“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Перенесение мощей святителя Николая

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

22 мая (9 мая по старому стилю) Церковь молитвенно чествует перенесение мощей святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

В 2022 году этот день выпал на воскресенье, неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне. В Гефсиманском Черниговском скиту отслужено две литургии. Ранняя – в церкви святителя Николая, поздняя – в соборе Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери.

Великий угодник Божий, святитель Николай при жизни многими чудесами прославил Господа и своим примером твердого исповедничества и горячей веры привел к православию множество современников. После его блаженного преставления не прекращаются явления милости Божией, явленные по молитвам Угодника. Не иссякает поток христиан, притекающих ко святым мощам его с просьбами о заступничестве и наставления в деле спасения души.

Первоначально мощи святого были погребены в городе Миры местности Ликия, где он прежде нес архиерейское служение. Вскоре область эта оказалась в составе Византийской империи, переживавшей расцвет своего могущества. К XI веку Византия уже утратила свою силу, и соседние народы начали захватнические войны против нее. Многие города оказались разрушены под набегами сарацин и турок. Вот и город Миры не раз подвергался опустошению. В итоге жители приняли решение оставить его и переселиться на новое место. В монастыре, основанном у места погребения честных мощей святителя Николая, остались лишь несколько монахов, которые не могли бы уберечь гробницу от поругания в случае очередного набега.

Господь не допустил осквернения мощей святителя. Сначала, в 1086 году, сам Угодник Божий явился трем жителям, покинувшим Миры Ликийские, и повелел им передать всем остальным, что нужно вернуться в город, иначе он сам покинет место это. Удостоившиеся этого видения не вняли наставлению святителя Николая.

В то же время другой город Византии, Бар, вместе с другими, находившимся в Южной Италии, оказался под угрозой вторжения норманнов. По научению латинян, которые обещали помощь Рима для защиты земель, византийский император Константин Мономах пошел на примирение с Римом, и регион вместо подчинения Константинопольскому Патриарху оказался в юрисдикции Ватикана. В те времена значительную часть населения этой области составляли греки, которые переживали за сохранность мощей святителя. Вскоре была снаряжена целая морская экспедиция, которая, под видом торговой, отправилась к Ликии в начале 1087 года.

Прибыв в монастырь, баряне вскрыли гробницу, которая оказалась наполненной благоуханным миром, в котором были погружены мощи святителя. Никто не ожидал, что мощи хранятся в большом саркофаге, поэтому их пришлось вынуть из гробницы и поместить в специальный ковчег, который доставили в Южную Италию 9 мая 1087 года. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения.

Воспоминаемые ныне события указывают, насколько важно почитание святых мощей. Святой апостол Павел обращается к нам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Святые при жизни стали истинными сосудами Святого Духа, Который действовал через них не только при их жизни земной, но и продолжает действовать по отшествию их в жизнь вечную. Поэтому поклоняемся мы не самим физическим останкам, но тому, что служит стяжателем Духа Святого. Мы поклоняемся, молим о заступничестве Угодника пред Престолом Божиим и помним о том, что житие святого должно служить нам примером: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем Первосвятительском слове в день праздника обращается к нам:

«…Событие, которое лежит в основе нынешнего праздника, нанесло огромную душевную рану многим людям в Мирах Ликийских, где почивали мощи святителя и чудотворца Николая. Приехали с Запада богатые венецианские купцы, затем купцы из города Бари, и вознамерились украсть мощи святителя Николая, так что между ними было даже некое соревнование. Но купцы из Бари оказались более находчивыми и так все обустроили, что смогли забрать эти мощи и увезти на Запад, в Италию, в город Бари. Можно себе представить, какая это была скорбь! Однозначно это событие воспринималось в Мирах Ликийских и на всем Востоке как горе: ужасные купцы приехали вроде как с добром, торговать, а забрали самую большую святыню и невесть куда увезли...

Но ведь именно в этом событии и раскрывается та часть определения Промысла Божия, с которой я начал свое слово: даже дурные человеческие поступки Промысл обращает к добру. Казалось бы, очень плохой поступок: похищение святыни у благочестивых людей; но мы знаем, что произошло затем с городом Бари и со всем Востоком, когда началось вторжение в эти пределы Византии мусульман. Они не почитали и не щадили церковные святыни, и если бы мощи святителя Николая остались там, на Востоке, в Мирах Ликийских, то мы бы никогда этих мощей не обрели — они были бы просто уничтожены. А это похищение — конечно, плохой поступок — привело к добрым последствиям, и мощи были спасены. И хотя сейчас они находятся не на Востоке, не в одном из православных храмов, а на Западе, в базилике святого Николая, которую хорошо знают наши паломники, но христиане не только Запада, но и Востока имеют возможность посещать это место и поклоняться святыне...

…Удивительная мудрость, явленная в замечательных словах митрополита Филарета в Пространном катехизисе о том, что Промысл Божий даже дурные человеческие поступки обращает ко благу, должна быть хорошо усвоена всеми нами. И если внимательно всмотреться в историю Отечества нашего, в историю Церкви, то можно привести множество примеров того, как, казалось бы, самые скорбные, тяжелые моменты обращались ко благу.

А ведь многое зависит от того, как человек переносит скорбь. Скорби могут просто уничтожать человека — духовно, морально, иногда физически. А что именно уничтожает? Уничтожают две страсти: уныние и страх. Вот что подтачивает нервную систему, ослабляет наш организм, накладывает печаль, скорби и болезни на человеческую душу! И давайте запомним, что в основе скорби человеческой — всегда уныние и страх.

Что же такое уныние? Уныние наступает, когда человек не видит выход из сложившегося положения; когда ему кажется, что всё предельно опасно и страшно. Это бывает связано и с материальными проблемами, которые сегодня так нередки, и с физическим здоровьем, так что уныние и страх действительно порабощают личность. И человек, переживая уныние и страх, то есть тяжелейший стресс, часто наносит себе непоправимый духовный и физический ущерб.

Поэтому для того, чтобы бороться с тяжелым душевным состоянием, мы должны в первую очередь иметь упование на Господа, Который даже дурные наши дела и поступки способен обратить к добрым последствиям. Не может быть у христианина смертельного уныния и тем более смертельного страха, потому что с нами Бог. И наша вера в то, что Господь способен нас спасти, исцелить от недугов, помочь выйти из трудных обстоятельств, является важной движущей силой к тому, чтобы мы с вами были духовно здоровы и чтобы никакие страхи, никакое уныние, нередко сопровождающее, к сожалению, жизнь нашу, не возымели победы над нами. Потому что Господь победил смерть, а значит, самый большой страх и самое глубокое уныние; и великая победа Спасителя над тем, о чем я сейчас сказал, особенно переживается в пасхальные дни».

0 DSC_36291.jpg

1 DSC_34831.jpg

2 DSC_34921.jpg

3 DSC_34961.jpg

4 DSC_35281.jpg

5 DSC_35131.jpg

6 DSC_35341.jpg

7 DSC_36231.jpg

8 DSC_36241.jpg

9 DSC_35171.jpg

10 DSC_34671.jpg