“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

Преображение Господне

«…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, ризы же его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие… и облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф.17:1-5).

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает событие Преображения Господня, о котором нам повествуют евангелисты Матфей, Марк и Лука. И, как мы видим из приведенного выше отрывка евангельского повествования, центральным местом этого события является необычное изменение вида человеческой природы, свидетельствующее о проявлении Божества Иисуса Христа, что напрямую подтверждается и утверждением Самого Бога Отца и явлением двух великих пророков. Необходимо же это проявление было для укрепления немощной веры учеников Иисуса Христа в его божественность пред предстоящими ему позорными страданиями и смертью.

Сам Спаситель в продолжении своей земной жизни постоянно подготавливал своих учеников к правильному пониманию предстоящего ему подвига. Ученики его, как и весь еврейский народ были заражены ложным пониманием мессианства Христа. Они думали, что Мессия, придя избавит их от иноземного угнетения и восстановит их некогда славное царство. Но Иисус Христос учил своих последователей вещам совсем другого порядка. Он неоднократно подчеркивал, что царство Его не земное не от мира сего, а необъятных космических масштабов и что оно есть – царство жизни, любви, святости и правды (см. притчи о Царствии Небесном у евангелиста Луки и заповеди блаженства у евангелистов Матфея и Луки), и что настоящая проблема существует не в каких-то внешних вещах (захватничестве, порабощении, нищете, общественных бедствиях и т.д.), но несоизмеримо глубже – в распаде человеческой природы вследствие греха (т.е. нарушении законов жизни или бытия) и подверженности ее смерти временной и вечной. И вот для того, как указывают святые отцы, чтобы человеческую природу (дух, душу и тело) вновь сделать целостной (исцелить), избавить от смерти и, даже более того, – прославить и сделать участницей Божественной жизни в царствии Троичного Бога, то есть воссоздать, как бы, заново – и пришел не просто Мессия, но Сам Бог-Сын (вторая ипостась Пресвятой Троицы), соединившийся с человеческой природой в Иисусе. Причем придя, как мы знаем из Евангелия, Он желал за время своей краткой земной жизни максимально открыть Себя (например, событие Богоявления в момент крещения) и Свои свойства погибающему человечеству. По емкому выражению современного богослова А. И. Осипова: «Бог открыл нам, что Он есть высочайшая Любовь и глубочайшее Смирение». И эти-то как раз свойства наилучшим образом и раскрываются в его страданиях и крестной смерти. И вот накануне последних Христос, зная наперед немощность своих учеников, не только укрепляет их веру, но и утешает созерцанием Его Божественного Света, так что ученики восклицают: «Господи! хорошо нам здесь быть...» (Мф.17:4).

Сам же Этот Фаворский Свет необходимо понимать правильно. Святитель Василий Великий говорит, что этот нетварный Божественный Свет или Энергии – это Сам Бог, в его действовании и в его явленности миру. В другом месте он дополняет, что Свет этот не является Сущностью Бога, ибо мы не можем видеть Сущности Божества, но мы можем познавать Бога по его Энергиям. В учении исихастов (отцов-безмолвников), систематизированному святителем Григорием Паламой, так же утверждается, что «…мы познаем энергии Бога, но не Его сущность, сущность же Бога остается непознаваема и недоступна; и… Свет Фаворский - есть присносущная энергия сущности Божией, отличная от самой сущности, но не отделимая от нее».

Итак, благодаря событию Преображения Господня, для всего человечества открылась возможность видения Бога как нетварного Света и Его познания. Святитель Григорий Палама подчеркивает: «Если сущность Бога не может быть сообщена человеку, то в Своих энергиях Бог проявляется и сообщается человеку, открывается ему как Любовь. Поэтому возможно и должно быть всецелое общение Бога и человека. Оно ведет к преображению всего человека: и его разума, и мысли, и воли, и чувства, и тела… человек может и должен стать богом (с маленькой буквы) по причастию к Богу, а не по существу». Всецелое общение человека и Бога, приводящее к преображению, и есть путь спасения - путь продолжительный, тернистый и узкий. Евангелист Лука подсказывает нам, в чем состоит начало этого пути: Христос с учениками «…взошел на гору… чтобы… помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:28-29). Как мы видим преображение невозможно без молитвы. Молитва, как обращение к Богу, есть начало спасительного пути. Но молитва, по слову Святителя Игнатия Брянчанинова, должна быть правильная, совершаемая неспешно, со смирением, вниманием и покаянием (сокрушением сердца). И нам всем, желающим стать вначале пути богопознания, необходимо научиться этой молитве, приобрести навык в ней. И тогда с молитвой, взяв свой крест (Мф.10:38), удобно будет пройти нам поприще земной жизни и сподобиться не только узреть со всеми святыми Свет Божества Трисиянного Бога, но и соединиться с Ним навсегда.