“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Вознесение Господне

«Ибо Христос вошел не в рукотворенное
святилище… но в самое небо, чтобы
предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24).

Вознесение – двунадесятый праздник празднуемый в сороковой день после Пасхи. Буквально о том, что после воскресения Господь являлся своим ученикам в течение 40 дней, т.е. до вознесения, говорит апостол Лука в первой главе книги Деяний апостольских. Повествование о событиях вознесения до нас донесены только апостолом Лукой в его Евангелии и Деяниях апостольских и евангелистом Марком. 

У апостола Луки мы читаем, как ведёт Господь Иисус Христос апостолов на гору Елеон, что была на расстоянии субботнего пути от Иерусалима. Как же больно и радостно было идти ученикам мимо Елеонского сада, в котором был взят Господь на страдания, по пути от Иерусалима к Вифании, тому пути по которому Иисус Христос ехал в противоположном направлении на ослёнке, а народ, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: "осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!" (Мф.1:9). "И егда приближишася в Иерусалим, и приидоша в Вифсфагию к горе Елеонстей" (Мф.21:1). 

Возможно, идя по этому пути, теперь, когда пережитое осталось в прошлом, они встретили того самого ослёнка и узнали его, а ослёнок конечно же узнал их, как радостна была теперь эта встреча. И апостолы вопрошают Господа, уже все вместе, сойдясь: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян. 1:6). Он же обещает им на это крещение огнём (Деян. 1:5) и то, что они будут проповедовать Евангелие во всём мире (Деян. 1:8). И вот уже последнее мгновение перед вознесением. Апостолы ждут что ещё скажет и сделает Господь, но сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1:9).

А что же ученики? Они начали плакать о разлуке? Начали ли они бросать от отчаяния песок дороги, или посыпать голову прахом? Ведь Господь взялся от них? Нет, и объяснение этого в том, что они приобрели за эти сорок дней веру в Него, как в Бога, одно из имён которого любовь. Они верили, что всё, что бы не случилось с ними, дано свыше, нет ни одной йоты, которая случилась бы с ними без воли Господней. То есть нет ничего, что им дано случайно, ошибочно или исходя не из всецелой любви. Вспомним, как Господь по воскресении, вероятно, посмотрел на ап. Иоанна и сказал: блаженны не видевшие, но веровавшие (Ин. 20:24). И вот в нашей повседневной жизни, как часто Господь смотрит на нас, желая сказать те же слова, когда нужна вера ему всецелая. И как часто мы не являем такой веры, словно начинаем бросать песок, на Елеонской горе в сороковой день по вознесении, друг другу на головы. «Поверь в промысел Божий», - убеждает Евангелие! «Не хочу, не могу, не буду!» - отвечаем мы. А на следующий день болят глаза от песка попавшего в них.

И ещё нужно обратить внимание, при прочтении о событиях вознесения и десяти днях после него вплоть до новозаветной Пятидесятницы, на торжественное молчание, которое словно бы наполнено гулом нисходящего в языках пламени Святого Духа. Словно бы события праздника Троицы бросают яркие блики назад по стреле времени. В чём-то оно похоже на торжественное молчание Великой Субботы, когда уже очевидно, что вскоре запоют: Христос Воскресе! Но ещё один день остался торжественного молчания. В какой-то мере это же молчание мы каждый год наблюдаем в природе, когда осень уже прошла, но не наступила ещё зима, и в природе разлито молчание, как будто перед снежной бурею. Нельзя нарушать его словами ропота в сторону «умершей» природы и даже, умершего в Великую Субботу по человечеству, Бога. Нужно верить, что вскоре всё преобразится, что ни один вздох не останется без всеблагой на то Воли Божией.

События вознесения происходят, как на земле в наших реалиях, так и в небесном мире. В соединении земного и небесного происходит Вознесение. Ученики приобрели за сорок дней после Воскресения полное доверие Господу Иисусу Христу. Время безмолвия между вознесением и пятидесятницей очень важно для подготовки к принятию в сердце Святого Духа.

Святитель Николай Сербский говорит: «Сколь величественное и умилительное расставание с землею! Там, на склоне горы Елеон, откуда можно было увидеть гроб, из коего четверодневный Лазарь вновь поднялся в сию временную жизнь, поднялся Воскресший Господь в необозримые высоты жизни вечной. Поднялся не до звезд, но выше звезд; поднялся не до ангелов, но выше ангелов, не до высочайших сил небесных, но выше, выше всего…»