“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,
а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18)

Отличительным знаком христианина является ношение на груди креста. С крещения мы носим его и бережём как великую святыню. Из истории христианства мы знаем, что многие терпели унижения, оскорбления, поношения, мучения и даже смерть, но не снимали и не отрекались от креста. Итак, для нас Крест является видимой опорой и духовным оружием. Через Него мы познаем всю глубину и безмерность Крестных страданий Господа. Также, святоотеческое предание называет Крест трофеем победы над дьяволом, Которого Христос воздвигл Своею смертью на Нем. Второе же воздвижение Креста, связано с Его обретением. Как раз, сегодня 27 сентября Святая Церковь празднует память этого события.

История праздника начинается в IV веке, в дни правления святого императора Константина Великого и его матери святой царицы Елены. Тогда император вознамерился построить храм на Голгофе, на месте где был распят Христос. Царица Елена отправилась в Иерусалим для того, чтобы исполнить желание своего сына. Она, прежде чем преступила к строительству храма, решила найти Древо Честного Креста. Но найти его было нелегко; потому что в древности языческие гонители Церкви, стараясь всеми средствами истребить едва возникавшее богопочитание, покрыли то место большим холмом. На том холме они построили языческое капище. Так что христиане не могли посещать это святое место. Итак, в тот самый день, когда святая царица Елена обрела на Голгофе Крест Христов, рядом были найдены и два других креста. Никто не мог определить, на каком из них пострадал Господь наш Иисус Христос. Тогда святитель Макарий Иерусалимский, помолившись, приказал к каждому кресту возложить тело умершего человека. При стечении народа тело с погребальнх носилок было снято. Поднесенное сначала ошибочно к двум крестам, когда коснулось оно Креста Христова, чудесным образом, при оцепенении многих, покинуло погребальное ложе и заняло место среди зрителей: так был обретен Крест…

Особенностью богослужения праздника является чин выноса святого креста. На протяжении всего Всенощного бдения крест лежит на престоле. В конце богослужения, в момент пения великого славословия, первенствующий священник в сопровождении всего клира выносит крест из алтаря и полагает его на аналой в середине храма. После совершается обычай поклонения ему и его целования.

Древние отцы не перестают радоваться историческому событию Воздвижения Креста, сравнивая его явление с неким духовным солнечным восходом, осветившим своим явлением целый мир. Развивая эту мысль, тот же святитель Климент говорит: «Сей есть Крест, воздвизаемый и возвышаемый по всему миру. Его-то обретение мы, радуясь, сегодня и празднуем. Он изошел из земли подобно [восходящему] солнцу, воссиял по всей земле и украсил, подобно весне, все творение». Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Самим пламенеющим Сиянием этого светильника стал не кто иной, как Распятый на нем Господь. Он и есть то Солнце Правды, что осияло Собой вселенную с высоты Креста: «Вот что совершил для нас Крест; Крест – трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия; Крест – изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение ангелов, утверждение Церкви, похвала Павла, твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце Правды».