На всенощном бдении на праздник Богоявления читается святое Евангелие от апостола Марка: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:9-11). Самая первая глава начинается с описания события Крещения Господня, с начала Его спасительного служения. Как при Рождестве Своем Он явился в этот мир не в царских чертогах, а в пастушьей пещере, так и Крещение Он принял в Иордане вместе с грешниками, пришедшими по проповеди Иоанна Крестителя принять крещение покаяния. В этом заключается великий для нас пример истинного покаяния – личного согласия на участие в деле спасения.
На литургии читается святое Евангелие от апостола Матфея:
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»
(Мф. 3:13-17)
В толковании к этому тексту святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что же значит исполнить всякую правду? Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнить эту правду должны были все люди, но никто из них не исполнил ее, то приходит Христос и исполняет эту правду. А какая правда была в том, чтобы креститься? Послушание установлениям Церкви и посланному от Бога человеку было правдой».
По верованию Церкви святая вода – новое духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества. По церковным канонам она рассматривается как ступень перед Святым Причащением: когда на раскаявшегося грешника накладывается епитимья и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, то для его утешения и духовного подкрепления делается ему указание: «Точию агиасму да пиет».
Особое благоговейное отношение христиан ко святой воде, набранной на праздник Богоявления, известно с древних времен. Еще святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на день Крещения Господня пишет: «В полночь на этот праздник (Богоявления) все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят ее целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».