“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

Начало Великого поста

«…могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». (Мк. 2:19)

Великий пост - важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Это период подготовки к самому большому празднику - к Святой Пасхе. В основе Великого поста лежит воспоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, а последняя, Страстная седмица установлена в память о последних днях земной жизни и страданиях и смерти Господа Иисуса Христа.

Великий пост – это время отрешения от мирских дел, время для общения с Богом. Пост предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения. Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей, – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел видеть Бог.

Сам пост состоит из Святой Четыредесятницы – первые сорок дней Великого поста, и Страстной Седмицы – последней недели перед Пасхой.

По словам митрополита Антония Сурожского, Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Чтобы ощутить в полноте эту радость, нам и необходим пост. Пост является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе. Великий пост был установлен еще в апостольские времена и первоначально длился он всего лишь от 24 до 40 часов. В этот период христиане полностью отказывались от какой-либо пищи.

Шестидневный пост в некоторых поместных Церквах появляется в середине III века. Уже в IV-V веках церковь назвала Великий пост обязательным для всех верующих. Продолжительность Великого поста с V века постепенно увеличилась до 40 дней как подражание посту Господа Иисуса Христа в пустыне. Вначале 40 дней постились те, кто хотел креститься и стать христианами. После к ним в Страстную Седмицу присоединились и члены Церкви, в знак солидарности к своим будущим братьям.

Святые отцы оставили в своем предании множество изречений о Великом посте. Приведем изречения святителя Василия Великого:

«Пользу поста не ограничивай лишь одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата…

…Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

(Творения свт. Василия Великиого, архиеп. Кесарии Каппадокийской, Беседа первая, О посте).