“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

"се, Дева во чреве приимет и родит Сына,  и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мф.1:22).

"Итак Сам Господь даст вам знамение:  се, Дева во чреве приимет и родит Сына,  и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7:14).

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

(Мф.5:16).

 

Сей угодник Божий родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны, и был назван Николаем (греч.-победитель народа») в честь своего дяди – епископа этого города.

…Марию Богоотроковицу верно да восхвалим: днесь бо вводится во Святая Святых воспитатися Господу. (светилен канона Введению во Храм Пресвятой Богородицы)

«Сию, восхваляемую нами, Приснодеву, чудесный Вход Которой во Святая Святых мы сегодня празднуем. Потому что прежде всех веков Бог предопределил Ее для дела спасения и воззвания нашего рода и избрал Ее из числа всех от века сущих, не только в количественном смысле, но и из числа всех от века избранных и замечательных и знаменитых своим благочестием и благоразумием и общеполезными и богоугодными качествами и нравами, и словами и делами» (Свт.Григорий Палама, Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы).

Крепостию Божественною, Воеводо ангелов всехвальне, обходиши всю землю, от лютых ны изимая, призывающия твое Божественное имя

(канон глас 4 песнь 3 стих 1)

День Собора Архангела Божия Михаила – престольный праздник главного храма Пещерного отделения Гефсиманского Черниговского скита.

 "Сколько раз ты видишь Крест - образ Страданий Христовых, столько раз должен ты и о любви Божией вспоминать и ей удивляться..."(Свт. Тихон Задонский).

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена выполнила просьбу своего сына, равноапостольного царя Константина, и нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Благослови венец лета благости Своея Господь... (из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)

 Именно из этих слов тропаря мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - "венец лета" - так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная церковь, это и будет 1 сентября, начало индикта (греч. - периода).

«Всечестное Твое успение, Пресвятая Дева Чистая, ангел множества на небеси, и человеческий род на земли ублажаем, яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. Того молящи не престай о нас, молимся, иже на Тя с Богом упование положших, Богородице всепетая, и неискусобрачная.»

(На стиховне стихиры самогласны, глас 4.)

 Настал час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видавшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея,» (Лк. гл.1, ст. 46-48) - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

«…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, ризы же его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие…и облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». (Мф.17:1-5)

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает событие Преображения Господня, о котором нам повествуют евангелисты Матфей, Марк и Лука. И, как мы видим из приведенного выше отрывка евангельского повествования, центральным местом этого события является необычное изменение вида человеческой природы Иисуса Христа, свидетельствующее о проявлении Его Божества, что напрямую подтверждается и утверждением Самого Бога Отца и явлением двух великих пророков. Необходимо же это проявление было для укрепления немощной веры учеников Спасителя в Его Богочеловечество пред, предстоящими Его человеческой природе, страданиями и смертью.

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

(тропарь праздника)

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян.2:2-4). Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. В пятидесятый день по Своем воскресении и в десятый день по вознесении Господь Иисус Христос возседый одесную Бога Отца, ниспослал Святаго Духа на всех Своих учеников и апостолов.

Христос воскресе!

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

(Ин. 1:1)

Так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, – все по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Проповедь о том, что только в Боге – жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков. О том, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его».

«Се, Раба Господня, буди мне по глаголу Твоему»

(Лк.1:38).

После грехопадения Адама Господь в проклятии змия говорил: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт.3:15). Но не скоро пришло на землю семя Жены, то есть Спаситель мира, Который будет поражать змия в голову. Люди ждали Искупителя мира и жили горячей верой в Его приход. Эта вера возгревалась в сердцах людей Пророками и передавалась из поколения в поколение.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. [покаянный тропарь, постная триодь]

Великий пост в жизни христианина - время, когда мы поставлены в некотором смысле на Суд Божий. Мы должны готовиться к посту заранее. Церковь в молитве св. Ефрема Сирина даёт понять, что к началу поста мы уже должны освободиться от смертных грехов и просить об освобождении от страстей и даровании добродетелей душе: Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…[первая часть молитвы прп. Ефрема Сирина].

Ева́нгельская словеса́ о до́бром па́стыре в се́рдце твое́м слага́я, преподо́бне, мно́гое попече́ние о приходя́щих к тебе́ име́л еси́ и, я́ко чадолюби́вый оте́ц, си́х утеша́л еси́. (канон Варнаве Гевсиманскому глас1 песнь 5)

Сегодня особый день для нашей обители – день преставления преподобного Варнавы Гефсиманского. 

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк.2:29).

Сегодня, в праздник Сретения (славянское, переводится: встреча), мы воспоминаем принесение в сороковой день по рождении Богомладенца Иисуса Христа в храм соломонов и встречу с Ним праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»(Мф.3:17).

Сегодня православный мир отмечает великий праздник - Богоявление или Крещение Господне. В то время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, на берегах реки Иордан проповедовал покаяние Иоанн Предтеча. Он крестил людей, за что и был прозван Крестителем.

«… ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).

«Христос рождается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся!» (ирмос 1-й песни канона). Эти радостные слова рождественского песнопения уже давно звучат под сводами храмов и как эхо откликаются в наших душах, пробуждая в них все самое лучшее, доброе, светлое.

« В Мирех, святе, священнодействователь показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати» (кондак праздника)

Сегодня святая Церковь прославляет святителя Николая. Из жизни каждого святого мы чему-то учимся, поэтому и Церковь с самых древних времен имеет обычай чтить и праздновать их память.

Человечество делится на две неравные части: святые и грешные - другого состояния нет. Но святым никто не рождается и святой: это не тот человек, у которого нет грехов, так как безгрешен только Один Бог. Чтобы достичь святости, необходимо каждому человеку пройти долгий путь. На пути же к святости находится тот, кто следит за чистотой своей души и понуждает себя выполнять Евангельские заповеди. Свят же тот, кто в результате праведной жизни получил особый дар от Бога - благодать Святого Духа. Тот и поступает уже не по плоти, а по духу, т.е. живет духовно.

Во святых святая, Святая и Непорочная, Святым духом вводится и святым Ангелом питается, сущи святейший храм Святаго Бога нашего…

(из стихиры праздника)

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — двунадесятый праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). 

  Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы,  Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость,  яко Безплотных Архистратизи. (Кондак Небесным Чинам Бесплотным, глас 2)

   Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

“Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и

возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк.8,34).

Сегодняшний праздник посвящен событиям, которые произошли в четвертом веке. В 326 году мать римского императора Константина Великого царица Елена, которая отправилась в Иерусалим на поиски христианских реликвий, нашла крест, на котором был распят Иисус Христос, и гроб Спасителя – пещеру, где Сын Божий был погребен, а затем воскрес Иерусалимский патриарх Макарий – воздвиг (поднял) крест, чтобы все могли увидеть святыню. В честь этого великого события император Константин построил Храм Гроба Господня, который освятили 13 сентября, а 14 числа (27-го по новому стилю) установили празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

«Неплодства (Иоакима и Анны) преложение (разрешение), мирское благих разреши неплодство» (Канон праздника, песнь 8-я)

…благослови венец лета благости Своея Господь…

(из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)

 

Именно из этих слов тропаря, мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - «венец лета», так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная Церковь, это и будет 1 сентября – начало индикта (греч. - периода).

“Ди́вны Твоя́ та́йны, Богоро́дице:  Вы́шняго престо́л яви́лася еси́, Влады́чице,  и от земли́ к Небеси́ преста́вилася еси́ дне́сь”.

(стихира праздника, на Господи воззвах)

 

 28 августа по новому стилю, по старому - 15 августа, празднуется память Успение Богородицы.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе» (тропарь, гл.7)