Христос Воскресе!
С особой торжественностью совершаются богослужения на Светлой седмице – при открытых царских вратах в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл верующим двери рая.
Пасха – праздников Праздник и Торжество из торжеств, и вся следующая за этим великим днем Светлая седмица наполнена ликованием о Христе Воскресшем. Каждый день, с понедельника по субботу, на этой неделе после торжественной литургии совершается крестный ход. Один из священнослужителей несет перед собой артос, который представляет собой большую просфору с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос освящается по особому чину на литургии в самый день Пасхи, а в субботу на Светлой седмице раздробляется и раздается молящимся.
В пятницу на Светлой седмице празднуется переходящий праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Добродетельный и сострадательный воин Лев Маркелл однажды встретил сбившегося с дороги слепого путника, который потом, по пути, был поражен нестерпимой жаждой. Воин отправился в близлежащую лесную чащу в поисках родника. Он уже отчаялся найти источник, как вдруг раздался голос: «Лев, не унывай, ибо вода близко». Воин продолжил поиски, но снова ничего не нашел. Тогда вновь услышал он голос: «Царь Лев, войди внутрь, в эту чащу, и, зачерпнув горстью этой воды с тиной, утоли [водой] жажду слепого, и когда помажешь ему [тиною] очи, тогда ты узнаешь, кто Я, живущая в этом месте с давнего времени».
Ранее роща та содержала источник, посвященный Пресвятой Богородице. Однако со временем люди забыли о нем, и местность заросла кустарником, а воду затянуло тиной. Когда же Лев сделал все так, как указал ему голос, слепой тут же прозрел. Через некоторое время воин Лев Маркелл, по проречению Божией Матери, стал царем. Тогда же было велено воздвигнуть в этом месте храм, а сам родник назвать «Живоносным источником».
Воспоминается это событие ежегодно в пятницу Светлой седмицы, когда Святая Церковь празднует обновление Константинопольского храма Живоносного Источника. После Литургии в этот день совершается не только крестный ход, но и чин малого освящения воды.
Артос напоминает нам о том, что святые апостолы по Вознесении Господнем оставляли часть трапезы для Него, как для присутствующего среди них. В наши дни частицы артоса, полученные после литургии в субботу, хранятся в доме как особая святыня и вкушается в качестве духовного врачевания натощак.
В слове на день Святой Пасхи святитель Филарет Московский обращается к нам: «Если слово есть пища, по реченному, яко «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих, жив будет человек» (Втор. VIII, 3): то слово о воскресении Христовом, подобно манне, как изображает ее Премудрый, есть «хлеб всякое услаждение в себе имеющий, и ко всякому сличный вкушению» (Прем. XVI, 20). Изнурен ли ты грехом, и алчешь правды? Прииди, насыщайся: «Христос воскресе, Иже предан бысть за беззакония наша, и воста за оправдание наше» (Рим. IV, 25). Утомлен ли ты безотрадным игом закона, и желаешь прейти от сего рабства в благодатную свободу? Приступи, вкуси пасху, тобою желаемую: «ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1Кор. V, 7); «свободою убо, еюже свободи нас Христос, стойте, и не паки под игом работы держитеся» (Гал. V, 1). Недугуешь ли ты страхом смерти? Приими врачевство против сей болезни: «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» (1Кор. XV, 20). Изнемогаешь ли во брани противу врагов твоего спасения? «Вкуси добраго глагола» (Евр.6:5) воскресения, и в нем победоносной «силы грядущаго века; воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (Пс. 67:2)! Прельщает ли тебя ложный вкус душевный, и побуждает искать пищи желаниям в тленных и суетных вещах мира? Исправь оный причастием силы воскресения: «аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя» (Кол. III, 1). Или уже и «возжадала душа твоя к Богу крепкому, живому», и томится желанием, «когда приидешь и явишься лицу Его» (Псал. XLI, 3)? Живое упование воскресения утолит томление сея жажды, и сохранит самую жажду, яко здравую и спасительную, представляя уму, что «егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе» (Кол. III, 4)».