“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

 Светильника веры и образ благочестияявил еси нам, Господи, Варнаву Преподобного сей бо, праведно пожив, многия люди к покаянию приведе и светом Евангельским просвети Его же молитвами, Христе Боже, даруй нам велию милость.(Канон прп. Варнаве, светилен)

       Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, - прославление преподобного Варнавы Гефсиманского в лике Радонежских святых.       Родился преподобный Варнава (в крещении Василий) в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года в благочестивой крестьянской семье Илии и Дарии Меркуловых. В детстве он обучался в школе псаломщиков, а затем – слесарному делу. Познакомившись с монахом-анахоретом Геронтием, стал под его духовное руководство. В 1851 году был принят в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, куда вскоре перешел и его духовник. Однако через месяц, захотев более уединенного места, по Промыслу Божию, поступил в Гефсиманский скит, где его духовным руководителем стал монах отшельник Даниил. Послушания он нес в слесарной мастерской и был известен, как «Василий слесарь». Затем он стал проводником богомольцев по пещерному отделению Гефсиманского скита.

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

(Тропарь Тропарь св. ЖивоначальнойТроице (Праздника Пятидесятницы)).

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

 

Еже о нас исполнив смотрение,и яже на земли соенденив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая не отступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

(Кондак на Вознесение)

   Прошли светлые дни радости о Воскресшем Христе. Прекратила свое звучание песнь божественной победы над смертью Спасителем. И ныне Святая Церковь вспоминает события вознесения Господня, когда Христос оставляет Своей плотью землю и восходит на небо. В этот день, как повествуют евангелисты, Воскресшый Господь в последний раз явился своим ученикам, для того чтобы, как бы, подвести итог прожитому и дать наставления и благословения тем, кто будет продолжать жить и трудится на земле.

Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас. (Триодь постная, служ. Вел. Суб.)

Пасхальные дни есть дни особенного веселия, особенной радости. Святитель Григорий Богослов, исполненный духовного ликования, восклицает: «Христос восстал из мертвых – восстаньте с Ним и вы; … Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха».

 

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.

(Зах.9:9)

С первых строк мы видим с Вами доказательство предзнаменованного события, ибо не кто иной, как пророк Захария, именно этими словами предвозвестил не только событие, но и его подробности, которые со всей ясностью показывали, каков именно должен быть Мессия. Но описание событий в предании показывает во всей контрастности, что народ, развращенный грехами и диаволом, совсем не такого ожидал Мессию.

«Се, Раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38).

   Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью празднуем один из самых великих и радостных праздников в году – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Великий Пост
19 Марта 2013

      «Грядите людие, днесь, воспримем пощений дарование,    яко богодарованное время покаяния…»                                 (Триодь. пост. Понед. l-й седм. Вел. поста. 1 Песня Канона).

  Пост - это самое древнее церковное установление. Первая заповедь, данная первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился св. Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился сорок дней перед выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и наш сорокадневный Великий Пост.

Заповедь Христову, — да любите друг друга, — потщался еси исполнити до конца, преподобне Варнаво, и сего ради в чертоги Небесныя яко возлюбленный и благословенный Богом возшел еси.

(канон прп.Варнаве, 9 песнь, 2 тропарь)

Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, – преставление преподобного Варнавы Гефсиманского.

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». (Кондак Крещения Господня, глас 4)

Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. О нем упоминается в «Постановлениях апостольских», а также и рядом святых отцов Церкви начиная со II века. Древнее название праздника – «Эпифания», явление, или «Теофания», Богоявление. Также его называли «праздник Светов», ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет неприступный.

«…Ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Мф.1;20,21)

  Сегодня, 7 января, православный народ празднует Рождество Христово, или День Рождения Христа. В старые добрые времена этот праздник отмечался весьма торжественно в продолжение нескольких дней, святых дней или «святок» (от дня Рождества до дня Крещения Господня). Рождество Христово - это великий праздник, полный Света, радости и счастья. Причем, нужно заметить, ощущают это величие и радость не только христиане, но даже люди не церковные. В чем же состоит секрет этого праздника, что же скрывается на самом деле за событием двухтысячелетней давности.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.(тропарь праздника)

  19 декабря (6 по старому стилю) Церковью установлена память успения Святого угодника Божия.

Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. (Пс.44:11-16)

 

     Воспоминание этого удивительного события издревле учреждено Церковью. Указание на этот праздник можно находить в IV веке -  в преданиях христиан Палестинских, кои доселе указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы и построение этой церкви приписывают св. царице Елене. В IV веке указание на этот праздник находят также в словах Григория Нисского. В VIII веке, как указано выше, Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские, произносили в этот день поучения.

«Ангелы и душа называются бесплотными, как не имеющие никакой плоти,называются духом, как существа тонкие, совершенно отличающиеся от предметов, составляющих вещественный мир».(Свт. Игнатий Брянчанинов)

     Новозаветное Откровение содержит очень много упоминаний об Ангелах. Сам Господь Иисус Христос неоднократно о них возвещает: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими, а кто отвергает Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк:12,8-9).

Ангелы – постоянные свидетели Божественных действий. Они постоянно видят лицо Отца Небесного, то есть созерцают Божество в Его энергиях. Они будут сопровождать Христа в Его славном Втором Пришествии.

О преблаженное древо, на нем же распяся Христос Царь и Господь, Имже паде древом прельстивый тобою прельстився. Богу пригвоздившемуся плотию, подающему мир душам нашим.

(5-я песнь канона праздника)

Сегодня наша Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Креста Господня.

Чтобы яснее запечатлеть в душе нашей те святые чувства, какие мы должны иметь при поклонении животворящему Кресту Христову, вникнем в значение его в деле спасения нашего.

"Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем" (Лк. 1,46-47).

   21 сентября весь православный мир  отмечает Рождество Пресвятой Богородицы - День рождения Родившей Спасителя мира. Первый праздник православного церковного календаря, начавшегося 1/14 сентября. Преподобный Андрей Критский учил, что настоящий праздник есть «начало праздников: он служит дверью к благодати и истине». Рождество Богородицы есть начало исполнения всех обетований божественных, всех пророчеств, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий.

"Она единая из всех превыше всякого явилась Матерью Бога по естеству, а через несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари. Она является высочайшей из  превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода". (Святитель Григорий Палама)

«Пролейте, братия, слезы свои о мне, ваша молитва да будетдля меня ходатайством на суде»      (преп. Ефрем Сирин).

    Сегодня Святая Церковь торжественно отмечает праздник Успения Божией Матери. Сегодня мы радуемся, несмотря на то, что смерть обычно сопровождается совсем другими чувствами. Смерть воистину страшна, но страшна тем, кто не знает Креста.

«Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его» (Пс.47:2).

 Впервые церковные источники упоминают о празднике Преображения в начале IVв. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения Господня(Мф.17:1; Мр.9:2; Лк.9:28). В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф.16:21).

      «Величаем тя, преподобне отче наш, Варнаво,и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов». (Величание)

19 июля 1995 года в день Собора Радонежских святых была совершена канонизация старца Варнавы Патриархом Алексием ll в Успенском соборе Свято-троицкой Сергиевой Лавры. Его память чтится в лике Радонежских святых, т.к. иеромонах Варнава был в числе лаврской братии от послушничества до преставления  и, как принято в этом случае считать, являлся учеником прп. Сергия, продолжателем его дела, а по святости жизни - преподобным Радонежской земли. Память прп. Варнавы празднуется  еще и в день его блаженной кончины 2 марта.

День Святой Троицы. Пятидесятница.Дыханием нужным, языкоогненно подаетХристос Божественнаго Духа апостолом.Излияся в великом дни Дух рыбарем.(«Синаксарь»)

Вожделенный день возсиял нам, братия, говорит  блаженный Августин  (Собрание сочинений, слово 271).Святая Церковь блистает ныне во взорах и пламенеет в сердцах верующих. Мы празднуем тот день, в который Господь Иисус Христос, прославленный по воскресении вознесением, послал Святаго Духа на апостолов.

Готово сердце мое, Боже; буду петь и воспеватьво славе моей.  Воспрянь, псалтирь и гусли! Явстану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина  Твоя.  Будь превознесен выше небес,Боже; над всею землею да будет слава Твоя,дабы избавились возлюбленные Твои: спасидесницею Твоею и услышь меня (Пс.107:2-7).

   Вознесение, это дивное событие, произошло на сороковой день после Воскресения Христова, когда Он повел своих учеников, среди которых была и Божия Матерь, на Елеонскую гору и, дабы обозначить свое телесное удаление от них, благословив, стал подниматься в небо все выше и выше, пока совсем не скрылся, и в тот же момент перед учениками явились блистающие Ангелы, сказав, чтобы они не теряли теперь времени, ибо Господь сойдет с Небес подобным образом только во время Своего второго пришествия уже не как законодатель, но как судья данных людям законов.

Христос Воскресе!

                                                « Воскресением  Своим Христос победил грех и смерть,                                                             сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощенный                                                  род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога                                                   и  человека.    Ему подобает   честь  и  слава,  со  Отцем  и                                                  Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной.»

Святитель Николай Сербский.

  Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. Святитель Григорий Богослов пишет: «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых».

«Архангельский глас вопиет  Ти  Чистая,Радуйся Благодатная, Господь с Тобою»

(Величание в день Благовещения Пресвятой Богородицы)

  Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня мы празднуем день Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. В день сей исполнилось предзнаменование нашего спасения, положено начало нашему искуплению. Днесь Дева Святая слышит благовествование Божие, переданное Ей Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна ты между женами» (Лк. 1; 28).

 Бог Господь и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего! (9 песнь канона)

 Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим пред Его страданиями, воспоминаемый ныне Церковью, невольно возбуждают в душе христианина противоположные чувства радости и скорби. Радуется сердце наше при воспоминании о почести и хвалах, возданных народом иудейским Господу Иисусу, но вместе с тем мы не можем не скорбеть об ожесточении этого народа, который не познал в лице Христа истинного Мессию и вскоре с неистовыми криками «распни, распни Его» предал на смерть Того, кому ранее возглашал «осанна!».