“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Проповеди

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне. (Величание праздника)

 

Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное Воскресенье) Православная Церковь отмечает в последнее, шестое воскресенье Великого поста.

Вход Господень в Иерусалим — один из 12 двунадесятых праздников в Православии. Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.

 

«Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя…» (Лк. 1:35)

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех праздников.

Архангел Гавриил – первый благовестник спасения человеческого, или чуда Божия. Пречистая Дева Мария первая услышала это благовествование и первая и единственная  из человеков вострепетала от страха и радости. Под сердцем Ее имел преклонить главу Свою и облечься в плоть Господь, Творец нового и Обновитель ветхого мира. Во дни предшествующие великому дню Рождества Христова, когда пришла полнота времени, когда великие пророчества настигли друг друга в исполнении своем, когда истекли сроки, предвещенные пророком Даниилом, когда оскудел князь от колена Иудина, когда немощный род человеческий воздыхал вместе с окружающей его немощною природой, уже не ожидая спасения ни от человека, ни от природы, но только от Бога единого…

 

«Он жил во славу Божию»

(Надгробная надпись).

В 1906 году (17 февраля по старому стилю) скончался старец Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря иеромонах Варнава, 75 лет от роду.

Это был простой монах-священник, проживший значительную часть своей жизни в скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, не отличавшийся особой образованностью и не имевший внушительного послужного списка с карьерным ростом. Но это был удивительный человек, к которому шли за советом миллионы русских людей разных сословий и званий. Таких исключительных людей как он было в России в то время не много: протоиерей Иоанн Кронштадский да оптинские старцы.

«Господи и Владыко живота моего!Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,Яко благословен еси во веки веков. Аминь!»

Преподобный Ефрем Сирин

«Господи и Владыко живота моего! Дух любви даруй ми, рабу Твоему!» Мы просим о любви, которая является исполнением всего закона, ибо если не имеем любви, то по слову святого апостола Павла мы медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13:1).

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром (Лк.2:29).

Сегодня, в праздник Сретения (славянское, переводится: встреча), мы воспоминаем принесение в сороковой день по рождении Богомладенца Иисуса Христа в храм соломонов и встречу с Ним праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.

«…крестился Иисус, будучи тридцати лет от роду…»

Святитель Димитрий Ростовский.

 

Это мы с Вами узнаём из третьей главы Евангелия от Луки. Это важно для воспоминания знающим и разумения не уразумевающим.

«… ибо ныне родился вам в городеДавидовом Спаситель, Который естьХристос Господь.» (Лк. 2, 11).

«Христос рождается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся!». Эти радостные слова рождественского песнопения уже давно звучат под сводами храмов и как эхо откликаются в наших душах, пробуждая в них все самое лучшее, доброе, светлое.

Слышаша, богомудре Николае, ближнии и дальнии величие чудес твоих, яко по воздуху легкими благодатными крилами навыкл ecи сущих в бедах предваряти (Из Акафиста Святителю Николаю)

19 декабря совершается память одного из самых любимых в народе святых – святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Постник с младенчества, молитвенник с детства, Николай уже в ранней юности стал чтецом, затем был рукоположен в сан священника. За свою жизнь он совершил множество добрых дел, по его молитвам произошли многочисленные чудеса. Во времена гонений при императоре Диоклетиане Николай, уже избранный епископом, был заключен в темницу, где поддерживал свою паству.

По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, пришла eси в храм Господень воспитатися во святая святых, яко освященна: тогда и Гавриил послан бысть к Тебе всенепорочней, пищу Тебе принося. Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго в Тя всельшася. Темже Пречистая и Нескверная, Яже на небеси и на земли славима, Мати Божия, спаси род наш. (стихира праздника на «Господи воззвах», гл.8)

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы - третий великий праздник церковного года, который следует за Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Креста Господня и подводит нас к величайшему после Пасхи празднику - Рождеству Христову.

“Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил”.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»

  Сегодня Святая Церковь, прославляя Животворящий Крест Господень, вспоминает два события. Первое событие – Обретение Креста в IV веке св. равноапостольной царицей Еленой и воздвижение его святителем Иерусалимской Церкви – Макарием при многочисленном стечении народа, жаждавшего, хотя бы издали, увидеть Крест Христов. Второе событие – было в VII столетии. Во время войны с греками персы захватили места священных воспоминаний и увезли к себе Крест Господень. Но в 628 году византийский император Ираклий заключил с персами договор, по которому утраченная святыня, Животворящий крест, была возвращена в Византию.

Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь(в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу.

(«Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея, архиепископа Критского»)

8 ст. ст./ 21 н. ст. сентября Церковь празднует Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Священное Предание Церкви хранит в веках историю Ее рождения.

…благослови венец лета благости Своея Господь…

(из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)

 

Именно из этих слов тропаря, мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - «венец лета», так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная Церковь, это и будет 1 сентября – начало индикта (греч. - периода).

                                                             «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша»(тропарь праздника).

   Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Её всегда молчаливая и углубленная в Себя душа.

   Однажды, когда Богоматерь молилась, явился пред Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Он принёс Ей от Господа радостную весть о скором Её преставлении, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже,показавый учеником Твоим славу Твою,якоже можаху: да возсияет и нам грешнымсвет Твой присносущный,молитвами Богородицы,Светодавче, слава Тебе»

(тропарь Преображению Господню)

 

   Преображение Господне, считаясь Церковью одним из двунадесятых праздников, уже в IV веке имело видное место в церковном календаре, как мы видим из проповедей и поучений таких великих Отцов Церкви, как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и святитель Кирилл Александрийский; истоки праздника восходят к первым векам христианства. В том же IV веке святая царица Елена воздвигла в честь праздника храм на фаворской горе, на самом месте Преображения. Несмотря на то, что воспоминаемое событие произошло в феврале, за 40 дней до распятия, праздник был перенесен на месяц август, так как неуместно было отмечать славу и радость праздника среди покаянной скорби Великого Поста. Шестой день августа был выбран потому, что он приходился за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября по старому стилю), когда снова воспоминались Страсти Господни.

 Светильника веры и образ благочестияявил еси нам, Господи, Варнаву Преподобного сей бо, праведно пожив, многия люди к покаянию приведе и светом Евангельским просвети Его же молитвами, Христе Боже, даруй нам велию милость.(Канон прп. Варнаве, светилен)

       Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, - прославление преподобного Варнавы Гефсиманского в лике Радонежских святых.       Родился преподобный Варнава (в крещении Василий) в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года в благочестивой крестьянской семье Илии и Дарии Меркуловых. В детстве он обучался в школе псаломщиков, а затем – слесарному делу. Познакомившись с монахом-анахоретом Геронтием, стал под его духовное руководство. В 1851 году был принят в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, куда вскоре перешел и его духовник. Однако через месяц, захотев более уединенного места, по Промыслу Божию, поступил в Гефсиманский скит, где его духовным руководителем стал монах отшельник Даниил. Послушания он нес в слесарной мастерской и был известен, как «Василий слесарь». Затем он стал проводником богомольцев по пещерному отделению Гефсиманского скита.

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

(Тропарь Тропарь св. ЖивоначальнойТроице (Праздника Пятидесятницы)).

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

 

Еже о нас исполнив смотрение,и яже на земли соенденив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая не отступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

(Кондак на Вознесение)

   Прошли светлые дни радости о Воскресшем Христе. Прекратила свое звучание песнь божественной победы над смертью Спасителем. И ныне Святая Церковь вспоминает события вознесения Господня, когда Христос оставляет Своей плотью землю и восходит на небо. В этот день, как повествуют евангелисты, Воскресшый Господь в последний раз явился своим ученикам, для того чтобы, как бы, подвести итог прожитому и дать наставления и благословения тем, кто будет продолжать жить и трудится на земле.

Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас. (Триодь постная, служ. Вел. Суб.)

Пасхальные дни есть дни особенного веселия, особенной радости. Святитель Григорий Богослов, исполненный духовного ликования, восклицает: «Христос восстал из мертвых – восстаньте с Ним и вы; … Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха».

 

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.

(Зах.9:9)

С первых строк мы видим с Вами доказательство предзнаменованного события, ибо не кто иной, как пророк Захария, именно этими словами предвозвестил не только событие, но и его подробности, которые со всей ясностью показывали, каков именно должен быть Мессия. Но описание событий в предании показывает во всей контрастности, что народ, развращенный грехами и диаволом, совсем не такого ожидал Мессию.

«Се, Раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38).

   Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью празднуем один из самых великих и радостных праздников в году – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Великий Пост
19 Марта 2013

      «Грядите людие, днесь, воспримем пощений дарование,    яко богодарованное время покаяния…»                                 (Триодь. пост. Понед. l-й седм. Вел. поста. 1 Песня Канона).

  Пост - это самое древнее церковное установление. Первая заповедь, данная первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился св. Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился сорок дней перед выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и наш сорокадневный Великий Пост.

Заповедь Христову, — да любите друг друга, — потщался еси исполнити до конца, преподобне Варнаво, и сего ради в чертоги Небесныя яко возлюбленный и благословенный Богом возшел еси.

(канон прп.Варнаве, 9 песнь, 2 тропарь)

Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, – преставление преподобного Варнавы Гефсиманского.

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». (Кондак Крещения Господня, глас 4)

Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. О нем упоминается в «Постановлениях апостольских», а также и рядом святых отцов Церкви начиная со II века. Древнее название праздника – «Эпифания», явление, или «Теофания», Богоявление. Также его называли «праздник Светов», ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет неприступный.