“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Вознесение Господне

Праздник Вознесения Господня совершается в четверг шестой недели, в сороковой день, по Пасхе.

Повествование о событиях, воспоминаемых в праздник Вознесения, ведется в святом Евангелии и апостольских посланиях. Из этих повествований мы узнаем, что после Своего Воскресения из мертвых Спаситель являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин. 16:7). На сороковой же день после Воскресения Господь вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и вознесся на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24:52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян. 2:1–4).

Святитель Филарет Московский в своем слове на Вознесение говорит:

“Хотя многократно Господь наш, по воскресении Своем, являлся Апостолам, и становился невидим; и потому они могли некоторым образом привыкнуть к сим чудесным нечаянностям: но когда, разлучаясь с ними на горе Елеонской, не просто удалился Он, или сделался невидим, а восходя видимо превыше облаков, только по причине безмерной высоты, престал быть видим ими; нет сомнения, что сей новый образ отшествия Его показался им, и после привычки к чудесному, необычайным, и особенно знаменательным. Им представилось тогда ясное исполнение слов Его, которыя им пересказала Мария Магдалина: «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Иоан.20:17). Должно было заключить, что сии радостныя посещения Его, сии поучительныя собеседования с Ним, сии ощутительныя общения с Его Богочеловечеством, продолжавшияся четыредесять дней, прекращает настоящая минута. Когда руки и голос не могли уже достигнуть Возносящагося: Его преследовали взорами, желающими удержать Его. «Взирающе бяху на небо, идущу Ему». Можно вообразить, какое безмерное лишение должны были ощутить Апостолы, по удалении на небо Иисуса, Который Един был для них все в мире. И сие-то безмерное лишение поспешают восполнить небесныя силы. «Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо.., приидет».

Христианин! Если ты сколько нибудь познал Господа Иисуса, и «вкусил, яко благ Господь» (Пс.33:9): то конечно более или менее примечаешь, какая без Него пустота в мире, чувствуешь, какая без Него пустота в сердце. Так и должно быть: потому что все, что есть в мире, «суета суетствий» (Еккл.1:2); а суета не может наполнить сердца, сотворенного Истиною для истины: «все, еже в мире», есть «похоть», или предмет, приманка похоти в разных видах; и как «мир преходит и похоть его» (1Иоан.2:16–17), или иначе сказать, предметы, возбуждающие похоть, вскоре исчезают, то сколь ни велик мир, сколь ни разнообразны блага его, сколь ни обильны потоки удовольствий его, все сие не может наполнить малого сосуда сердца человеческого, которое, будучи безсмертно, только вечною жизнию наполнено быть может. Если, при таковом ощущении пустоты в тварях, тебе кажется, что Господь, Который есть твоя истина, твоя жизнь, твое желание и полнота всех желаний, удаляется от тебя, скрывается, оставляет тебя не только без утешения, но и в скорби, не только одиноким, но и среди врагов твоего спасения; если утомленный взор твой не проницает небес, закрытых облаком, и недомыслимыя судьбы Всевышнего представляют тебе одну неизвестность: приими от небесных Сил исполненное силы слово, которое может наполнить твою пустоту, облегчить скорбь, прекратить одиночество, прояснить мрак, разрешить неизвестность, оживить дух твой надеждою необманчивою и нетленною. «Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, – приидет».”

Завершается повествование о чуде Вознесения предупреждением: Господь вновь придет в мир – так же, как в этот день вознесся на небеса. Будет это в день Страшного cуда, о котором мы должны постоянно помнить и быть к нему готовыми, ведь даже апостолам было сказано, что они не могут знать времена или сроки.