“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

СЛОВО НА ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ

Кто не имеет Духа Христова,
тот и не Его (Рим. 8:9).

Апостолы, ближайшие ученики Христовы, ждали ниспослания им Духа Святого в иерусалимской горнице. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе (Деян. 2:1). В день ветхозаветного праздника пятидесятницы множество иудеев со всех провинций Римской империи и даже из-за пределов её собрались в Иерусалим, чтобы отпраздновать память дарования пророку Моисею ветхозаветного закона. В этот день, утром, столица Иудеи наполнилась шумом. Горница, где были собраны апостолы, явилась местом рождения новозаветной Церкви, на каждого из бывших в ней сошли огненные языки, они исполнились Духом Святым. Прежде, страха ради иудейского, сидящие в запертой горнице ученики, часто помышляющие об основании Иисусом Христом мирового царства во главе с иудеями, теперь выходят из горницы и безбоязненно обращаются к собравшимся ортодоксальным иудеям с проповедью христианства. Они говорят на всех языках, они безбоязненно свидетельствуют перед синедрионом о воскресшем Иисусе Христе, они исцеляют одним словом увечных, они воскрешают мёртвых, они уже не боятся смерти.

Без Духа Святого всё разрушается, без него невозможно единение тварного, только обманчивая внешность существует без него. Думая часто о себе в выражениях фарисея из притчи Господней, мы не редко ошибаемся. В нас часто нет христианского содержания, глубины жизни. Мы часто не осолены той солью, которая препятствует духовному гниению, о которой говорит Господь в Евангелии. Нужно очень внимательно наблюдать за собой, не только ли по имени мы христиане. Определить это можно, вспомнив послание к Галатам, место в нём, читаемое в дни памяти преподобных: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22-23). Если мы имеем в себе качества, перечисленные апостолом, значит мы христиане не только формально.

Страшно потерять человеку благодать. Прп. Силуан Афонский много-много лет плакал, умолял Господа возвратить ему св. Духа, который был дарован ему на малое время, а после отнят у него. Позднее он ночи напролёт молился, чтобы все народы Земли познали Господа. Вспомним гору преображения, как на ней было хорошо апостолам. Апостол Пётр предложил даже остаться на ней, построив шалаши Господу, пророку Моисею и пророку Илии. Как было хорошо Николаю Мотовилову, когда ему открылось по молитве прп. Серафима Саровского действие благодати. Нужно очень трепетно относится к ней, бояться её потерять из-за своих грехов и страстей.

Значимость праздника Троицы можно увидеть уже из того, что, например, в истории русской Церкви было лишь одно явление Святой Троицы – прп. Александру Свирскому. А икона прп. Андрея Рублёва Троица – это самая известная в мире русская икона. Да и духовный центр России расположен в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Самое известное явление Пресвятой Троицы было св. Аврааму у дуба Мамврийского: И явился ему (Аврааму) Ягве у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой), и поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом (Быт. 18:1-4).

«Троица – существующая прежде веков, не от начала получившая бытие, но безначальная, вечная, нестареющая, бессмертная, бесконечная, неувеличивающаяся, неуничтожающаяся, неразрушимая...» [Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1895. Т.IX]

С первыми ударами колокола-благовестника к богослужению праздника Святой Троице поспешим в храм, чтобы не лишиться Святого Духа. Постараемся день этого праздника прожить не в суете никому не нужных дел, а в благоговейном внимании к Богу, к окружающим и к своей жизни.