В праздник Богоявления Церковь воспоминает явление миру Пресвятой Троицы при Крещении Господа. Бог Отец глаголет с небес о Сыне, Сын крестится во Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сходит на Сына в виде Голубя. О событии этом повествуется в Евангелии (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22).
Из Евангелия известно о жизни святого пророка Иоанна Предтечи, ведшего строгую, аскетическую жизнь в пустыне. Он проповедовал среди народа израильского и подвиг его был столь велик, что многие люди уверовали в скорое пришествие Господа Иисуса Христа, раскаивались в своих грехах и принимали от пророка крещение в водах Иордана.
И вот однажды пришел к Иоанну Сам Спаситель. Пророк поначалу испросил Христа, чтобы тот Сам крестил его, так как духом прозрел, Кто перед ним; однако Иисус ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3. 14–15). Спаситель вступил в Иордан, и через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя сошел на Него, и послышался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Простым людям впервые явилось Новозаветное Откровение о Троице.
Как в день Рождества Христова мы вспоминаем, что Сын Божий приходит в этот мир не в царских чертогах, но в пещере, а первыми на поклонение к Нему спешат простые пастухи; точно так и в праздник Крещения Господня мы видим, что Спаситель приходит на Иордан вместе с обычными людьми.
Будучи безгрешен, Спаситель не нуждался в крещении, как очищении от личных грехов, но Крещением Своим, как поется в песнопении, «в водах Иорданских паки потопил еси всего мира грехи» (Акафист Богоявлению Господню, икос 7), освятил все естество водное, окружающее нас повсюду.
В сам день праздника Богоявления, как и днем ранее, совершается великое водоосвящение. Святую воду (по-гречески агиасму) православные с благоговением набирают после службы и затем весь год употребляют ее натощак, с молитвой, воспоминая события Крещения Господня.
Как пишет святитель Иоанн Златоуст в своем слове на праздник Богоявления: «О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победителем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь: Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает. С своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться».