“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

Начало Великого поста

«Бог сотворив в начале человека, и зная, что врачевство
поста весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же
в самом начале дал первозданному следующую заповедь:
 от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси:
от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него
(Быт. 2, 16–17),

   

История происхождения поста восходит ещё к временам сотворения человека, и всей истории Ветхого завета, где можно обнаружить множество примеров, когда преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом. К примеру, пророк Моисей взошел на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды. Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

    Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику – дню Светлой Пасхи. Сам пост состоит из двух периодов: Святой Четыредесятницы – первые сорок дней Великого поста и Страстной Седмицы – последняя неделя перед Пасхой. Святая Четыредесятница, как учат свв. Отцы, установлена в память сорокодневного поста, который совершил Господь наш Иисус Христос, а последняя страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Спасителя.    

     Великий пост является центральным и важнейшим постом церковного годового круга. Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями – «седмицами», постепенно готовящими нас к строгому богослужебному уставу. Начинается Святая Четыредесятница с понедельника следующего за прощенным Воскресеньем. Заканчивается пост Страстной седмицей. Великий пост построен так, что каждая неделя имеет свой духовный смысл. И человек, который полноценно посвящает свои время и силы посту, как по лестнице духовного восхождения, ступенька за ступенькой поднимается к тайне Пасхи Христовой.

      Несомненно дни Великого поста это время воздержания и ограничения себя, но очень часто люди считают что пост сводиться лишь к вкушению или воздержанию от той или иной пищи, но пост – это не «диета», не новомодное «вегетарианство». Наступающие дни Святой Четыредесятницы –время высокого и чистого, дни покаяния, удаления от мира и приближения к Господу. И постится верующий не для того, чтобы «очистить свой организм» или «закалить свою волю». Ограничения в пище – это не цель поста, это лишь его средство. Цель же – разрушить в себе греховного человека, образ Адама, совершившего первый грех, и создать в себе образ Христа, избавившего нас от рабства греха. И в этот важный период, гораздо важнее для нашего спасения, помогать бедным, усиленно молиться , воздерживаться от плотских удовольствий и развлечений, ходить в храм, исповедоваться, причащаться – и ваше сердце само вам подскажет, что вам следует есть и пить, а что – нет. И, как правило, для тех, кто соблюдает все это, для того и обет воздержания от пищи не представляет собой какой-то особой трудности или доблести. И не стремитесь превзойти в своем «пищевом» постничестве других: это тешит гордыню и тем самым ввергает в еще больший грех, а, кроме того, неполезно для здоровья.

   Постараемся это время не терять даром, потому что пост проходит очень быстро,     и эти дни должны быть наполнены постоянной работой над собой. Это самое лучшее время, в которое мы можем что-то духовное совершить. В другое время это сделать гораздо сложнее.

     Пост это время духовной солидарности всех православных христиан, поэтому наша усиленная молитва в пост поддерживает друг друга на этом тесном, тернистом, но радостном пути. Когда человек поститься, когда он ограничивает себя, ум его становится более светлым, душа его становится более чистой, а чистая душа узрит Бога, о чем говорит Господь в Евангелии «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

     Как уже сказано выше пост начинается с Прощенного воскресения и поэтому очень важно каждому из нас начать этот период своей жизни с прощения, Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, – говорит Сам Господь в Евангелии, – аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15). Это – первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов, и без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния.

Пусть спасительные дни Святой Четыредесятницы всем нам помогут в нашей борьбе с грехом, нашем духовном возрастании, дабы, приблизившись к светозарному празднику Воскресения Христова, мы могли, исповедуя свои грехи пред Господом, возблагодарить Его за тот опыт, который мы пережили в эти дни. А чтобы было так, мы не должны упускать возможность часто бывать в храмах, особенно на первой, четвертой и Страстной седмицах. Мы должны стараться, по возможности, утром и вечером быть в храме, вслушиваясь в молитвы, дивные псалмы, песнопения, во все то, что произносится в храме; пытаться проникать в смысл всего того, что Церковь предлагает нам для назидания в эти святые дни. И Господь по милости Божией, в ответ на наши скромные человеческие усилия, по смирению нашему, дарует нам Свою благодать.