ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
22 мая (9 мая по старому стилю) Церковь молитвенно чествует перенесение мощей святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.
В 2022 году этот день выпал на воскресенье, неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне. В Гефсиманском Черниговском скиту отслужено две литургии. Ранняя – в церкви святителя Николая, поздняя – в соборе Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери.
Великий угодник Божий, святитель Николай при жизни многими чудесами прославил Господа и своим примером твердого исповедничества и горячей веры привел к православию множество современников. После его блаженного преставления не прекращаются явления милости Божией, явленные по молитвам Угодника. Не иссякает поток христиан, притекающих ко святым мощам его с просьбами о заступничестве и наставления в деле спасения души.
Первоначально мощи святого были погребены в городе Миры местности Ликия, где он прежде нес архиерейское служение. Вскоре область эта оказалась в составе Византийской империи, переживавшей расцвет своего могущества. К XI веку Византия уже утратила свою силу, и соседние народы начали захватнические войны против нее. Многие города оказались разрушены под набегами сарацин и турок. Вот и город Миры не раз подвергался опустошению. В итоге жители приняли решение оставить его и переселиться на новое место. В монастыре, основанном у места погребения честных мощей святителя Николая, остались лишь несколько монахов, которые не могли бы уберечь гробницу от поругания в случае очередного набега.
Господь не допустил осквернения мощей святителя. Сначала, в 1086 году, сам Угодник Божий явился трем жителям, покинувшим Миры Ликийские, и повелел им передать всем остальным, что нужно вернуться в город, иначе он сам покинет место это. Удостоившиеся этого видения не вняли наставлению святителя Николая.
В то же время другой город Византии, Бар, вместе с другими, находившимся в Южной Италии, оказался под угрозой вторжения норманнов. По научению латинян, которые обещали помощь Рима для защиты земель, византийский император Константин Мономах пошел на примирение с Римом, и регион вместо подчинения Константинопольскому Патриарху оказался в юрисдикции Ватикана. В те времена значительную часть населения этой области составляли греки, которые переживали за сохранность мощей святителя. Вскоре была снаряжена целая морская экспедиция, которая, под видом торговой, отправилась к Ликии в начале 1087 года.
Прибыв в монастырь, баряне вскрыли гробницу, которая оказалась наполненной благоуханным миром, в котором были погружены мощи святителя. Никто не ожидал, что мощи хранятся в большом саркофаге, поэтому их пришлось вынуть из гробницы и поместить в специальный ковчег, который доставили в Южную Италию 9 мая 1087 года. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения.
Воспоминаемые ныне события указывают, насколько важно почитание святых мощей. Святой апостол Павел обращается к нам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Святые при жизни стали истинными сосудами Святого Духа, Который действовал через них не только при их жизни земной, но и продолжает действовать по отшествию их в жизнь вечную. Поэтому поклоняемся мы не самим физическим останкам, но тому, что служит стяжателем Духа Святого. Мы поклоняемся, молим о заступничестве Угодника пред Престолом Божиим и помним о том, что житие святого должно служить нам примером: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем Первосвятительском слове в день праздника обращается к нам:
«…Событие, которое лежит в основе нынешнего праздника, нанесло огромную душевную рану многим людям в Мирах Ликийских, где почивали мощи святителя и чудотворца Николая. Приехали с Запада богатые венецианские купцы, затем купцы из города Бари, и вознамерились украсть мощи святителя Николая, так что между ними было даже некое соревнование. Но купцы из Бари оказались более находчивыми и так все обустроили, что смогли забрать эти мощи и увезти на Запад, в Италию, в город Бари. Можно себе представить, какая это была скорбь! Однозначно это событие воспринималось в Мирах Ликийских и на всем Востоке как горе: ужасные купцы приехали вроде как с добром, торговать, а забрали самую большую святыню и невесть куда увезли...
Но ведь именно в этом событии и раскрывается та часть определения Промысла Божия, с которой я начал свое слово: даже дурные человеческие поступки Промысл обращает к добру. Казалось бы, очень плохой поступок: похищение святыни у благочестивых людей; но мы знаем, что произошло затем с городом Бари и со всем Востоком, когда началось вторжение в эти пределы Византии мусульман. Они не почитали и не щадили церковные святыни, и если бы мощи святителя Николая остались там, на Востоке, в Мирах Ликийских, то мы бы никогда этих мощей не обрели — они были бы просто уничтожены. А это похищение — конечно, плохой поступок — привело к добрым последствиям, и мощи были спасены. И хотя сейчас они находятся не на Востоке, не в одном из православных храмов, а на Западе, в базилике святого Николая, которую хорошо знают наши паломники, но христиане не только Запада, но и Востока имеют возможность посещать это место и поклоняться святыне...
…Удивительная мудрость, явленная в замечательных словах митрополита Филарета в Пространном катехизисе о том, что Промысл Божий даже дурные человеческие поступки обращает ко благу, должна быть хорошо усвоена всеми нами. И если внимательно всмотреться в историю Отечества нашего, в историю Церкви, то можно привести множество примеров того, как, казалось бы, самые скорбные, тяжелые моменты обращались ко благу.
А ведь многое зависит от того, как человек переносит скорбь. Скорби могут просто уничтожать человека — духовно, морально, иногда физически. А что именно уничтожает? Уничтожают две страсти: уныние и страх. Вот что подтачивает нервную систему, ослабляет наш организм, накладывает печаль, скорби и болезни на человеческую душу! И давайте запомним, что в основе скорби человеческой — всегда уныние и страх.
Что же такое уныние? Уныние наступает, когда человек не видит выход из сложившегося положения; когда ему кажется, что всё предельно опасно и страшно. Это бывает связано и с материальными проблемами, которые сегодня так нередки, и с физическим здоровьем, так что уныние и страх действительно порабощают личность. И человек, переживая уныние и страх, то есть тяжелейший стресс, часто наносит себе непоправимый духовный и физический ущерб.
Поэтому для того, чтобы бороться с тяжелым душевным состоянием, мы должны в первую очередь иметь упование на Господа, Который даже дурные наши дела и поступки способен обратить к добрым последствиям. Не может быть у христианина смертельного уныния и тем более смертельного страха, потому что с нами Бог. И наша вера в то, что Господь способен нас спасти, исцелить от недугов, помочь выйти из трудных обстоятельств, является важной движущей силой к тому, чтобы мы с вами были духовно здоровы и чтобы никакие страхи, никакое уныние, нередко сопровождающее, к сожалению, жизнь нашу, не возымели победы над нами. Потому что Господь победил смерть, а значит, самый большой страх и самое глубокое уныние; и великая победа Спасителя над тем, о чем я сейчас сказал, особенно переживается в пасхальные дни».