18 января Церковью молитвенно празднуется навечерие Богоявления или, как еще называют этот день, Крещенский сочельник.
Изначально воспоминание событий Рождества Христова и Богоявления приходилось на один день, но с V века, когда торжественные службы начали проходить 25 декабря и 6 января (все по старому стилю). Время между этими праздниками назвали святыми днями - так появилось понятие Святок. Нынешний же день предуготовляет нас к празднику Богоявления.
Название сочельник (сочевник) происходит от слова сочиво – пшеничного взвара с медом и изюмом. Для православного христианина день сочельника преисполнен благодатной духовной радости о предстоящем великом празднике. Пост с давних времен в сочельник является строгим, и благочестивые предки употребляли в пищу простое блюдо – сочиво, представляющее их себя пшеничный взвар с медом и изюмом. От названия этой постной еды и произошло наименование дня накануне праздника Богоявления. Так же, сочельником, называется и день перед Рождеством Христовым.
В Крещенский сочельник, как и в сам день Богоявления, совершается чин великого освящения воды. Крещенская вода (по-гречески она называется агиасмой) – великая святыня. С давних времен агиасму благословлялось принимать тем, кто в силу разных причин был лишен возможности причащения Святых Таин. Освященную воду Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, благочестивые христиане издревле имеют обычай хранить эту святыню для своего домашнего употребления при святых иконах. Принимается она натощак, с молитвой.
В этот день перед Божественной Литургией служатся Царские часы. Богослужение это совершается в сочельники праздников Рождества Христова и Крещения Господня, а также в Великую Пятницу.
Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. На каждом часе читаются псалмы, паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.