“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Проповеди

«Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» (Мф.25,4).

     Православный христианин живет от Пасхи до Пасхи. Нет ничего более значительного в его жизни, как переживание страданий Христовых и светлого Его Воскресения. Еще задолго до Пасхи сердце православного трепещет при мысли о ней. Но чтобы достойно встретить этот «праздников праздник и торжество из торжеств», Святая Церковь с материнской заботой о нас установила время особенной покаянной молитвы  –  святую четыредесятницу.

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».       Тропарь, гл.1.

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение»(из тропаря Богоявлению). 19 января по новому стилю Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами,полное  благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14)

    В эти святые дни Православная Церковь празднует величайшее в человеческой истории событие – Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).     Сей угодник Божий родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны  и был назван Николаем (греч.-«победитель народа») в честь своего дяди – епископа этого города.

 

 "Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей" (Пс.44:11-12).

 

 Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Крест Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище,в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас.(стихира по 50-м псалме, глас 6, на Воздвижение)

 

Великий праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, празднуемый Православной Церковью 14 сентября (27 сентября по новому стилю), очень древний и берет начало с IV века. Установлен он по поводу радости обретения Креста, на котором был распят Христос.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радостьвозвести всей вселенней: из Тебе бо возсияCолнце правды Христос Бог наш...»

(из тропаря праздника, глас 4)

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

…благослови венец лета благости Своея Господь…(из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)

Именно из этих слов тропаря, мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - «венец лета», так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная Церковь, это и будет 1 сентября – начало индикта (греч. - периода).

Настал час, когда должно было совершиться Успение Божией  Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видавшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея,» - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26-38). Общее значение слова «Благовещение» благая, радостная, добрая весть, то же, что и Евангелие. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.

«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…» воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева – Преблагословенная Отроковица Мария, - достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне за их непрестанные и слезные молитвы.

Сретение
19 Октября 2011

Наступил один из 12 основных православных праздников - Сретение Господне. Сретение – это церковнославянское слово, по-русски значит "встреча". Встреча или сретение святым Симеоном Богоприимцем Грядущего, то есть пришедшего, Спасителя в Иерусалимском храме.

Сегодня Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Крестителя.

Прошли 30 лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто кроме Пресвятой Девы, Праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц не был посвящен в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк 2:40), как мы слышали в Евангельском чтении в праздник Обрезания Господня.

В то же время в дикой пустыни подвизался пророк Иоанн Креститель. Сятой Дух призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия.

Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорил ему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф 3 :2), «скоро прийдет Тот, обувь Которого я недостоин понести: Он будет крестить Духом Святым» (Мф 3:11). Люди один за другим входили в воду и святой Иоанн крестил их.

«Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2,2) – вопрошают волхвы, придя в Иерусалим, ведомые звездой. Ныне Дева родила Еммануила в городе Вифлееме. Исполнились пророчества пророков. Ныне родился нам Сын, Бог является младенцем. Нынешний день есть день спасения. Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается, Сын Божий делается сыном человеческим.

Сошествие на землю Сына Божия, явление во плоти Бога есть такое чрезвычайное событие, более коего ни прежде не было, ни после не будет, в сравнение с коим все прочие события почти ничего не значат. Что же оно само значит? Для чего Сын Божий сошёл на землю? Что принёс с Собою? Как нам Его встретить, и что должно при сем делать?