“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

День Святой Троицы. Пятидесятница.

В этом году двунадесятый праздник Троицы приходится на 23 июня. Богослужение в Гефсиманском Черниговском скиту возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений. 

Повествование о событии, которое ныне молитвенно празднует Святая Церковь, мы читаем в Деяниях святых апостолов, книге Нового Завета, которую составил святой апостол и евангелист Лука. В Деяниях рассказывается о становлении Церкви Христовой и первых годах ее жизни. Так, первая глава начинается с рассказа о последних наставлениях Христа ученикам и Его Вознесении – с того, на чем завершается святое Евангелие от Луки. А во второй главе Деяний мы читаем о событиях, ныне воспоминаемых Церковью:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

В день праздника после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три коленопреклоненные молитвы, обращенные к Триединому Богу.

Праздник Святой Троицы является одним из самых древнейших в христианстве, а второе название, Пятидесятница, указывает не только на дату (на 50-й день после Пасхи), но и на первоначальное его хронологическое совпадение с ветхозаветным праздником Пятидесятницы, который, в свою очередь, напоминал о древнем Синайском Завете, заключенным Богом с Моисеем. То есть, ветхозаветный праздник Пятидесятницы был своеобразным днем рождения Ветхозаветной Церкви. С этим связан и обычай кo дню Трoицы украшать хрaмы и дoмa ветвями берез, которые символизируют принесение Бoгу зеленеющих нaчaткoв жaтвы.

Святые апостолы получили дар проповеди на чужих языках и понесли свет Христовой Истины к народам, некогда разделенным после Вавилонского столпотворения. Ветхий Завет признавал Единого Бога. Сын Божий, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета, руководимую Духом Святым. Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.

Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духa. Oн является продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. В первые века христианства возникло множество ересей, и среди них – так называемые духоборцы. Эта ересь подвергалась обличению на Втором Вселенском соборе, на котором был составлен окончательный вариант Символа веры, который мы знаем сейчас. А День Святого Духа установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы».

Следующая за Пятидесятницей неделя является сплошной, подготовительной перед Петровым постом.