“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся. (Пс. 101; 26-27)

Наступил один из двенадцати основных православных праздников - Сретение Господне. Сретение – это церковнославянское слово, что означает - встреча. Встреча святым Симеоном Богоприимцем Грядущего (долженствующего прийти) Спасителя в Иерусалимском храме.

Богоявление
20 Января 2016

                                                                                                          “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:13-17). 

Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:13-17).

"И сказал им (пастухам) Ангел: не бойтесь; Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10-11).

Уже двадцать столетий прошло с тех пор, как эту радостную весть принёс пастырям Небожитель (Ангел). По его предвещанию, эта радость будет всем, кто не закроет своих духовных очей, чтобы увидеть её, и кто не ожесточит своего сердца, чтобы почувствовать и познать её. Ангел возвещает, что наступит время явления чудес, любви и благоволения Божия к «сидящим во тьме и тени смертной» (Мф. 4,16). Рождается Тот, Который был обещан еще прародителям нашим Адаму и Еве в раю, о рождении Которого предрекали все Ветхозаветные пророки и Которого с радостью ожидали лучшие люди Израиля. Рождается Спаситель мира, Который направит ноги наши на путь добра и благочестия, Который соединит Небо с землёй, через очищения людей от грехов их и от смерти, и Который построит благодатное Царство радости о Духе Святом, Царство блаженства (счастья), мира и любви, простирающееся от земли во вселенную (т.е. небо), в вечность. Поэтому-то святые отцы и считают праздник Рождества Христова «больше всех праздников достойным почитания и благоговения», «матерью всех праздников» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения, Т.1, кн.2, СПб, 1895, стр.541). А святая Церковь призывает: «Небо и земля днесь (сейчас) пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют … прииде бо Чаяние (т.е. Ожидаемый) языков (народами)» (стихира на литии, стих 1).

«Слышаша, богомудре Николае, ближний и дальний величие чудес твоих, яко по воздуху легкими благодатными крилами навыкл ecи сущих в бедах предваряти» (Из Акафиста Святителю Николаю)

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских - один из самых почитаемых во всем православном мире святых. Об этом можно судить, хотя бы, из того количества церквей, которые названы в честь этого святого. В году два праздника святителя Николая: 19 декабря – день смерти (в народной традиции «Никола зимний») и 22 мая – день прибытия мощей в город Бари в Италии (в народной традиции «Никола вешний»). Святая Церковь Православная чествует, также, память святителя еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

“Марию Богоотроковицу верно да восхвалим: днесь бо вводится во Святая Святых воспитатися Господу”. (канон праздника)

    Сегодня Святая Церковь молитвенно празднует введение во храм Пресвятой Богородицы. Чистота и святость, свет и радость — вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. В Евангелии ничего не говориться об этом событии, евангелисты по Промыслу Божию обходят его молчанием, но тем более для нас драгоценны рассказы, повествующие о вхождении в дом Божий Девы Марии, сохраненные Церковным Преданием.

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:2, 3).

Священное писание говорит нам о том, что кроме мира материального, который сотворил премудрый Бог, есть еще мир ангельский, мир невидимых духов. Об ангелах мы знаем немного. Священное писание не открывает нам сущности ангелов, природы их. Но мы знаем, что ангелы сотворены задолго до сотворения нашего с вами мира.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня;  и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:37-38).

27 (14 ст.ст.) сентября мы празднуем воздвижение Креста Господня. Воспоминание Крестовоздвижения следует через 40 дней после праздника Преображения, так установила Церковь не случайно, по преданию через 40 дней после восхождения Иисуса Христа с учениками на Фавор последовали крестные события. Но существует мнение, что в этот день освятили в IV веке базилику Гроба Господня в Иерусалиме и память Воздвижения просто приурочили к освящению этого главного храма Церкви. «Точная дата обретения св. Креста неизвестна».

Видящи праведная Анна великаго архангела явление и слышавши глаголы его, поклонися Богу и рече: Жив Господь Бог, яко аще рожду Отроча, дам Ее в службу Ему, да будет служа и хваля имя Его Святое день и нощь во вся лета живота Своего. Исполнися же радости неизглаголанныя, тече во Иерусалим со тщанием, да тамо в церкви воспоет Богу благодарственно: Аллилуиа. (Кондак, глас 2)

Существует ряд ветхозаветных пророчеств и прообразов, которые традиционно считаются указаниями на рождение Девы Марии, как, например, «Семя жены сотрет главу змия» (Быт.3:15). Или сон Иакова, в котором, по изъяснению Церкви, Матерь Божия символически образует лестницу, простертую до небес, по которой снидет Господь. Это также притча Соломонова, начинающаяся словами: «Премудрость созда Себе дом».

Преобразился еси на горе, Христе Боже,показавый учеником Твоим славу Твою         (тропарь праздника, гл.7)

    Священное писание свидетельствует нам, что именно на вершине Фавора, произошло событие, вошедшее в историю Православия под именем Преображения Господня. В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Сам Иисус все чаще и чаще говорил со своими апостолами о предстоящих Ему мучениях и распятии.

«И долго, долго будет житьМеж нас отец Варнава:Того не могут позабыть,Кто здесь умел для Бога жить,Кто был отчизне слава».

Иеромонах Ефрем «Заветная келья», 1912 г.

Так тепло и с искренней любовью писал о старце иеромонах Ефрем – письмоводитель преподобного Варнавы, а после его блаженной кончины – братский духовник Пещерной обители.

«Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную:Человеколюбче, слава Тебе» (тропарь праздника).

Святая Троица - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13)

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Святитель Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

"Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, И сущим во гробех живот даровав» (тропарь Пасхи).

В Пасхальную ночь весть о Воскресшем Христе льется волнами духовного света из каждого православного храма, превращая тьму и ночь в радостный день.

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

(Лк. 1. 28)

Хронологически, и по существу Новозаветная история начинается не с Рождества Иисуса Христа, а с Его Матери — Пресвятой Девы Марии.

Древние письменные источники о Ее жизни неизвестны, и все сведения о Деве Марии почерпнуты из устного предания, существовавшего в первых христианских общинах. Это предание утверждает, что Дева Мария происходила из рода Давидова и являлась дочерью благочестивых Иоакима и Анны. Девочка была поздним ребенком, дарованным им Господом в весьма преклонные лета по их горячим молитвам, и потому Ее рождение родители восприняли как великое чудо и милость Божию. Следуя иудейскому обычаю, они решили посвятить Ее Богу. В те времена многие дети воспитывались при храме, а подрастая, несли здесь определенные обязанности и послушания. В трехлетнем возрасте младенец Мария взошла по ступеням Иерусалимского храма, поручая Себя милости Божией.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне»

(тропарь праздника)

Этими словами св. Церковь раскрывает содержание сегодняшнего праздничного события.

За несколько дней до Своих страданий, Господь наш Иисус Христос, находясь в Вифании, «возвигл из мертвых Лазаря». То есть, вернул к жизни, умершего четыре дня назад человека, Он «…воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И Лазарь мгновенно воспрянул от мертвого сна и вышел из гроба (Ин. 11,43-44).

Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво,и завет старца твоего, сице рекшаго: «Тако хощет Бог: словом и хлебом питай алчущих»,- поистине до конца исполнил еси.Сего ради и ныне молим тя; не остави нас, утешительный отче, небесною любовию твоею.

(кондак, гл.2).

2 марта по новому стилю Церковь празднует память преподобного Варнавы. В этот день, 17 февраля старого стиля, в 1906 году он мирно отошёл ко Господу. В этом году мы празднуем юбилей – 20 лет со дня прославления нашего святого Варнавы: в 1995 году он был причислен к лику Радонежских святых.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню,для искушения от диавола, и, постившисьсорок дней и сорок ночей» Матф.4: 1-2.

Испокон веков подвижники полагали за основу в духовном росте молитву и пост. Эти два столпа могут устоять только в том случае, если будут поддерживаться друг другом. Как пост бесплоден без молитвы, так и молитва без поста.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.(Тропарь Сретения Господня, глас 1)

Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием. Путь спасения для каждого должен начаться со встречи Иисусом Христом как его личным Спасителем. Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме… и тени смертной (см.: Мф. 4: 16).

Богоявление
20 Января 2015

Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин.3:27).

Православная Церковь воспоминает 6/19 января Крещение Господне. Праздник Крещения имеет и другие названия: Богоявления или ещё праздник светов. Спаситель до исполнения ему 30 лет был безвестным плотником в галилейском городке Назарете. Перед началом своей проповеди Он пришёл креститься на Иордан к пророку Иоанну Предтече, который почти с самого рождения жил в пустыни, придерживаясь строгой аскезы: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мёд» (Мф.3:4). Приходивших к нему он призывал к покаянию: «Покайтеся ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2).

Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. (Лк. 2: 14)

Эта песнь Богу вочеловечившемуся, Младенцу Христу, воспетая множеством ангелов на земле при Его Рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне, по словам Церкви, удивилось всякое естество ангельское.

Облиставаеши на земли чудес лучами, Николае мудре, и движеши всяк языкна славу же и хвалу на земли тя Прославльшаго, Егоже моли всякия нужд избавитисяпамять твою верою и любовию почитающим, отцем избрание.

(седален по 1-м стихословии)

Сегодня мы празднуем память святого угодника и чудотворца, святителя Николая. Во всех странах, особенно в православном отечестве нашем, он чтится устроением в честь его храмов и святых икон. Основанием столь всеобщего почитания святителя служит без сомнения то, что сей великий угодник Божий всегда являлся скорым помощником и молитвенником для всех прибегавших к его ходатайству и заступлению. Не только среди христианских обществ, но даже у магометан и язычников славно имя его. Но что значит земная похвала для святителя, увенчанного вечной небесной славой. Ничем мы не можем ублажить угодника Божия как нашей добродетельной жизнью управляемой духом кротости, воздержания, милосердия и других добродетелей. В сем нас убеждает святой Апостол Павел: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр.13,7).

 «Марию Богоотроковицу верно да восхвалим:  днесь бо вводится во Святая Святых воспитатися Господу».   канон праздника.

В этот день святая Церковь празднует торжественное Введение в Иерусалимский храм трехлетней Отроковицы Марии – благословенной дочери праведных родителей Иоакима и Анны – для воспитания Господу. Захария, старец и первосвященник, благоговейно встретил Ее, сопровождаемую юными девами и ввел, по внушению Духа Святого, в самую внутреннюю часть храма, в Святая Святых, куда один раз в год входил сам первосвященник и где обитал Господь, поскольку Ей предстояло стать Матерью Его по плоти.

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи. (Кондак Небесным Чинам Бесплотным, глас 2)

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

“… слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.” (1 Кор. 1,18)

В IV веке по Р.Х. после дарования христианству, свободы исповедания веры, Равноапостольный царь Константин пожелал построить Храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, ( т.е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великой радостью, его мать, святая равноапостольная царица Елена.