“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Начало Великого поста

«…могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». (Мк. 2:19)

Великий пост - важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику - к Святой Пасхе. В основе Великого поста лежит воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя, Страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни и страданиях и смерти Господа Иисуса Христа.

Великий пост – это время отрешения от мирских дел, время для общения с Богом. Пост предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения. Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей, – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел видеть Бог.

Сам пост состоит из Святой Четыредесятницы – первые сорок дней Великого поста, и Страстной Седмицы – последней недели перед Пасхой.

По словам митрополита Антония Сурожского, Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Чтобы ощутить в полноте эту радость, нам и необходим пост. Пост является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе. Великий пост был установлен еще в апостольские времена и первоначально длился он всего лишь от 24 до 40 часов. В этот период христиане полностью отказывались от какой-либо пищи.

Шестидневный пост в некоторых поместных Церквах появляется в середине III века. Уже в IV-V веках церковь назвала Великий пост обязательным для всех верующих. Продолжительность Великого поста с V века постепенно увеличилась до 40 дней как подражание посту Господа Иисуса Христа в пустыне. Вначале 40 дней постились те, кто хотел креститься и стать христианами. После к ним в Страстную Седмицу присоединились и члены Церкви, в знак солидарности к своим будущим братьям.

Святые отцы оставили в своем предании множество изречений о Великом посте. Приведем изречения святителя Василия Великого:

«Пользу поста не ограничивай лишь одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата…

…Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

(Творения свт. Василия Великиого, архиеп. Кесарии Каппадокийской, Беседа первая, О посте).