:1–4).

Христос Воскресе!

3 июня (21 мая по старому стилю) Святая Церковь молитвенно воспоминает святых, тщанием которых с Божией помощью был найден Святой и Животворящий Крест Господень и началось обращение Римской империи в христианство.

Святые равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена жили на рубеже III и IV веков в Римской империи. Царица Елена твердо исповедовала Православие и воспитала сына в духе уважения к вере. Позже царь Константин, правя римскими Галлией и Британией, велел прекратить там гонения на христиан. В те времена Римская империя была настолько обширна, что императоров было несколько, и возглавлявшие другие провинции ярые язычники решили сместить Константина, но в итоге сами оказались повержены.

Христос Воскресе!

31 мая 2024 года исполняется 155 лет со дня преставления блаженного Филиппа (Хорева), основателя Пещерного отделения Гефсиманского скита. Литургия в этот день отслужена в пещерном храме Архистратига Михаила, а панихида по схимонаху Филиппу - в Иверской часовне.

Родом Филипп Андреевич Хорев происходил из крепостных крестьян Владимирской губернии. Приняв на себя подвиг юродства, Филипп скитался по святым местам России. В поисках покоя и тишины, испросив благословения наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Антония, Филипп поселился в заброшенной лесной сторожке недалеко от Гефсиманского скита. Вскоре он принялся копать большую квадратную яму («погребок»), затем – подземные коридоры и небольшие пещеры-келии, на подобие тех, что сам когда-то видел в Киево-Печерской Лавре.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

22 мая (9 мая по старому стилю) Церковь молитвенно воспоминает событие перенесения мощей святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

Великий угодник Божий, святитель Николай при жизни многими чудесами прославил Господа и своим примером твердого исповедничества и горячей веры привел к православию множество современников. После его блаженного преставления не прекращаются явления милости Божией, явленные по молитвам Угодника. Не иссякает поток христиан, притекающих ко святым мощам его с просьбами о заступничестве и наставления в деле спасения души.

Радоница
14 Мая 2024
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Во вторник второй седмицы по Пасхе совершается особое поминовение усопших. На первый после Светлой седмицы будничный день, когда может быть совершена полная литургия и панихида, переносится поминовение усопших, особые дни моления за которых (3-й, 9-й, 40-й) приходятся на Великий пост. Поминают не одного только усопшего, но и всех почивших сродников.

Христос Воскресе!

С особой торжественностью совершаются богослужения на Светлой седмице – при открытых царских вратах в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл верующим двери рая.

Пасха – праздников Праздник и Торжество из торжеств, и вся следующая за этим великим днем Светлая седмица наполнена ликованием о Христе Воскресшем. Каждый день, с понедельника по субботу, на этой неделе после торжественной литургии совершается крестный ход. Один из священнослужителей несет перед собой артос, который представляет собой большую просфору с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос освящается по особому чину на литургии в самый день Пасхи, а в субботу на Светлой седмице раздробляется и раздается молящимся.

Христос Воскресе!

Церковь празднует праздников Праздник и Торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение, на котором и основана вся вера наша. Как пишет апостол Павел: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

О событиях этих и предшествующих им повествуют евангелисты: о крестной смерти Спасителя, о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, похоронил тело Его в пещере; о том, как по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, но оказалось, что гроб пуст. И увидели они там юношу в белой одежде, который сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет – Он воскрес, как сказал … Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5–7; также: Мк. 16: 6–7; Лк. 24: 5–8).

В Великую Пятницу совершились святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Литургия в Великую Пятницу не служится – Сам Господь в этот день приносит Себя в жертву. Утром совершаются Царские Часы.

Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. Церковь воспоминает снятие с креста тела Христова и погребение Его: священносужители поднимают Плащаницу с Престола, как с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особом возвышении на месте, где обычно установлен аналой с иконой праздника. Все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и прикладываются к прободенным ребрам, рукам и ногам изображенного на ней Спасителя.

В этот день Святая Церковь воспоминает об установлении Спасителем Таинства Евхаристии. Вечером совершается особая служба, чтение 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, в которых рассказывается о заключении Христа под стражу, человеческом суде над Ним, Его Крестных Страданиях и смерти Богочеловека.

В воспоминаемый ныне день иудеи отмечали свой величайший праздник – ветхозаветную Пасху в память об избавлении от египетского владычества. Спаситель совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое Таинство Евхаристии. По заповеди Его: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19), с того времени совершается это Таинство на всех престолах Церкви Вселенской.

В преддверии Страстной седмицы Святая Церковь молитвенно воспоминает одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа.

Повествование об этом событии есть у всех четырех евангелистов (Мф.21:1–11; Мк.11.1–11; Лк.19:28–40; Ин.12:12–19). Пророчества о Входе Господнем в Иерусалим можно найти в Ветхом Завете (Быт.49:10–11; Пс.8:2–3; Зах.9:9).

Накануне этого торжественного дня Спаситель воскресил своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе. Сотворено это чудо для того, чтобы ученики укрепились в вере и не потеряли надежду на жизнь вечную несмотря на грядущие испытания и Его Крестные страдания, ведь воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Самого Христа.

В субботу пятой недели Великого поста Святая Церковь совершает торжественную благодарственную Похвалу Пресвятой Богородице.

В «Повести о неседальном» (об акафисте Пресвятой Богородице), в конце Триоди постной, поясняется, что данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году, когда впервые в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, близ Константинополя, читался Акафист. К X веку относится свидетельство о пении Акафиста в субботу 5-й седмицы Великого поста. Сна­ча­ла празд­ник ака­фи­ста совер­шал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в том Влахерн­ском хра­ме, где хра­ни­лась чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри и Ее ри­за с по­ясом. Позд­нее празд­ник был вне­сен в уставы иных монастырей и цер­ков­ные бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, с тех пор сделавшись об­щим для всей Во­сточ­ной Церк­ви.

Вечером в среду пятой седмицы Великого поста в храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». В этот день единственный раз в году прочитывается целиком Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, который соединяется с каноном преподобной Марии Египетской. По этой особенности богослужение называется стоянием Марии Египетской. В каноне изложены побуждения к посту и покаянию. Читается он в полном объеме и для того, чтобы укрепить нас на оставшиеся дни Великого поста. На службе также читается житие преподобной Марии Египетской.

Чтение всего Великого канона и жития на одном богослужении было установлено на VI Вселенском Соборе (680-681 гг.). Тогда сам святитель Андрей Критский передал свой канон и составленное святым Софронием, патриархом Иерусалимским, житие преподобной Марии.

В субботу четвертой недели Великого поста совершается последняя родительская на протяжении Святой Четыредесятницы.

Во дни Великого поста, когда православный христианин не только воздерживается от скоромной пищи и увеселений, но и старается возрасти духовно в подвиге покаяния и благотворения ближним; Церковь особо напоминает нам о необходимости пребывания в теснейшем союзе христианской любви и мира. Родительские субботы приносят нам возможность на соборной панихиде вознести молитвы за усопших сродников, проявляя свою истинную любовь и заботу о них.

В 2024 году день Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на воскресенье Крестопоклонной недели Великого поста.

В cубботу вечером за всенощной в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Поклонение Кресту Господню напоминает нам о том, что путь к Воскресению лежит через крест, а спасение души невозможно без борьбы с грехами, без скорбей и страданий.

Великий пост предуготовляет православных христиан к встрече Праздника праздников и Торжества из торжеств – Святой Пасхи Христовой. Благие дела, к числу которых относится и правильное соблюдение поста, сопровождаются искушениями, способными повергнуть нас и в уныние, и, наоборот, в чрезмерную суетливость. Поэтому для обновления наших сил посредине Великого поста, Церковью установлено воспоминание Честного и Животворящего Креста Господня, который являет собой «хранителя всей вселенной» и «укрепление верующих», как говорится в одном из песнопений.

Во время будних дней Великого поста, по Уставу, обычная Литургия не совершается. Исключением является лишь праздник Благовещения (7 апреля). Дабы не лишать усопших православных христиан молитвенного поминовения, Святая Церковь установила три особых дня – родительские субботы.

На субботы также переносятся и положенные особые поминовения в третий, девятый и сороковой день по преставлению, если эти даты выпадают на будние дни. Со временем к поминовению новопреставленных добавили и молитвы за всех усопших родственников, из-за чего субботы, когда совершались такие особые моления, стали называть родительскими.

В годичном круге богослужений две субботы именуются Вселенскими родительскими: мясопустная и Троицкая. Первая из них приходится на день перед воскресеньем, в которое Церковь напоминает нам о грядущем Страшном суде и Втором Пришествии Христовом.
17 февраля по старому стилю молитвенно празднуется память преподобного отца нашего Варнавы Гефсиманского. В високосном году этот день приходится на 1 марта.
Святая Церковь 2 февраля (15 февраля по новому стилю) совершает празднование Сретения Господня, установленное в воспоминание того, как Иисус Христос в сороковой день по рождении Своем, как первенец Марии, принесен был во храм — «поставитися …пред Господем» (Лк.2:22).
На всенощном бдении на праздник Богоявления читается святое Евангелие от апостола Марка: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:9-11). Самая первая глава начинается с описания события Крещения Господня, с начала Его спасительного служения. Как при Рождестве Своем Он явился в этот мир не в царских чертогах, а в пастушьей пещере, так и Крещение Он принял в Иордане вместе с грешниками, пришедшими по проповеди Иоанна Крестителя принять крещение покаяния. В этом заключается великий для нас пример истинного покаяния – личного согласия на участие в деле спасения.
Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне – этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских в один день. В V веке день празднования Рождества Христова перенесли на 25 декабря (по старому стилю), а все дни от Рождества до Богоявления стали назваться Святками или Святыми днями. 18 января (по новому стилю) празднуется Навечерие Богоявления или Крещенский сочельник.
7 января (25 декабря по старому стилю) – великий двунадесятый праздник Рождества Христова. Событие это произошло в городе Вифлееме, когда местность та, как и многие другие земли, входила в состав Римской Империи. По велению императора Августа в те времена производилась так называемая подомовая перепись населения, и многим жителям нужно было вернуться в праотеческие места. Как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф, бывшие из рода Давидова, должны были вернуться из Назарета в Вифлеем.
31 декабря 2023 года в Гефсиманском Черниговском скиту, как и во многих храмах страны, отслужен новогодний молебен. Новолетие – то время, когда люди благодарят Бога за Его милости в году ушедшем и молитвенно испрашивают благословения на год грядущий. Воспоминая все произошедшее, и радости, и горести, помня о том, что человеку не дается крест сверх силы его, самое время от чистого сердца произнести: «Слава Богу за все».

19 декабря (по новому стилю) Церковь молитвенно чтит память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В этот день в Гефсиманском Черниговском скиту отслужена ранняя Литургия в храме в честь святого угодника Божия.

В этот день Церковь воспоминает, как во исполнение данного обета родители Девы Марии, святые Иоаким и Анна, посвящая своего долгожданного ребенка Богу, привели Ее в Иерусалимский храм.

21 ноября (8 ноября по старому стилю) молитвенно празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Чудотворный образ был обретен в 1579 году. В тот год в Казанском кремле случился страшный пожар, уничтоживший значительную часть города. По Промыслу Божию именно в этот момент для укрепления веры и была явлена Казанская икона Божией Матери.

В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан. В 2023 году на ближайшую к 8 ноября субботу выпадает день празднования иконы Божией Матери Казанской, поминовение переносится на неделю ранее, на 28 октября.