“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

День памяти преподобного Варнавы Гефсиманского

Ева́нгельская словеса́ о до́бром па́стыре
в се́рдце твое́м слага́я, преподо́бне,
мно́гое попече́ние о приходя́щих к тебе́ име́л еси́
и, я́ко чадолюби́вый оте́ц, си́х утеша́л еси́.
(канон Варнаве Гевсиманскому глас1 песнь 5)

Сегодня особый день для нашей обители – день преставления преподобного Варнавы Гефсиманского. 

Вспомним краткое житие преподобного Варнавы. Родители Василия, будущего подвижника, Илья и Дарья Меркуловы были крепостными крестьянами. Люди добрые и богобоязненные. Они нарекли сына в честь святого Василия Великого.

Как вспоминал о своем детстве сам старец, был он мальчик шустрый и подвижный. Набожные родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь. Некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продает их в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец, князь Щербатов, приказывает обучить подростка слесарному делу. В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником – монахом Геронтием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни и посвятить себя служению Богу. 

Особенно он утвердился в этом в 1850 году, когда посетил вместе с матерью Троице – Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе со старцем Геронтием, решившим закончить свою жизнь в обители преподобного Сергия Радонежского; а в 1852 году, по благословению наместника Лавры Антония, он переходит в располагавшийся в трех вестах от Лавры Гефсиманский скит. Этот скит жил по уставу Саровской Пустыни, описанному саровским старцем Паисием Великим. 

Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил (Схимовский). 17 февраля 1856 г. Василий получил отпускную грамоту, то есть свободу от помещика. 23 декабря 1857 г. он становится послушником. И лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 г., после смерти старца Даниила Василий принимает постриг и впоследствии несет подвиг старчества под именем Варнава («дитя милости, сын утешения»). 

В 1871 году монах Варнава рукоположен в иеродьяконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. 

За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находим много примеров прозорливости старца. В январе 1905 г. на исповедь к преподобному Варнаве ходил сам император-мученик Николай II. 

Старчество на Руси было особой формой монашества. Старцы оставляли после себя не только чисто духовное, но и материальное воплощение этой духовности – монастыри, которые жили под их влиянием. 

Много сил и трудов преподобный Варнава положил на создание Иверского женского монастыря, ведущего свою историю с 1863 года, когда здесь в построенной богадельне появились первые насельницы. Благодаря трудам старца, к началу XX века монастырь стал важным духовным центром своей губернии. По преставлению старца сестры Иверского монастыря обратились с просьбой о захоронении чтимого ими подвижника в стенах основанного им монастыря, но обер-прокурор Святейшего Синода уведомил их, что усопший будет погребен на месте его служения, где он обычно принимал сотни человек за день. 

Многие духовные чада не могли часто бывать в Скиту, поэтому преподобный Варнава вел обширную переписку. Вот некоторые цитаты из его писем: 

«Прошу вас и молю: мир имейте между собой и святыню во всём, и в мыслях, и в делах; без сего никто не узрит Господа. Христианской душе, жаждущей спасения, благое дело удерживать мысли добрые, а злые, когда они находятся, от себя отгонять. Полезно для этого непрестанно содержать в памяти молитву Иисусову… 

…Спрашиваешь ты меня, грешнейшего из грешных, как избежать язвы греха? Недоумеваю, что скажу и что возглаголю в ответ на вопрос твой. Ты бы спросила: «Как сделать, чтобы мы грешили сколь возможно менее и реже, если же не можем удержаться совершенно от греха?» На это, пожалуй, напишу тебе нечто, но и то не от себя, а по писаниям мужей опытных в духовной жизни. Опытные в христианской жизни и достигшие величайшей степени христианского совершенства мужи предлагают для этого следующие средства, или правила. 

1. Надобно избегать всех случаев ко греху, всяких мест, лиц, вещей, которые могут быть для нас соблазнительными и внушают нам греховные желания.

2. Надобно непрестанно памятовать последняя своя: смерть, Суд, Воскресение, будущую жизнь.

3. Как можно чаще представлять себе вездеприсутствие Божие, размышлять о благодеяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле, Его страданиях и смерти, и вообще – о главных истинах православной христианской веры.

4. Сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа весьма способствует удерживаться от греха.

5. Надобно внимать себе, то есть бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями и поступками.

6. Как можно чаще должно прибегать к Таинству покаяния, исповедоваться пред отцом духовным, просить у него и слушаться его советов и достойно причащаться Святых Таин.

7. Не опускать случая и возможности присутствовать при церковном богослужении и дома читать духовные книги.

8. Чаще беседовать с людьми благочестивыми и избегать разговоров праздных.

9. Постоянно в свободное от богослужений время иметь какое-либо полезное занятие, нести должность, заниматься какой-либо работой, чтобы не быть в праздности. 

Итак, вот, смотри, что подобает делать христианину, чтобы по возможности избегать греха – это, кратко сказать, молиться, трудиться непрестанно и непрестанно же быть внимательным к себе. Господи, помоги нам!»