“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Проповедь на день преставления прп. Варнавы Гефсиманского

Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них 
(Ин.12:35-36)

В этом високосном году день преставления прп. Варнавы приходится на 1 марта по новому стилю. В этот день 118 лет назад гефсиманский старец перешёл из этой временной жизни в небесные обители. Кратко изложим повествование жития прп. Варнавы, - о предсмертной болезни и самой смерти, - написанного архим. Георгием (Тертышниковым). Попытаемся понять почему мы празднуем память смерти прп. Варнавы, почему она была радостна для него; посмотрим на те события 1906 года. Постараемся понять почему они стали праздником для нас.

После семидесяти лет преподобный особенно быстро начал стареть: «осунулся, стан его сделался согбенным, походка усталой, слух стал плохой, речь – невнятна… прерывистая от тяжёлого ускоренного дыхания» [Георгий (Тертышников) архим., прп. Варнава старец Гефсиманского скита, СТСЛ, 2012, с.221-222].

В конце января 1906г., последнего года его жизни, старец заболел острым катаром верхних дыхательных путей, болезнь, как оказалась была смертельной. 31 января в последний раз преподобный поехал в Выксу. Путь этот тогда был гораздо сложнее, чем теперь, ехали на лошадях и в мороз, и в осеннюю распутицу. Доехав до Иверского монастыря прп. Варнава сразу занялся делами обители. Но его хватило не на долго: «Отец Варнава немного посидел за столом, но почти ничего не ел и, не дождавшись окончания ужина, вышел из-за стола со словами: «Ну вы кушайте, а я немного отдохну»… Окончив наскоро ужин, все… встали со своих мест со смутной тревогой на душе за отца Варнаву и вошли к нему в гостиную. А старец лежал навзничь, бледный, обессиленный приступом жара, с компрессом на голове… с трудом удерживаясь от слёз, сёстры невольно опустились возле него на колени» [с.223-224]. В этот же день он служил всенощную, на следующий – литургию, хотя еле передвигался и почти ничего не видел. Отслужив литургию и простившись с сёстрами, он выехал в Санкт-Перербург.

В городе на Неве он с раннего утра до глубокой ночи ездил по городу прощаясь со своими духовными детьми. У каждого из них он задерживался по 10-15 минут. «Радостный, приветливый, войдёт, бывало, он в дом… и все вокруг него, от малого и до старого, бывали радостными, счастливыми» [с.227]. Вернувшись в Москву, старец почувствовал себя ещё хуже. Он уже не мог сидеть ровно: от вокзала до московского подворья Иверского монастыря, его приходилось держать, чтобы он не упал в коляске извозчика. На подворье он старался выглядеть весёлым, чтобы до Иверского монастыря дошли сведения, что ему лучше. Начался великий пост, старец 55 лет прожив в скиту ни разу не выезжал на первой седмице из обители и не ел ничего варёного в первые дни поста. В этот пост он нарушил свои правила.

В скиту прп. Варнаву ждали несколько сотен человек на исповедь. И, что уж тут говорить, им было всё равно как чувствует себя старец, все стремились к нему на исповедь. В скит пришла телеграмма из Выксы, сёстры волновались, как здоровье старца: «Напиши им, - вставая, ответил старец, - что отец Варнава умер» [с.231]. «Наступила пятница… келлия старца с самого раннего утра была полна исповедников. Батюшка был уже на ногах…» [с.233]. Его ждало делание даже до вечера (Пс.103:23), вечера последнего в земной жизни. После целого дня исповеди, больной и измождённый старец поехал исповедовать в Сергиев Посад, в дом призрения. Но здесь он успел исповедовать только одного человека… и умер в алтаре, приклонившись пред престолом.

Прп. Варнава, конечно, знал, что это болезнь - предсмертная в его жизни, именно с этим связанно его нежелание основательно лечиться, отдохнуть. «Если мы хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушение, пусть будет для нас желанна, пусть всегда стоит перед нашими очами смерть за Христа» [Преподобный Макарий Египетский, источник azbyka.ru]. Здесь нами описано то, что происходило со старцем в феврале 1906 года в Выксе, Санкт-Петербурге и скиту, не столь основательно, как это нужно было бы описать. Вспомним только, что ещё задолго до этого, чтобы попасть в поезд на вокзале, прп. Варнаве требовалась помощь полиции. Огромная толпа ждала его у дебаркадера и, когда он подходил, она разом начинала двигаться вместе с ним.

Нет ничего удивительного, что многие из нас, особенно в юности, примеряют жизнь прп. Варнавы на себя. Но кто из нас способен умереть, - не спрашиваю: жить, - как гефсиманский старец? А ведь смерть показывает устроение человека. К такой смерти мало кто способен.

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет, что нашему времени уже не присуще служение старчества. Не даёт Господь старцев потому, что нет людей способных понести крест послушания; не даёт таких старцев, как прп. Варнава, потому что нет тех, кто способен жить и умереть его жизнью и его смертью. Жизнь прп. Варнавы это опровергает, но опровергает в том времени, в начале ХХ века. Нашему времени старческое служение, по масштабу подобное служению прп. Варнавы, видимо, уже не присуще. Нет подражателей старца в деле его подвигов, его самоотречения, в его любви к Господу и духовным чадам, которых он ласково называл детками. Кто, как прп. Варнава будет рад в 75 лет принимать по 500-1000 человек в день, уставая так, что вечером уже еле слышался его голос? Без выходных, без отпуска, без перерыва на обед. Но именно такой крест, увиденный нами в предсмертные дни старца, обратился в радость для нас, радость дня смерти прп. Варнавы.

Постараемся, прочитав житие старца, хоть что-то взять от его делания. Утешать унывающих, молиться о тех кому нужна наша молитва, словом и хлебом питать алчущих (как благословил преподобного схимонах Григорий: «сим питай алчущих – словом и хлебом, тако хочет Бог» [с.35]). Не так как он, но хоть в меру своих сил. И может быть всё изменится вокруг нас и внутри нас, молитвами прп. Варнавы Гефсиманского…

17 февраля 2024г.