Христос Воскресе!
Церковь празднует праздников Праздник и Торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение, на котором и основана вся вера наша. Как пишет апостол Павел: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).
О событиях этих и предшествующих им повествуют евангелисты: о крестной смерти Спасителя, о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, похоронил тело Его в пещере; о том, как по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, но оказалось, что гроб пуст. И увидели они там юношу в белой одежде, который сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет – Он воскрес, как сказал … Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5–7; также: Мк. 16: 6–7; Лк. 24: 5–8).
В огласительном слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст говорит: «Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти…
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
Пасхальное богослужение проходит ночью с субботы на воскресенье. Перед Плащаницей читаются Апостольские послания, затем - канон Великой субботы, и Плащаницу переносят в алтарь, на святой престол, где она будет покоиться до Вознесения, – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа.
Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» начинается крестный ход, символизирующий собою шествие жен-мироносиц, устремившихся ко Гробу Спасителя и извещенных о Его Воскресении перед входом в гробовую пещеру. В память этого пасхальная Заутреня начинается на улице, пред затворенными дверьми храма, а возглавляющий службу священник знаменует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
На заутрени поется Пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина, возвещающий о наступлении Новой Пасхи. Каждая песнь начинается священником в алтаре, и каждый раз, во время попеременного пения ее хорами, он кадит весь храм, держа в левой руке трехсвечник и крест. «Христос воскресе!» – обращается священник к народу, и весь храм с радостью отвечает: «Воистину воскресе»!
Затем читается огласительное слово на Пасху святителя Иоанн Златоуста. В алтаре переоблачаются из белых облачений в красные. Часы перед Литургией не читаются, как обычно, а поются. Причем состоят они из избранных пасхальных песнопений. Вместо обычной проповеди читается ежегодное Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви:
«…Восстание из гроба Спасителя прелагает смерть в бессмертие, печаль — в радость, обреченность — в надежду. На Кресте и в Воскресении нам открывается Бог бесконечной благости и совершенной любви.
Осознание этой всепобеждающей любви Божией побуждает нас к благодарности Создателю и дает силы преодолевать самые тяжелые душевные состояния и трудные обстоятельства, возвышает над суетой повседневности, помогает исправить прежние ошибки и разрушает уныние, препятствующее нам полноценно жить и духовно развиваться.
Нередко люди поддаются лукавым помыслам о том, что зло господствует и торжествует, а добро представляется незаметным и слабым. Наш разум сомневается в силе совершенного Христом Искупления, когда видит вокруг смерть близких, слышит о вечности мучений для грешников со страниц Евангелия и наблюдает за миром, лежащим во зле (1 Ин. 5:19). Но Церковь Божия на протяжении тысячелетий убедительно свидетельствует: Спаситель победил грех, истребил смерть и опустошил ад (свт. Иоанн Златоуст. Слово огласительное на Святую Пасху). Христос одолел неизбежность смерти и всеобщность зла, и мы смотрим на их поражение глазами веры уже из жизни будущего века, с Пасхальной высоты.
Восстание Господа из гроба напоминает нам не только о самом важном событии минувшего, но и свидетельствует о грядущем всеобщем воскресении, ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4:14). Нам же необходимо через исполнение заповедей Господних, через совершение дел любви и милосердия, через участие в та́инственной жизни Церкви присоединиться к Христовой победе и остаться верным Ему до конца, памятуя слова Священного Писания: терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36)».
По заамвонной молитве совершается чин освящения артоса, который пребывает в храме всю Светлую седмицу, а также выносится на крестный ход, бывающий на этой праздничной неделе каждый день.
В эти святые дни, приветствуя людей, искренне восклицаем мы: Христос Воскресе! Будем же мы не только словом, но и своим отношением к ближним неустанно и радостно свидетельствовать: Воистину Воскресе Христос!