“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

День прославления преподобного Варнавы в лике Радонежских святых

«Величаем тя, преподобне отче наш, Варнаво,
и чтим святую память твою, наставниче монахов
и собеседниче Ангелов».

(Величание прп.Варнаве Гефсиманскому)

Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, - прославление преподобного Варнавы Гефсиманского в лике Радонежских святых.

19 июля 1995 года в день Собора Радонежских святых была совершена канонизация старца Варнавы Патриархом Алексием II в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Его память чтится в лике Радонежских святых, так как иеромонах Варнава был в числе лаврской братии от послушничества до преставления и, как принято в этом случае считать, являлся учеником преподобного Сергия, продолжателем его дела, а по святости жизни – преподобным Радонежской земли. Память преподобного Варнавы празднуется еще и в день его блаженной кончины 2 марта.

Жизнь преподобного Варнавы весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу. Преподобный Варнава (в крещении Василий) родился в первой половине XIX века в Тульской губернии в благочестивой крестьянской семье. С детских лет Василий окормлялся у монаха Геронтия, жившего отшельником близ Зосимовой пустыни. Достигнув двадцатилетнего возраста Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Через месяц после поступления в обитель по благословению Наместника Лавры преподобного Антония послушник Василий перешел в Гефсиманский скит. В годы послушничества в нем наблюдается дар рассудительности. В это время преподобному была открыта воля Божия о предстоящем старческом служении старцами Григорием и Даниилом. Пройдя монашеский искус и укрепившись в духовной жизни послушник Василий принимает монашеский постриг с наречением имени Варнава в честь святого апостола Варнавы. Через несколько лет монах Варнава принимает священный сан и назначается духовником «пещер» Гефсиманского скита и становится известным старцем по всей России. Отец Варнава вел подвижническую жизнь: спал не более трех часов в сутки, строго постился и непрестанно молился, неопустительно посещал богослужения, а все остальное время дня старец Варнава исповедовал богомольцев. Преподобный Варнава всецело исполнил заповедь преподобного Симеона Благоговейного: «В самом начале отречения от мира потщися (постарайся) насадить в себе благие добродетели, чтоб и братству ты был полезен, и самого тебя Господь возвеличил напоследок». «Прославляющая Мя прославлю» (1 Цар. 2,30), - говорит Господь. Так прославил Он угодника Своего – преподобного Варнаву.

Господь прославил Своего угодника даром пламенной молитвы и чудотворения, так что его имя стало известно всей Русской земле, к преподобному стекалось множество народа, чтобы поведать ему свои скорби и печали, чтобы услышать от него совет и наставление по мере своей веры, получить от него исцеление своих недугов и утешение в скорбях. Последний император Российский Николай II посетил святого старца и получил у него благословение на предстоящий подвиг служения отчизне, окончившийся мученическим венцом. Духовничество отца Варнавы отличалось мягкостью, духовной трезвостью и рассудительностью, вниманием к каждому из духовных чад. Все приходящие назывались старцем «сынками» и «дочками» и всегда на «ты». Среди «сынков» был, например, обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Скабеля.

Свято храня апостольский завет: «все у вас да будет с любовью» (1 Коринф. 16, 14) – отец Варнава действительно только и жил этой любовью ко всем. А любовь – поистине великая сила! Непрестанно вытесняя из сердца человека самолюбие и преисполняя его собой, любовь неудержимо стремится излиться и на все окружающее. Так и в жизни старца Варнавы: во всяком деле и слове всегда проявлялась его любовь. И не что иное, как евангельская любовь, овладев всей его душой, возвела отца Варнаву на высоту народного печальника и утешителя.

Епископ Трифон вспоминает о многотрудной жизни батюшки: «Он был необыкновенно строг к себе: какую простую подвижническую жизнь вел он молодым послушником, такую он продолжал вести до самой смерти - будучи уже больным старцем. Никаких поблажек себе он не позволял, даже самой невинной прихоти. Он носил самую простую одежду, вкушал самую грубую пищу, мало спал… Бывало, совершив с ним продолжительную литургию в Доме презрения и видя, что он торопится уехать, скажешь ему: «Батюшка, да отдохните немножко!» Но он обыкновенно шепнет, сжав мою руку: «Прости, не могу, ведь там их несколько сот дожидается, ведь они все скорбны, несчастны!» И с какою любовью в это время звучит его голос! И с раннего утра до поздней ночи открыты были двери его кельи, кроме времени богослужения». Старца Варнаву давно предостерегали от переутомления и советовали отдохнуть, но он всегда отвечал, что пока живем, надо приносить пользу людям. Естественные же силы старца Варнавы постепенно таяли, что замечали многие. Отец Варнава чувствовал это и сам. Он осознавал приближение окончания земного поприща, а потому из его уст все чаще и чаще слышалось в последнее время, что «он ведь не вечен, и нужно ко всему готовиться обители, которую он вручает Матери Божией».

После исповеди многих сотен людей в Черниговском соборе он поехал исповедовать в Сергиево-Посадский дом призрения. После исповеди он вошел в алтарь и на коленях, с крестом в руке, предал дух свой Господу. Это случилось 2 марта 1906 года. Надпись, сделанная на его гробовой плите, гласит: «Он жил во славу Божию».

На блаженном старце Варнаве исполнились слова апостола Павла: «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3, 13). Об этом говорит тот факт, что и по отшествии своем в горние селения старец Варнава приходит на помощь своим духовным чадам, а иногда и является им во сне, беседует с ними, как бывало при жизни.