“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Вход Господень в Иерусалим

И предшествовавшие и
сопровождавщие восклицали: осанна!
благословен Грядущий во имя Господне!
(Мк 11:9)

Вход Господень в Иерусалим — одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Оно описано четырьмя евангелистами: Матфеем. 21:1–11; Марком11:1–11; Лукой. 19:28–40; Иоанном. 12:12–19.
Пророк Божий Захария более чем за четыреста лет до этого события произнес пророчество о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим о пришествии Мессии «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». (Ветхий Завет: книга пророка Захарии, 9:9)
Весной 30 года от Р. Х. в Иерусалим со всех сторон приходили паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и  Христос вместе с учениками. 
И когда Иисус и его ученики приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников (Мк. 11:1; Лк. 19:28, 29; Ин. 12:12). Точное время, восшествие Христа в Иерусалим указано в Евангелии Иоанна: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых(Ин.12:1)».
В толковании на Евангелие от Матфея, составленное иноками Троице-Сергиевой лавры под редакцией архиепископа Никона (Рождественского) в конце ХIХ века сказано: «Часто Господь наш Иисус Христос ходил в Иерусалим; но никогда Он не входил в него с такой славой, с какой вошел после воскрешения Лазаря, перед самыми Своими страданиями.
До этого времени Он тщательно уклонялся от всяких почестей и строго запрещал ученикам Своим разглашать в народе, что Он есть всеми ожидаемый Христос, Царь Израилев, а теперь с любовью принимает царственные почести от народа и вступает в Иерусалим торжественно, восседая на осляти подобно предку Своему Давиду, сопровождаемый восторженными кликами, как Царь, как Победитель смерти, как обетованный Сын Давидов — Мессия Христос.
Что это значит? Почему Он на этот раз не только не уклонился от этих почестей, но и для большей торжественности благоволил воссесть на осла? Потому что настало время открыто и всенародно показать, что Он есть истинный обетованный Мессия…
Но почему Он объявляет Себя Мессией, Царем, не раньше, как перед самыми Своими страданиями? Потому что такое объявление раньше было бы преждевременно. «При начале домостроительства нашего спасения, – говорит святитель Златоуст, – Он Сам еще не был всем известен, и время страданий еще не наступило. Поэтому Он до этого времени как бы и скрывался. Но после того, как показал много опытов Своего всемогущества, когда крест был уже при дверях, Он объявляет Себя с торжеством. Все это могло бы быть сделано с самого начала, но не принесло бы пользы.
Сердцеведец знал, что Его враги, несмотря на все Его чудеса, не признают Его за Мессию, напротив, Его открытое объявление Себя Мессией окончательно ожесточит их злобу и поведет к тому, что они, наконец, вознесут Его на крест. Но пока не пришел час смерти Его, пока Он не совершил на земле Своего Божественного дела, пока не положил прочного основания Царству Божию – Церкви Своей, до тех пор и смерть Его была бы преждевременной.» («Троицкiй Листокъ», 1898 год. «Толкование на Евангелие от Матфея, составленное иноками Троице-Сергиевой лавры под редакцией архиепископа Никона (Рождественского) в конце ХIХ века». Глава 21, Зачало 83).
Согласно преданию, Христос въехал в Иерусалим Золотыми воротами: они вели сразу на территорию храма. В этом открывается особенный символизм события входа Господня в Иерусалим. Святитель Николай Сербский сообщает: «Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу. Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя» (Святитель Николай Сербский, еписком Охридский и Жичский, «Слово на вход Господень в Иерусалим»). Христос торжественно входит в главное для всего иудейского народа сакральное место – в дом Своего Небесного Отца. При въезде Христа в Иерусалим толпы людей встречают Его как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф 21:9), у Марка малые дети кричали Христу: «Осанна! благословен Грядущий во имя Господне!» (Мк. 11, 9). Под детьми подразумеваются люди простые и чистые сердцем. Только лишь от чистой души возносимую хвалу принимает Господь.
По свидетельству Священного Писания мы знаем, что Мессия в Своем подвиге соединяет три главных служения — Он является Первосвященником, Пророком и Царем. В качестве Пророка Господь ранее неоднократно свидетельствовал о Себе в Евангелии. Первосвященником Он будет накануне Крестных страданий в день установления Таинства Евхаристии, а также во время последующего установления других таинств. А вот царское Свое достоинство Он являет единственный раз — входя в Иерусалим и принимая поклонение как Царь Святого града. Этим Он, в частности, указывает на то, что вера, которую Он устанавливает как истинную — христианство — это не только вера, обращенная к частным личностям, но и та, которая должна стать верой сообщества, народа, всей полноты церковной. Ибо царь — это не только глава отдельных личностей, но и глава народа, всей Церкви.
Словами святителя Луки (Войно-Ясенецким) можно подытожить: «Великий день Входа Господня в Иерусалим да напомнит нам Его слезы и священный гнев, да не забудем никогда Его горьких слез и слов, обращенных не только к Иерусалиму, но и к каждому из нас! Да поставим целью жизни нашей последование Христу, ибо Сам Он сказал: “Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет” (Ин. 12:26). Последуем же за Христом, идя чрез тесные врата по узкому пути – и упокоимся там, где сияет вечная слава Святой Троицы. Аминь.» (Никодим Благовестник: «Азбука спасения». Том 16, стр. 25).