“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Проповеди

«…Ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Мф.1;20,21)

  Сегодня, 7 января, православный народ празднует Рождество Христово, или День Рождения Христа. В старые добрые времена этот праздник отмечался весьма торжественно в продолжение нескольких дней, святых дней или «святок» (от дня Рождества до дня Крещения Господня). Рождество Христово - это великий праздник, полный Света, радости и счастья. Причем, нужно заметить, ощущают это величие и радость не только христиане, но даже люди не церковные. В чем же состоит секрет этого праздника, что же скрывается на самом деле за событием двухтысячелетней давности.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.(тропарь праздника)

  19 декабря (6 по старому стилю) Церковью установлена память успения Святого угодника Божия.

Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. (Пс.44:11-16)

 

     Воспоминание этого удивительного события издревле учреждено Церковью. Указание на этот праздник можно находить в IV веке -  в преданиях христиан Палестинских, кои доселе указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы и построение этой церкви приписывают св. царице Елене. В IV веке указание на этот праздник находят также в словах Григория Нисского. В VIII веке, как указано выше, Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские, произносили в этот день поучения.

«Ангелы и душа называются бесплотными, как не имеющие никакой плоти,называются духом, как существа тонкие, совершенно отличающиеся от предметов, составляющих вещественный мир».(Свт. Игнатий Брянчанинов)

     Новозаветное Откровение содержит очень много упоминаний об Ангелах. Сам Господь Иисус Христос неоднократно о них возвещает: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими, а кто отвергает Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк:12,8-9).

Ангелы – постоянные свидетели Божественных действий. Они постоянно видят лицо Отца Небесного, то есть созерцают Божество в Его энергиях. Они будут сопровождать Христа в Его славном Втором Пришествии.

О преблаженное древо, на нем же распяся Христос Царь и Господь, Имже паде древом прельстивый тобою прельстився. Богу пригвоздившемуся плотию, подающему мир душам нашим.

(5-я песнь канона праздника)

Сегодня наша Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Креста Господня.

Чтобы яснее запечатлеть в душе нашей те святые чувства, какие мы должны иметь при поклонении животворящему Кресту Христову, вникнем в значение его в деле спасения нашего.

"Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем" (Лк. 1,46-47).

   21 сентября весь православный мир  отмечает Рождество Пресвятой Богородицы - День рождения Родившей Спасителя мира. Первый праздник православного церковного календаря, начавшегося 1/14 сентября. Преподобный Андрей Критский учил, что настоящий праздник есть «начало праздников: он служит дверью к благодати и истине». Рождество Богородицы есть начало исполнения всех обетований божественных, всех пророчеств, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий.

"Она единая из всех превыше всякого явилась Матерью Бога по естеству, а через несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари. Она является высочайшей из  превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода". (Святитель Григорий Палама)

«Пролейте, братия, слезы свои о мне, ваша молитва да будетдля меня ходатайством на суде»      (преп. Ефрем Сирин).

    Сегодня Святая Церковь торжественно отмечает праздник Успения Божией Матери. Сегодня мы радуемся, несмотря на то, что смерть обычно сопровождается совсем другими чувствами. Смерть воистину страшна, но страшна тем, кто не знает Креста.

«Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его» (Пс.47:2).

 Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображения в начале IVв. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения Господня(Мф.17:1; Мр.9:2; Лк.9:28). В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф.16:21).

      «Величаем тя, преподобне отче наш, Варнаво,и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов». (Величание)

19 июля 1995 года в день Собора Радонежских святых была совершена канонизация старца Варнавы Патриархом Алексием ll в Успенском соборе Свято-троицкой Сергиевой Лавры. Его память чтится в лике Радонежских святых, т.к. иеромонах Варнава был в числе лаврской братии от послушничества до преставления  и, как принято в этом случае считать, являлся учеником прп. Сергия, продолжателем его дела, а по святости жизни - преподобным Радонежской земли. Память прп. Варнавы празднуется  еще и в день его блаженной кончины 2 марта.

День Святой Троицы. Пятидесятница.Дыханием нужным, языкоогненно подаетХристос Божественнаго Духа апостолом.Излияся в великом дни Дух рыбарем.(«Синаксарь»)

Вожделенный день возсиял нам, братия, говорит  блаженный Августин  (Собрание сочинений, слово 271).Святая Церковь блистает ныне во взорах и пламенеет в сердцах верующих. Мы празднуем тот день, в который Господь Иисус Христос, прославленный по воскресении вознесением, послал Святаго Духа на апостолов.

Готово сердце мое, Боже; буду петь и воспеватьво славе моей.  Воспрянь, псалтирь и гусли! Явстану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина  Твоя.  Будь превознесен выше небес,Боже; над всею землею да будет слава Твоя,дабы избавились возлюбленные Твои: спасидесницею Твоею и услышь меня (Пс.107:2-7).

   Вознесение, это дивное событие, произошло на сороковой день после Воскресения Христова, когда Он повел своих учеников, среди которых была и Божия Матерь, на Елеонскую гору и, дабы обозначить свое телесное удаление от них, благословив, стал подниматься в небо все выше и выше, пока совсем не скрылся, и в тот же момент перед учениками явились блистающие Ангелы, сказав, чтобы они не теряли теперь времени, ибо Господь сойдет с Небес подобным образом только во время Своего второго пришествия уже не как законодатель, но как судья данных людям законов.

Христос Воскресе!

                                                « Воскресением  Своим Христос победил грех и смерть,                                                             сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощенный                                                  род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога                                                   и  человека.    Ему подобает   честь  и  слава,  со  Отцем  и                                                  Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной.»

Святитель Николай Сербский.

  Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. Святитель Григорий Богослов пишет: «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых».

«Архангельский глас вопиет  Ти  Чистая,Радуйся Благодатная, Господь с Тобою»

(Величание в день Благовещения Пресвятой Богородицы)

  Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня мы празднуем день Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. В день сей исполнилось предзнаменование нашего спасения, положено начало нашему искуплению. Днесь Дева Святая слышит благовествование Божие, переданное Ей Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна ты между женами» (Лк. 1; 28).

 Бог Господь и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего! (9 песнь канона)

 Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим пред Его страданиями, воспоминаемый ныне Церковью, невольно возбуждают в душе христианина противоположные чувства радости и скорби. Радуется сердце наше при воспоминании о почести и хвалах, возданных народом иудейским Господу Иисусу, но вместе с тем мы не можем не скорбеть об ожесточении этого народа, который не познал в лице Христа истинного Мессию и вскоре с неистовыми криками «распни, распни Его» предал на смерть Того, кому ранее возглашал «осанна!».

«Господь блюдет тех, которые себя Ему посвящают».Святитель Феофан Затворник.

 

    Сегодня Православная Церковь с чувством духовной радости светло празднует день преставления угодника Божия, великого подвижника и молитвенника Земли Русской Преподобного и Богоносного отца нашего Варнавы Гефсиманского.

«Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» (Мф.25,4).

     Православный христианин живет от Пасхи до Пасхи. Нет ничего более значительного в его жизни, как переживание страданий Христовых и светлого Его Воскресения. Еще задолго до Пасхи сердце православного трепещет при мысли о ней. Но чтобы достойно встретить этот «праздников праздник и торжество из торжеств», Святая Церковь с материнской заботой о нас установила время особенной покаянной молитвы  –  святую четыредесятницу.

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».       Тропарь, гл.1.

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение»(из тропаря Богоявлению). 19 января по новому стилю Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами,полное  благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14)

    В эти святые дни Православная Церковь празднует величайшее в человеческой истории событие – Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).     Сей угодник Божий родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны  и был назван Николаем (греч.-«победитель народа») в честь своего дяди – епископа этого города.

 

 "Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей" (Пс.44:11-12).

 

 Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Крест Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище,в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас.(стихира по 50-м псалме, глас 6, на Воздвижение)

 

Великий праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, празднуемый Православной Церковью 14 сентября (27 сентября по новому стилю), очень древний и берет начало с IV века. Установлен он по поводу радости обретения Креста, на котором был распят Христос.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радостьвозвести всей вселенней: из Тебе бо возсияCолнце правды Христос Бог наш...»

(из тропаря праздника, глас 4)

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).