“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Благовещение Пресвятой Богородицы

Днесь спасения нашего главизна…
(из тропаря праздника Благовещения)

По слову святого Иоанна Златоуста праздник Благовещения корень и начало всех праздников

Архангел Гавриил – первый благовестник спасения человеческого, или чуда Божия. Пречистая Дева Мария первая услышала это благовествование и первая из человеков вострепетала от страха и радости. Под сердцем Ее имел преклонить главу Свою и облечься в плоть Господь, творец нового и Обновитель ветхого мира.   Во дни предшествующие великому дню Рождества Христова, когда пришла полнота времени, когда великие пророчества настигли друг друга в исполнении своем, когда истекли сроки, предвещенные пророком Даниилом, когда оскудел князь от колена Иудина, когда немощный род человеческий воздыхал вместе с окружающей его немощною природой, уже не ожидая спасения ни от человека, ни от природы, но только от Бога единого.

"В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве Мария" (Лк. 1:26-27). Здесь имеется в виду шестой месяц от зачатия Иоанна Предтечи. Почему именно в шестой месяц? Потому что сотворение человека было в день шестой, после сотворения всей природы. Иоанн является предтечею Христа примерно так же, как при первом творении Божием вся природа была предтечею ветхого Адама. Почему Она была обручена? Промысел Божий так устроил, дабы сохранить Ее от посмеяния бесовского и человеческого. Если бы Она родила, не будучи обрученной, кто из людей мог бы поверить что, что Сын Ее не незаконнорожденный? Почему мужа звали Иосиф? Чтобы напомнить о дивном и целомудренном Иосифе, проданном в страшно развращенный Египет, соблюдшего свою телесную и душевную чистоту.

"Ангел, войдя к Ней , сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего" (Лк. 1:28). Гавриил именует Деву Благодатная, ибо душа Ее, подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святаго, небесного благоухания и небесной чистоты. Также Архангел говорит Ей что Она благословенная между женами. Ибо с кем Господь с тем и благословение. Жена Ева первою положила бездну между человеком и Богом, Дева Мария становится, мостом над бездною, соединяя падшего человека с Богом.

"Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие" (Лк. 1:29). Мария была и всю жизнь оставалась отроковицею, по целомудрию и простодушию, по страху Божию и послушанию Богу. Как дитя Она и смутилась при явлении Ангела. В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по детски просто, целомудренно, ясно и простодушно. Великий Гавриил узрев Ее душевное смущение поспешил умирить его умилительными словами:

"Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога" (Лк. 1:30). Не бойся Дитя! Не бойся благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет через Тебя на весь род человеческий. Умирив Девичью душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес:

"И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1:31-33). Имя Иисус также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем праобразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное. Выслушав сие послание с небес, Дева Мария в Своем детском целомудрии и простодушии вопрошает чудного посетителя:

"Как будет это, когда Я мужа не знаю" (Лк.1:34). Слова сии выражают не неверие гласу архангельскому, но нас ради, Ее благодатный дух вопрошает то о чем спросил бы каждый находящийся под бременем законов природы. Где же муж? Чтобы мы услышали ответ посланника Божия, и Гавриил отвечает:

"Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк.1:35-37). Полный и совершенно исчерпывающий ответ. Природа и законы ее словно бы и не существуют, когда Бог живый творит Свою волю и Свое домостроительство человеческого спасения. «Благодать не подчиняется закону природы»,- глаголет свт. Григорий Неокесарийский. «Дух животворит» (Ин.6:63),- засвидетельствовал Сам Обновитель все твари, Господь Иисус Христос. Еще через богодухновенного пророка Исаию Бог изрек « се Дева во чреве приимет и родит Сина и наречет имя Ему Эммануил» (Ис.7:14). И вот сие и сбывается. Выслушав объяснение вестника Божия, Смиреннейшая из смиренных дев завершает Свое собеседование с архангелом умилительными словами:

"Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1:38). Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие. Пречистая Дева Мария является зерцалом чистоты. И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Так возвеличим в молитвах Бога и Пресвятую Богородицу словами свят. Николая Сербского: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь».