“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. (тропарь праздника, глас 8)

Сегодня праздник Пресвятой Троицы. Троица – переходящий праздник, приходится на 50-й день после Пасхи. Праздник Пресвятой Троицы один из 12-ти главных православных праздников и относится к двунадесятым. Он называется также Пятидесятница или День Сошествия Святого Духа. В этот день вспоминается Сошествие Святого Духа на апостолов – событие, описанное в Новом Завете.

Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси,  и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси.

(3 песнь канона)

Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа. «Возшед на небеса отонудуже и сошел еси» – поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа. Он сошел с небес на землю, чтобы спасти род человеческий и, завершив великое Свое земное служение, избавив людей от вечной смерти, возвращается к Своему Отцу – туда, где пребывал и раньше.

Ныне у нас братие, праздников праздник и торжество торжеств – время хвалений и песнословий. Ныне удивил Господь милость Свою над нами (свт. Феофан Затворник «Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни»).

Христос Воскресе!

Радостно возглашаем мы в этот праздник, длящийся так долго, как никакой другой - сорок дней. И в эти дни земля покроется зеленью, небо огласится голосами перелётных птиц, вернувшихся с юга, а человек вновь обновит в своей памяти благовестие того, что воскресением Господа Иисуса он освобождён от греха и смерти.

…Тебе Победителю смерти вопием:

 осанна в вышних…

(из тропаря праздника)

Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное Воскресенье) Православная Церковь отмечает в последнее, шестое воскресенье Великого поста.

Это один из 12-ти двунадесятых праздников в Православии. Им заканчивается святая Четыредесятница (Великий пост), после которого наступает страстная седмица (неделя).

«Днесь спасения нашего главизна!»  (из тропаря праздника)

Как рождается подвиг? Он рождается благочестивым воспитанием и дальнейшим развитием благочестия уже самим воспитуемым и, как следствие, из этого произрастает неуклонная вера в будущую жизнь через постепенное отрешение от нынешней. Отрешение же дает подвиг, т.к. человек в первую очередь начинает думать об окружающих и уже только через эту призму он видит себя, отрешение ему дает как бы опору, чтобы смотреть на всё не с точки зрения себя. Очень не легко признать, но мы привыкли с детства уже смотреть на все через призму самого себя и это естественно для человека как живого организма, но человек не только живой организм, он еще и образ, и подобие Божие.

«… научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем…» (Мф. 11:29)

Уже в детстве открывался Василию мир духовный: Господь невидимо руководил им, охраняя жизнь Своего избранника от опасностей. Его благочестивая мать, впоследствии схимонахиня Иверской обители, рассказывала несколько случаев, свидетельствующих о том, как Промысл Божий действительно хранил ее сына.

Великий пост
28 Февраля 2017

«Постное время светло начнем,  к подвигом духовным себе подложивше,  очистим душу, отчистим плоть,  постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа;  в них же совершающеся любовию,  да сподобимся вси видети всечестную страсть  Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» 

Стихира преп. Феодора Студита вечером в неделю сырную.

Великий пост или святая Четыредесятница – период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста просматриваются в пасхальном посте, который во II-III веках совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха первыми христианами понималась двояко: как праздник воскресения и как воспоминание страстей, то есть страданий Христа) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III веке он мог длиться от 1 дня до 40 часов или целой недели.

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».

(Величание праздника)

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

Богоявление
19 Января 2017

«Сей есть Сын Мой возлюбленный,  в Котором Мое благоволение»  (Мф.3:17)

Сегодня православные христиане отмечают великий праздник — Крещение Господне или Богоявление. Как повествует нам Святое Евангелие, после возвращения из Египта вочеловечившийся ради нашего спасения Сын Божий Иисус Христос до тридцати лет жил в Назарете в полном послушании у родителей, смиренно скрывая славу Своего божества. Когда же пришло время исполнить волю Отца Небесного, показать и открыть людям путь в Царствие Божие, взять на Себя грехи всего мира и освободить мир от власти диавола, “тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него” (Мф. 3,13).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанн 3;16-17).

Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, – в центре внимания не только нас, людей, но и всего творения, потому что это Рождество – воплощение Слова Божия – принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке, и о всём Божественном творении.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Чудотворец Мирликийский родился во второй половине III века. Родители его были бесплодными и много молились о даровании им ребёнка, обещая посвятить его Богу. Уже в старости их молитва была услышана, у них родился мальчик. Во время крещения, ещё младенцем он простоял в купели на ногах три часа пока таинство не было совершено. С детства он целые ночи проводил в храме молясь и читая христианские книги. Выросши, будущий святитель решил посвятить свою жизнь безвестному подвигу, молитве и посту в пустыне, вдали от людей или в строгой обители. Но «однажды, стоя на молитве, он услышал глас: “Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!”». И он стал странником и последним бедняком в Мирах Ликийских, всё своё имение он к тому времени уже раздал беднякам. 

От Господа приимше обещания плод, Иоаким и Анна Божию Матерь, благоприятную жертву, в храм введоша днесь, и Захария, великий архиерей благословив прият. (На малой вечерне стихира, глас 1)

Сегодня Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, относящийся к числу двунадесятых. Из Священного Предания нашей Церкви мы знаем о том, что праведные Иоаким и Анна, родители Преблагословенной Девы Марии, дали обет Богу, обещав Ему: если от них родится столь долгожданное дитя, то они посвятят его Богу. И Господь даровал им ребенка. Благочестивые родители Иоаким и Анна назвали Её Марией, что с еврейского означает «Госпожа». Когда Пресвятой Деве Марие исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках они отправились к Иерусалимскому храму. Во все продолжение путешествия девицы, шедшие впереди Богоотроковицы, пели Давидовы псалмы, а праведные Иоаким и Анна многократно вспоминали слова псалма: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он — Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44, 11—12).

Архангельския силы Христе, Престолу предстояще Твоему, молятся о роде человечестем. Тех убо мольбами, языков дерзость низложи, мир всем верным подая.

(стихира праздника на стиховне гл.6)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы торжественно чтим все Небесные и бесплотные Силы во главе с Архистратигом Божиим Михаилом. Из книги Иова известно, что Ангелы Божии были созданы до сотворения человека: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангелы Мои» (Иов. 38,7). Небесных сил больше, чем людей. В Апокалипсисе сказано, что тьмы тем и тысяча тысяч Ангелов восхваляют Бога (Откр. 5,11). Они как чистейшие и святые духи, непрестанно созерцая Лицо Отца Небесного, немолчно славословят неисповедимое Его величие и от Престола Его благодати ниспосылаются на землю в дольний мир к бедствующему человеку.

«Рождение всеобщей радости, являющей собой вступление всех праздников и начало Таинства Христа…» из слова на Рождество Богородицы святого преп. Андрея Критского.

  Рождество Пресвятой Богородицы это первый двунадесятый праздник церковного новолетия установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке и празднуется, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предустановленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью. Создатель сотворил такую человеческую природу, в которой, когда Ему потребуется родиться, Он вместится в девственной утробе Богородицы, которая, соответственно, станет «вместилищем невместимого».

…благослови венец лета благости Своея Господь…

(из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)

Именно из этих слов тропаря, мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - «венец лета», так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная Церковь, это и будет 1 сентября – начало индикта (греч. - периода).

«Всечестное Твое успение, Пресвятая Дева Чистая, ангел множества на небеси, и человеческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. Того молящи не престай о нас, молимся, иже на Тя с Богом упование положших, Богородице всепетая, и неискусобрачная.»

(На стиховне стихиры самогласны, глас 4.)

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.

«…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, ризы же его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие… и облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». ( Мф 17.1-5.1)

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает событие Преображения Господня, о котором нам повествуют евангелисты Матфей, Марк и Лука. И, как мы видим из приведенного выше отрывка евангельского повествования, центральным местом этого события является необычное изменение вида человеческой природы, свидетельствующее о проявлении Божества Иисуса Христа, что напрямую подтверждается и утверждением Самого Бога Отца и явлением двух великих пророков. Необходимо же это проявление было для укрепления немощной веры учеников Иисуса Христа в его божественность пред предстоящими ему позорными страданиями и смертью.

«Величаем тя, преподобне отче наш, Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов».

(Величание прп.Варнаве Гефсиманскому)

Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, - прославление преподобного Варнавы Гефсиманского в лике Радонежских святых.

“Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе”.

(тропарь праздника)

Сегодняшний день мы называем Пятидесятницей по обычаю древнему иудейскому, ибо в этот день иудеи праздновали праздник кущей, праздник Пятидесятницы, и  называем этот праздник Святой Троицей, ибо в этот день  во всей полноте миру человеческому явилась Святая Троица -  Бог Отец, Сын и Святой Дух,  ибо в сошествии Духа Святаго вся полнота благодати преисполнилась на апостолах.

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).

Сегодня, братья и сестры. Святая Церковь снова и снова призывает нас устремить сердца наши к небу, оторвать их от земли, страстей, преходящей красоты мира, печалей житейских и малодушия; возлюбить Господа Бога всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим. Ежедневно мы должны вспоминать: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).

Ныне у нас братие, праздников праздник и торжество торжеств – время хвалений и песнословий.Ныне удивил Господь милость Свою над нами (свт. Феофан Затворник «Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни»).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! Радостно возглашаем мы в этот праздник, длящийся так долго, как никакой другой - сорок дней. И в эти дни земля покроется зеленью, небо огласится голосами перелётных птиц, вернувшихся с юга, а человек вновь обновит в своей памяти благовестие того, что воскресением Господа Иисуса он освобождён от греха и смерти.

«Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф.21:9)

Сегодня мы празднуем двунадесятый праздник, установленный в память о прибытии Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим перед Своей мученической кончиной и Воскресением. Отмечается он в последнее воскресенье перед Пасхой. У нас этот праздник называется еще Вербным воскресеньем. Только веточки вербы успевают расцвести к этому дню. Ими и приветствуют верующие Бога, идущего за нас на мученическую смерть.

Благовещение
08 Апреля 2016

Гавриил, Деве благовестие с Небесе принес, вопияше: радуйся!  Зачнеши во чреве Твоем Тобою вместимаго,  Невместимаго же всеми, и раждающая явишися  от Отца прежде денницы возсиявшаго. (стихира праздника на хвалитех)

Сегодня наша Православная Церковь празднует праздник Благовещения. Эта великая и радостная весть о спасении рода человеческого, весть о Божией любви к людям излилась с неба на землю.

«Радуйся, во славу Божию поживый…»

(из акафиста преподобному Варнаве Гефсиманскому).

17 февраля по старому стилю церковь празднует преставление Преподобного и Богоносного отца нашего Варнавы Гефсиманского чудотворца.