“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

 

«Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней …»

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

 

          Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – первый двунадесятый праздник. Первый и по хронологии событий Священной истории, которые вспоминаются во время праздников, и по дню празднования в церковном году, начинающемся 1 (14) сентября.

Источник исцелений во всечестнем храме Девы днесь являет Господь чрез живоносный Твой образ, обновляя души и телеса, верою и любовию Богородицу Величающих (кондак).

Согласно древнему церковному Преданию, первую икону Пресвятой Богоматери написал еще при Ее жизни святой апостол и евангелист Лука. Сама Пречистая Богородица видела это изображение и благословила его, сказав, что с этой иконой пребудут Ее Благодать и Сила. И сами эти Благодать и Силу, данные ей Богом, Господь обнаруживает, иногда, явным для всех образом через чудеса исцелений от Ее икон, прославляя таким образом последние. Церковь, как правило, в день явления первого чуда от иконы, и устанавливает, в знак благодарности, особое памятное чествование или праздничное богослужение, согласно событию.

 

Ангел множества славословят Тя, и человеческий род предпразднственная воспевает Ти, яко преставился еси от земли к Рождшемуся из Тебе, Богородице Чистая, и молишися прилежно избавитися от бед верою совершающим Твое, Дево, преставление. 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы исторически был у нас одним из самых долгожданных, ведь это, как и Пасха Христова, напоминание о жизни будущей, лучшей, о том, что земная кончина для христианской души – временна, это только переход, соединение с Богом. Не случайно, в России так много обителей, посвященных этому событию. 

«Мы видели славу Его, славу, какЕдинородного от Отца» (Ин.1:14). «Он… Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:8-9).

В середине успенского поста, девятнадцатого августа, православные христиане празднуют двунадесятый праздник Преображения. В этот день мы вспоминаем явление Господа Иисуса Христа в Славе нетварного Света на горе Фавор, свидетелями этого чуда были три ближайших ученика Спасителя, апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

 

«И долго, долго будет житьМеж нас отец Варнава:Того не могут позабыть,Кто здесь умел для Бога жить,Кто был отчизне слава».

Иеромонах Ефрем «Заветная келья», 1912 г.

Так тепло и с искренней любовью писал о старце иеромонах Ефрем – письмоводитель преподобного Варнавы, а после его блаженной кончины – братский духовник Пещерной обители.

"...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать..." (Деян. 2, 24)  

   Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. 

"Воспоим вси людие,на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христуи спосадившему нас одесную Отца,песнь победную: яко прославися".(Канон праздника, гл.5, песнь 1)

 

 

Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

 

«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех

И нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити.»

(Стихира праздника Пасхи)

 

    Христос Воскресе! Братья и сестры, ни одно событие в истории христианской Церкви не празднуется с такою радостью, торжественностью и продолжительностью как Воскресение Христово. Целых сорок дней со дня Воскресения святая Церковь оглашается восторженным пением: «Христос Воскресе!» Поистине светлое Христово Воскресение есть праздников праздник и торжество из торжеств. Столь продолжительно отмечается этот праздник потому, что и Сам Господь, по воскресении Своем, в продолжение сорока дней являлся ближайшим ученикам Своим - апостолам и мироносицам – поселял в душах их радость и уверенность в истинности Своего воскресения.

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне. (Величание праздника)

 

Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное Воскресенье) Православная Церковь отмечает в последнее, шестое воскресенье Великого поста.

Вход Господень в Иерусалим — один из 12 двунадесятых праздников в Православии. Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.

 

«Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя…» (Лк. 1:35)

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех праздников.

Архангел Гавриил – первый благовестник спасения человеческого, или чуда Божия. Пречистая Дева Мария первая услышала это благовествование и первая и единственная  из человеков вострепетала от страха и радости. Под сердцем Ее имел преклонить главу Свою и облечься в плоть Господь, Творец нового и Обновитель ветхого мира. Во дни предшествующие великому дню Рождества Христова, когда пришла полнота времени, когда великие пророчества настигли друг друга в исполнении своем, когда истекли сроки, предвещенные пророком Даниилом, когда оскудел князь от колена Иудина, когда немощный род человеческий воздыхал вместе с окружающей его немощною природой, уже не ожидая спасения ни от человека, ни от природы, но только от Бога единого…

 

«Он жил во славу Божию»

(Надгробная надпись).

В 1906 году (17 февраля по старому стилю) скончался старец Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря иеромонах Варнава, 75 лет от роду.

Это был простой монах-священник, проживший значительную часть своей жизни в скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, не отличавшийся особой образованностью и не имевший внушительного послужного списка с карьерным ростом. Но это был удивительный человек, к которому шли за советом миллионы русских людей разных сословий и званий. Таких исключительных людей как он было в России в то время не много: протоиерей Иоанн Кронштадский да оптинские старцы.

«Господи и Владыко живота моего!Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,Яко благословен еси во веки веков. Аминь!»

Преподобный Ефрем Сирин

«Господи и Владыко живота моего! Дух любви даруй ми, рабу Твоему!» Мы просим о любви, которая является исполнением всего закона, ибо если не имеем любви, то по слову святого апостола Павла мы медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13:1).

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром (Лк.2:29).

Сегодня, в праздник Сретения (славянское, переводится: встреча), мы воспоминаем принесение в сороковой день по рождении Богомладенца Иисуса Христа в храм соломонов и встречу с Ним праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.

«…крестился Иисус, будучи тридцати лет от роду…»

Святитель Димитрий Ростовский.

 

Это мы с Вами узнаём из третьей главы Евангелия от Луки. Это важно для воспоминания знающим и разумения не уразумевающим.

«… ибо ныне родился вам в городеДавидовом Спаситель, Который естьХристос Господь.» (Лк. 2, 11).

«Христос рождается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся!». Эти радостные слова рождественского песнопения уже давно звучат под сводами храмов и как эхо откликаются в наших душах, пробуждая в них все самое лучшее, доброе, светлое.

Слышаша, богомудре Николае, ближнии и дальнии величие чудес твоих, яко по воздуху легкими благодатными крилами навыкл ecи сущих в бедах предваряти (Из Акафиста Святителю Николаю)

19 декабря совершается память одного из самых любимых в народе святых – святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Постник с младенчества, молитвенник с детства, Николай уже в ранней юности стал чтецом, затем был рукоположен в сан священника. За свою жизнь он совершил множество добрых дел, по его молитвам произошли многочисленные чудеса. Во времена гонений при императоре Диоклетиане Николай, уже избранный епископом, был заключен в темницу, где поддерживал свою паству.

По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, пришла eси в храм Господень воспитатися во святая святых, яко освященна: тогда и Гавриил послан бысть к Тебе всенепорочней, пищу Тебе принося. Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго в Тя всельшася. Темже Пречистая и Нескверная, Яже на небеси и на земли славима, Мати Божия, спаси род наш. (стихира праздника на «Господи воззвах», гл.8)

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы - третий великий праздник церковного года, который следует за Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Креста Господня и подводит нас к величайшему после Пасхи празднику - Рождеству Христову.

“Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил”.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»

  Сегодня Святая Церковь, прославляя Животворящий Крест Господень, вспоминает два события. Первое событие – Обретение Креста в IV веке св. равноапостольной царицей Еленой и воздвижение его святителем Иерусалимской Церкви – Макарием при многочисленном стечении народа, жаждавшего, хотя бы издали, увидеть Крест Христов. Второе событие – было в VII столетии. Во время войны с греками персы захватили места священных воспоминаний и увезли к себе Крест Господень. Но в 628 году византийский император Ираклий заключил с персами договор, по которому утраченная святыня, Животворящий крест, была возвращена в Византию.

Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь(в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу.

(«Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея, архиепископа Критского»)

8 ст. ст./ 21 н. ст. сентября Церковь празднует Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Священное Предание Церкви хранит в веках историю Ее рождения.

…благослови венец лета благости Своея Господь…

(из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)

 

Именно из этих слов тропаря, мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - «венец лета», так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная Церковь, это и будет 1 сентября – начало индикта (греч. - периода).

                                                             «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша»(тропарь праздника).

   Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Её всегда молчаливая и углубленная в Себя душа.

   Однажды, когда Богоматерь молилась, явился пред Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Он принёс Ей от Господа радостную весть о скором Её преставлении, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже,показавый учеником Твоим славу Твою,якоже можаху: да возсияет и нам грешнымсвет Твой присносущный,молитвами Богородицы,Светодавче, слава Тебе»

(тропарь Преображению Господню)

 

   Преображение Господне, считаясь Церковью одним из двунадесятых праздников, уже в IV веке имело видное место в церковном календаре, как мы видим из проповедей и поучений таких великих Отцов Церкви, как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и святитель Кирилл Александрийский; истоки праздника восходят к первым векам христианства. В том же IV веке святая царица Елена воздвигла в честь праздника храм на фаворской горе, на самом месте Преображения. Несмотря на то, что воспоминаемое событие произошло в феврале, за 40 дней до распятия, праздник был перенесен на месяц август, так как неуместно было отмечать славу и радость праздника среди покаянной скорби Великого Поста. Шестой день августа был выбран потому, что он приходился за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября по старому стилю), когда снова воспоминались Страсти Господни.

 Светильника веры и образ благочестияявил еси нам, Господи, Варнаву Преподобного сей бо, праведно пожив, многия люди к покаянию приведе и светом Евангельским просвети Его же молитвами, Христе Боже, даруй нам велию милость.(Канон прп. Варнаве, светилен)

       Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, - прославление преподобного Варнавы Гефсиманского в лике Радонежских святых.       Родился преподобный Варнава (в крещении Василий) в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года в благочестивой крестьянской семье Илии и Дарии Меркуловых. В детстве он обучался в школе псаломщиков, а затем – слесарному делу. Познакомившись с монахом-анахоретом Геронтием, стал под его духовное руководство. В 1851 году был принят в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, куда вскоре перешел и его духовник. Однако через месяц, захотев более уединенного места, по Промыслу Божию, поступил в Гефсиманский скит, где его духовным руководителем стал монах отшельник Даниил. Послушания он нес в слесарной мастерской и был известен, как «Василий слесарь». Затем он стал проводником богомольцев по пещерному отделению Гефсиманского скита.