“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Слово на Преображение Господне

«…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, ризы же его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие…и облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». (Мф.17:1-5)

Сегодня Православная Церковь торжественно вспоминает событие Преображения Господня, о котором нам повествуют евангелисты Матфей, Марк и Лука. И, как мы видим из приведенного выше отрывка евангельского повествования, центральным местом этого события является необычное изменение вида человеческой природы Иисуса Христа, свидетельствующее о проявлении Его Божества, что напрямую подтверждается и утверждением Самого Бога Отца и явлением двух великих пророков. Необходимо же это проявление было для укрепления немощной веры учеников Спасителя в Его Богочеловечество пред, предстоящими Его человеческой природе, страданиями и смертью.

Сам Иисус в продолжение своей земной жизни постоянно подготавливал своих учеников к правильному пониманию предстоящего ему Крестного подвига. Ученики его, как и весь еврейский народ, были заражены ложным пониманием мессианства Христа. Они думали, что Мессия, придя, избавит их от иноземного угнетения и восстановит их, некогда, славное царство. Но Иисус Христос учил своих последователей вещам совсем другого порядка. Он неоднократно подчеркивал, что Царство Его не земное не от мира сего, до конца непостижимое, находящееся прежде всего внутри человека (Лк.17:22), и, что оно есть – Царство жизни, любви, святости, смирения и правды (см. притчи о Царствии Небесном у евангелиста Луки и заповеди блаженства у свв. Мефодия и Луки), и что настоящая проблема человека существует не в каких-то внешних вещах (порабощении, нищете, общественных бедствиях и т.д.), но несоизмеримо глубже – в распаде человеческой природы вследствие ее греховности (т.е. нарушении законов жизни или бытия) и, как следствие, подверженности ее смерти временной и вечной. И вот для того, как указывают святые отцы, чтобы человеческую природу (дух, душу и тело) соединить, т.е. вновь сделать целостной (или исцелить) и избавить от смерти и, даже более того, – прославить и сделать участницей Божественной жизни – и пришел Мессия, Сам Бог-Сын (вторая ипостась Пресвятой Троицы), соединившийся с человеческой природой в Иисусе не слитно, неизменно, неразлучно и нераздельно (постановление Халкидонского собора). Причем, за время краткой земной жизни, как запечатлено в Евангелии, Богочеловек Иисус Христос в Своей безгрешности, проповеди, чудесах и неоднократных свидетельствах Бога-Отца - достаточно открыл Себя и Свои Божественные свойства погибающему человечеству. И эти-то как раз свойства наилучшим образом и раскрываются в его страданиях и крестной смерти. И вот накануне последних Христос, зная наперед немощность своих учеников, не только укрепляет веру их, но и утешает созерцанием Его Божественного Света, так что ученики восклицают: «Господи! хорошо нам здесь быть...» (Мф.17:4).

Сам же этот Фаворский Свет необходимо понимать правильно. Святитель Василий Великий говорит, что этот нетварный, т.е. несотворенный Божественный Свет или Энергии – это Сам Бог, в его действовании и в его явленности миру. В другом месте он дополняет, что Свет этот не является Сущностью Бога, ибо мы не можем видеть Сущности Божества, но мы можем познавать Бога по его Энергиям. В учении исихастов (отцов-безмолвников), систематизированному святителем Григорием Паламой, так же утверждается, что «…мы познаем энергии Бога, но не Его сущность, сущность же Бога остается непознаваема и недоступна; и что…Свет Фаворский - есть присносущная энергия сущности Божией, отличная от самой сущности, но не отделимая от нее».

Итак, благодаря событию Преображения Господня, для всего человечества открылась возможность: видения Бога как нетварного Света и Его познания. Святитель Григорий Палама подчеркивает, говоря: «…если сущность Бога не может быть сообщена человеку, то в Своих энергиях Бог проявляется и сообщается человеку, открывается ему как Любовь. Поэтому возможно и должно быть всецелое общение Бога и человека. Оно ведет к преображению всего человека: и его разума, и мысли, и воли, и чувства, и тела…человек может и должен стать богом (с маленькой буквы) по причастию к Богу, а не по существу» (цит. реферат по курсу «Патрология»: «Божественные энергии Григория Паламы, логосы Максима Исповедника и их участие в Творении мира, изложенной в современной научной терминологии». о.Андрей (Панков)). Всецелое общение человека и Бога, приводящее к его преображению, и есть путь спасения - путь продолжительный, тернистый и узкий. Евангелист Лука в сегодняшнем евангельском повествовании подсказывает нам, в чем состоит начало этого пути: « Христос с учениками …взошел на гору…чтобы… помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9:28-29). Как мы видим, преображение невозможно без молитвы. Молитва, как обращение к Богу, есть начало спасительного пути и должна совершаться человеком, по слову Святителя Игнатия Брянчанинова, неспешно, со смирением, вниманием и покаянием, сокрушением сердца («Аскетические поучения» Святитель Игнатий Брянчанинов). Продолжение же этого пути основывается на желании достичь спасения от греха и вечной смерти, т.е. своего преображения; для чего необходимо, прежде всего, изучать евангелие, с помощью Божьей учиться правильно молиться и приобретать навык в доброделании, чтобы проявились в нас свойства, подобные свойствам Христа, т.е., чтобы мы уподобились Ему. И тогда мы, как и ученики Спасителя, еще при жизни, станем блаженными причастниками Его Славного Царствия.