“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповеди

Во святых святая, Святая и Непорочная, Святым духом вводится и святым Ангелом питается, сущи святейший храм Святаго Бога нашего…

(из стихиры праздника)

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — двунадесятый праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). 

  Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы,  Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость,  яко Безплотных Архистратизи. (Кондак Небесным Чинам Бесплотным, глас 2)

   Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

“Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и

возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк.8,34).

Сегодняшний праздник посвящен событиям, которые произошли в четвертом веке. В 326 году мать римского императора Константина Великого царица Елена, которая отправилась в Иерусалим на поиски христианских реликвий, нашла крест, на котором был распят Иисус Христос, и гроб Спасителя – пещеру, где Сын Божий был погребен, а затем воскрес Иерусалимский патриарх Макарий – воздвиг (поднял) крест, чтобы все могли увидеть святыню. В честь этого великого события император Константин построил Храм Гроба Господня, который освятили 13 сентября, а 14 числа (27-го по новому стилю) установили празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

«Неплодства (Иоакима и Анны) преложение (разрешение), мирское благих разреши неплодство» (Канон праздника, песнь 8-я)

…благослови венец лета благости Своея Господь…

(из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)

 

Именно из этих слов тропаря, мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - «венец лета», так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная Церковь, это и будет 1 сентября – начало индикта (греч. - периода).

“Ди́вны Твоя́ та́йны, Богоро́дице:  Вы́шняго престо́л яви́лася еси́, Влады́чице,  и от земли́ к Небеси́ преста́вилася еси́ дне́сь”.

(стихира праздника, на Господи воззвах)

 

 28 августа по новому стилю, по старому - 15 августа, празднуется память Успение Богородицы.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе» (тропарь, гл.7)

Сего ради и ныне молим тя, не остави нас, утешительный отче, небесною любовию твоею. (Кондак прп. Варнавы)

19 июля Святая Церковь празднует память Собора Радонежских святых, к лику которых в 1995 году причислен преподобный и богоносный отец наш Варнава Гефсиманский.

Сегодня великое торжество, торжество начала Церкви Христовой на земле. Торжество окончательной победы Жизни. «Господь мой и Бог мой», – в радостном трепете, от встречи с Воскресшим, восклицает Фома.

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл: ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин.16:7).

События Вознесения описываются двумя евангелистами этого события. Более подробно апостолом Лукой в последней главе, написанного им, Евангелия и в первой главе книги Деяний Апостольских. 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Церковь празднует праздников Праздник и Торжество из торжеств - Светлое Христово Воскресение. 

«Се, Раба Господня, буди мне по глаголу Твоему»

(Лк. 1, 38)

Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью празднуем один из самых великих и радостных праздников в году – Благовещение Пресвятой Богородицы.

«Постное время светло начнем, к подвигам духовным себя предложив, очистим душу, очистим плоть, постимся от всякой страсти, как от снеди, наслаждаясь добродетелями духа; в них же совершенствуясь любовью, да сподобимся все видеть всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радуясь» (стихира преподобного Феодора Студита вечером в неделю сырную).

Великий пост или святая Четыредесятница - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло не одно столетие и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста просматриваются в пасхальном посте, который во 2-3 веках совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха первыми христианами понималась двояко: как праздник воскресения и как вспоминание страстей, т. е. страданий Христа) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в 3 веке он мог длиться от 1 дня до 40 часов или целой недели.

Христос раждается — славите! Христос с Небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие,  яко прославися.

(Ирмос, 1 песнь)

Святитель Феофан Завторник в своем слове на Рождество говорит: 

Рождество Христово (Гал.4:4–7; Мф.2:1–12) Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост – некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос раждается – славите». 

«Поминайте наставников ваших, которые  проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».  (Евр.13:7)

19 декабря совершается память одного из самых любимых в народе святых – святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Торжество св. Церкви в честь святителя и чудотворца Николая побуждают нас, возлюбленные братия, привести себе на память богоугодную жизнь и дивные деяния великого угодника Божия, мирликийского чудотворца, дабы найти себе в них поучительные уроки и примеры для подражания. Такое воспоминание жизни святителя будет лучшим началом и продолжением праздника нашего.

Пречистый храм в дом Божий приводящи Анна иногда, вопиющи, с верою рече священнику: чадо, от Бога данное мне, приим ныне, введи во храм Зиждителя твоего и, радуяся, пой Ему: благословите, вся дела Господня, Господа (Канон Введению во Храм Пресвятой, глас 4, Песнь 8, стих 1).

Сегодня великий праздник - Введение во Храм Пресвятой Богородицы, один из 12 главных церковных двунадесятых праздников. По Церковному   преданию, родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Молясь о рождении ребенка, они дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу. До трех лет Мария жила с родителями в Назарете. Когда ей исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен и зажженными свечами повели свою дочь в Иерусалимский храм.

«Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Псалом 90

В Православной Церкви особо почитают Архангела Михаила, день которого приходится на 21 ноября. С давних времен ему возносят молитвы. О заступничестве Архангела Михаила простым людям есть множество свидетельств. Григорий Палама назвал Ангелов «вторым светом» (Цит. по: архим.Киприан (Керн). Указ. соч. С. 358). По мнению Григория Богослова, «Бог есть Свет высочайший... Второй свет есть Ангел – некоторая струя или причастие первого Света; он находит свое превращение и стремление к первому Свету и служению Ему» (Слово на святое Крещение).

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18)

Отличительным знаком христианина является ношение на груди креста. С крещения мы носим его и бережём как великую святыню. Из истории христианства мы знаем, что многие терпели унижения, оскорбления, поношения, мучения и даже смерть, но не снимали и не отрекались от креста. Итак, для нас Крест является видимой опорой и духовным оружием. Через Него мы познаем всю глубину и безмерность Крестных страданий Господа. Также, святоотеческое предание называет Крест трофеем победы над дьяволом, Которого Христос воздвигл Своею смертью на Нем. Второе же воздвижение Креста, связано с Его обретением. Как раз, сегодня 27 сентября Святая Церковь празднует память этого события.

«…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, ризы же его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие… и облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф.17:1-5).

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает событие Преображения Господня, о котором нам повествуют евангелисты Матфей, Марк и Лука. И, как мы видим из приведенного выше отрывка евангельского повествования, центральным местом этого события является необычное изменение вида человеческой природы, свидетельствующее о проявлении Божества Иисуса Христа, что напрямую подтверждается и утверждением Самого Бога Отца и явлением двух великих пророков. Необходимо же это проявление было для укрепления немощной веры учеников Иисуса Христа в его божественность пред предстоящими ему позорными страданиями и смертью.

«Величаем тя, преподобне отче наш, Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов».

(Величание прп.Варнаве Гефсиманскому)

Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, - прославление преподобного Варнавы Гефсиманского в лике Радонежских святых.

Сегодняшний день мы называем Пятидесятницей по обычаю древнему иудейскому, ибо в этот день иудеи праздновали праздник кущей, праздник Пятидесятницы, и  называем этот праздник Святой Троицей, ибо в этот день  во всей полноте миру человеческому явилась Святая Троица -  Бог Отец, Сын и Святой Дух,  ибо в сошествии Духа Святаго вся полнота благодати преисполнилась на апостолах.

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий,сущий на небесах» (Ин.3:13).

Сегодня Святая Церковь снова и снова призывает нас устремить сердца наши к небу, оторвать их от земли, страстей, преходящей красоты мира, печалей житейских и малодушия; возлюбить Господа Бога всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим. Ежедневно мы должны вспоминать: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Пасха! Она у нас праздников Праздник и Торжество из торжеств: настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, настолько Солнце превосходит звезды.

(слово свт.Григория Богослова на Святую Пасху)

Если Христос не воскрес, - говорит Апостол Павел, - то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша (1 Кор.15:14). Мы же знаем, что Христос воскрес и совоскресил с Собою все человечество. Спаситель принес на землю совершенную радость. Поэтому в Пасхальную ночь мы слышим в церкви песнопения и сами поем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна (Зах. 9: 9)

Незадолго до Своей Крестной смерти Господь воскресил в Вифании, маленьком городке, Лазаря, четверодневного мертвеца. Такое чудо должно было уверить всех в Божественной природе Спасителя. И, как мы знаем, многие действительно уверовали, что Он Христос, но книжники и фарисеи только озлобились: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин.11:49-50).