“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Сретение Господне

“Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему, с миром, ибо видели
очи мои спасение Твое.” (Лк. 2.29)

    Празднуемое ныне Святою Церковью событие относит нас к примечательному эпизоду Священной Истории, когда святые Иосиф и Дева Мария принесли Божественного Младенца в храм во исполнение закона Моисеева. Здесь их встретили святые Симеон, прозванный позднее Богоприимцем и пророчица Анна. Эти святой жизни люди единодушно засвидетельствовали, что принесенный Младенец есть несомненно Мессия, Спаситель мира, Которого с нетерпением давно ожидал уже весь верующий человеческий род.

    Святая Церковь обращает наше внимание на этих святых людей, праведного Симеона Богоприимца и пророчицу Анну. Жизнь святых угодников Божиих весьма поучительна для всех нас. Ее внимательное, проникнутое верою и благоговением, изучение приносит много нравственной пользы. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и чувства святы, и беседы назидательны, и действия безукоризненны. Их жизнь достойна нашего подражания во всех отношениях. Через них, как через ступень, мы можем возвыситься до подражания жизни. Нашего Господа. Все мы призваны к этому ради достижения Царства Небесного. Подражание Богу, уподобление Ему, не является достоянием какого-то ограниченного числа особых избранников. Оно доступно для всех. Именно поэтому Святая Церковь и обращает наше внимание на их жизнь. Она призывает нас повторить ее. Каждому в меру своих возможностей, в меру полученного от Бога таланта. Не скажу дерзновенно сама святая жизнь, но подражание ей не только доступно каждому человеку, но и является священным долгом каждого из нас. Каждого из нас Господь призвал к бытию для того, чтобы мы уподоблялись Ему, достигали нравственной высоты, оказались способными отразить в себе Его высочайшие свойства и таким образом прославляли Его. Уподобление Богу доступно для каждого из нас еще и потому, что Господь даровал нам все необходимые силы в святом крещении и миропомазании. Более того, нам периодически подается благодатная помощь в святом причащении, исповеди и других таинствах. Вспомним здесь, что говорит нам Божественное Евангелие о жизни святой Анны пророчицы: “Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2.37). Поэтому будет воистину безответен всякий человек, если не исполнит, в доступной для него одного только мере, этого своего долга - подражать и уподобляться Своему Творцу. Бог бесконечно совершенен и Сам в Себе, и в Своем отношении к творению, в особенности к человеку. И человек, старающийся уподобляться Богу и подражающий Ему, должен быть совершенным в этих же отношениях. Сам в Себе Бог - свет и источник света. “В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1.4-5). Каждый без исключения человек может и сам озариться и других озарять светом божественной истины и добродетели. Стоит только должным образом этого захотеть и как следует постараться. На какой бы низкой степени разумного бытия ни стоял человек, на сколько скудные духовные дары ни получил бы он изначально от Господа Бога своего, какое худое употребление не использовал бы для них ранее, он всегда имеет возможность обратиться к Источнику Света, уподобиться Ему, и сам воссиять как свет. Как бы ни был темен по природе и омрачен заблуждениями его ум, как бы ни была омрачена грехами его воля, он может сделаться сыном света и достигнуть доступной для него степени праведности. Пусть будет человек наделен умом и волей невосприимчивыми к добру, пусть душа его иссушится от творения дел неправедных, все равно есть надежда на исправление. При постоянном общении со Спасителем будет озаряться душа его светом истины и добра. Господь Иисус Христос способен в любой миг вызволить из нее добрые начала, скрывающиеся в глубине ее. Способен пробудить в падшей душе любовь к истине и святости. Постепенно воспитать из грешника человека праведного. Он бросит его, если необходимо, в гущу всевозможных искушений, проведет человека через лишения, труды и гонения. Эти тяжкие обстоятельства не позволят нравственному свету сокровенно и бездейственно скрываться в человеке, но будут вызывать из него добрые и святые мысли и чувства. Пусть будет человек суетен - при помощи Божией в таком человеке пробудится священный огонь, который попалит все суетное и вознесется к небу огонь любви к Богу, и явится свет и теплота святости. Пусть будет человек наделен душой вялой и холодной, способной даже в других погашать огонь истины и святости - и в таком человеке способен всемогущий Господь пробудить стремление к свету. И чем грешнее был человек, чем дальше от света пролегал земной путь его, чем не возможней для окружающих казалось обращение его, тем чудеснее и величественнее будет его обращение к Богу.

    Поэтому не устает Святая Церковь вновь и вновь призывать падшее человечество к спасению. Обращаясь в первую очередь к людям самым грешным, увещевая их не отчаиваться, утверждая, что и для них сохранены все возможности. Стоит только к ним прибегнуть. Обращается и к тем, кто считает себя людьми праведными, увещевая их опасаться гордости, от века погубившей множество людей. Увещевает равнодушных к своему спасению, призывая опомнится, не тратить бесценный дар жизни на бессмысленную суету. Призывает всех в Храм Божий, где преимущественно пребывает Господь наш. Напоминает нам о том, что святая Анна пророчица пребывала непрестанно в храме Божием. Праведный Симеон Богоприимец “пришел по вдохновению в храм” (Лк.2.27), ибо “Дух Святой Был на нем” (Лк.2.25). Эти слова да не оставят равнодушными никого, потому что нельзя спастись самостоятельно. “Кто останавливается на своей только праведности и думает сам себя избавить, тот трудится напрасно и вотще” (преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. С.281). Не спасется малое чадо без матери, а человек без Церкви. Храм Божий открыт всегда и для всех. По примеру чествуемых ныне святых будем непрестанно пребывать в нем и да сподобит Господь нас Сретения Своего.