“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Проповеди

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних!» (Мф. 21:9)

Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

«Днесь радость Благовещения, Девственное торжество». (Из стихиры «на стиховне», на «Слава, и ныне»)

«Да веселятся небеса, и радуется земля». («Из стихиры на хвалитех», на «Слава, и ныне»)

 

Светлое и радостное событие совершилось в этот день во граде Назарете! Великий и торжественный сегодня праздник! «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах» (Лк. 1, 28), – с трепетным восторгом приветствует Пресвятую Деву Марию ангел Гавриил, возвещая Ей благую весть о Спасителе человеческого рода. «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу»(Припев на 9-й песне), – призывает Церковь к веселью всех: и землю, и небо, и Ангелов, и людей.

«Ублажаем тя, преподобне отче наш, Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов». (Величание прп.Варнаве Гефсиманскому)

Жизнь преподобного Варнавы весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу.

«Бог сотворив в начале человека, и зная, что врачевство поста весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же в самом начале дал первозданному следующую заповедь:  от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт. 2, 16–17),

   

История происхождения поста восходит ещё к временам сотворения человека, и всей истории Ветхого завета, где можно обнаружить множество примеров, когда преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом. К примеру, пророк Моисей взошел на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды. Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

“Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое.” (Лк. 2.29)

    Празднуемое ныне Святою Церковью событие относит нас к примечательному эпизоду Священной Истории, когда святые Иосиф и Дева Мария принесли Божественного Младенца в храм во исполнение закона Моисеева. Здесь их встретили святые Симеон, прозванный позднее Богоприимцем и пророчица Анна. Эти святой жизни люди единодушно засвидетельствовали, что принесенный Младенец есть несомненно Мессия, Спаситель мира, Которого с нетерпением давно ожидал уже весь верующий человеческий род.

«И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

(Мк.1:11)

 

О крещении Спасителя в Иордане повествуют все четыре Евангелиста: Матфей (Мф.3:1–17), Марк (Мк.1:1–11), Лука (Лк.3:1–22) и Иоанн (Ин.1:15–33).

Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь Иисус Христос еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев.

"се, Дева во чреве приимет и родит Сына,  и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мф.1:22).

"Итак Сам Господь даст вам знамение:  се, Дева во чреве приимет и родит Сына,  и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7:14).

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

(Мф.5:16).

 

Сей угодник Божий родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны, и был назван Николаем (греч.-победитель народа») в честь своего дяди – епископа этого города.

…Марию Богоотроковицу верно да восхвалим: днесь бо вводится во Святая Святых воспитатися Господу. (светилен канона Введению во Храм Пресвятой Богородицы)

«Сию, восхваляемую нами, Приснодеву, чудесный Вход Которой во Святая Святых мы сегодня празднуем. Потому что прежде всех веков Бог предопределил Ее для дела спасения и воззвания нашего рода и избрал Ее из числа всех от века сущих, не только в количественном смысле, но и из числа всех от века избранных и замечательных и знаменитых своим благочестием и благоразумием и общеполезными и богоугодными качествами и нравами, и словами и делами» (Свт.Григорий Палама, Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы).

Крепостию Божественною, Воеводо ангелов всехвальне, обходиши всю землю, от лютых ны изимая, призывающия твое Божественное имя

(канон глас 4 песнь 3 стих 1)

День Собора Архангела Божия Михаила – престольный праздник главного храма Пещерного отделения Гефсиманского Черниговского скита.

 "Сколько раз ты видишь Крест - образ Страданий Христовых, столько раз должен ты и о любви Божией вспоминать и ей удивляться..."(Свт. Тихон Задонский).

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена выполнила просьбу своего сына, равноапостольного царя Константина, и нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Благослови венец лета благости Своея Господь... (из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)

 Именно из этих слов тропаря мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - "венец лета" - так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная церковь, это и будет 1 сентября, начало индикта (греч. - периода).

«Всечестное Твое успение, Пресвятая Дева Чистая, ангел множества на небеси, и человеческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. Того молящи не престай о нас, молимся, иже на Тя с Богом упование положших, Богородице всепетая, и неискусобрачная.»

(На стиховне стихиры самогласны, глас 4.)

 Настал час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видавшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея,» (Лк. гл.1, ст. 46-48) - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

«…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, ризы же его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие…и облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». (Мф.17:1-5)

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает событие Преображения Господня, о котором нам повествуют евангелисты Матфей, Марк и Лука. И, как мы видим из приведенного выше отрывка евангельского повествования, центральным местом этого события является необычное изменение вида человеческой природы Иисуса Христа, свидетельствующее о проявлении Его Божества, что напрямую подтверждается и утверждением Самого Бога Отца и явлением двух великих пророков. Необходимо же это проявление было для укрепления немощной веры учеников Спасителя в Его Богочеловечество пред, предстоящими Его человеческой природе, страданиями и смертью.

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

(тропарь праздника)

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян.2:2-4). Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. В пятидесятый день по Своем воскресении и в десятый день по вознесении Господь Иисус Христос возседый одесную Бога Отца, ниспослал Святаго Духа на всех Своих учеников и апостолов.

Христос воскресе!

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

(Ин. 1:1)

Так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, – все по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Проповедь о том, что только в Боге – жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков. О том, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его».

«Се, Раба Господня, буди мне по глаголу Твоему»

(Лк.1:38).

После грехопадения Адама Господь в проклятии змия говорил: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт.3:15). Но не скоро пришло на землю семя Жены, то есть Спаситель мира, Который будет поражать змия в голову. Люди ждали Искупителя мира и жили горячей верой в Его приход. Эта вера возгревалась в сердцах людей Пророками и передавалась из поколения в поколение.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. [покаянный тропарь, постная триодь]

Великий пост в жизни христианина - время, когда мы поставлены в некотором смысле на Суд Божий. Мы должны готовиться к посту заранее. Церковь в молитве св. Ефрема Сирина даёт понять, что к началу поста мы уже должны освободиться от смертных грехов и просить об освобождении от страстей и даровании добродетелей душе: Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…[первая часть молитвы прп. Ефрема Сирина].

Ева́нгельская словеса́ о до́бром па́стыре в се́рдце твое́м слага́я, преподо́бне, мно́гое попече́ние о приходя́щих к тебе́ име́л еси́ и, я́ко чадолюби́вый оте́ц, си́х утеша́л еси́. (канон Варнаве Гевсиманскому глас1 песнь 5)

Сегодня особый день для нашей обители – день преставления преподобного Варнавы Гефсиманского. 

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк.2:29).

Сегодня, в праздник Сретения (славянское, переводится: встреча), мы воспоминаем принесение в сороковой день по рождении Богомладенца Иисуса Христа в храм соломонов и встречу с Ним праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»(Мф.3:17).

Сегодня православный мир отмечает великий праздник - Богоявление или Крещение Господне. В то время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, на берегах реки Иордан проповедовал покаяние Иоанн Предтеча. Он крестил людей, за что и был прозван Крестителем.

«… ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).

«Христос рождается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся!» (ирмос 1-й песни канона). Эти радостные слова рождественского песнопения уже давно звучат под сводами храмов и как эхо откликаются в наших душах, пробуждая в них все самое лучшее, доброе, светлое.

« В Мирех, святе, священнодействователь показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати» (кондак праздника)

Сегодня святая Церковь прославляет святителя Николая. Из жизни каждого святого мы чему-то учимся, поэтому и Церковь с самых древних времен имеет обычай чтить и праздновать их память.

Человечество делится на две неравные части: святые и грешные - другого состояния нет. Но святым никто не рождается и святой: это не тот человек, у которого нет грехов, так как безгрешен только Один Бог. Чтобы достичь святости, необходимо каждому человеку пройти долгий путь. На пути же к святости находится тот, кто следит за чистотой своей души и понуждает себя выполнять Евангельские заповеди. Свят же тот, кто в результате праведной жизни получил особый дар от Бога - благодать Святого Духа. Тот и поступает уже не по плоти, а по духу, т.е. живет духовно.

Во святых святая, Святая и Непорочная, Святым духом вводится и святым Ангелом питается, сущи святейший храм Святаго Бога нашего…

(из стихиры праздника)

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — двунадесятый праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю).