“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

Реставрация Иверской часовни

06 Марта 2024

 В Иверской часовне Пещерного отделения Гефсиманского Черниговского скита проходят реставрационные работы. Над ее благоукрашением трудятся специалисты творческой мастерской «Павлово-Посадская майолика».

Иверская часовня располагается в Пещерном отделении за алтарем храма Архистратига Божия Михаила. Во времена несения послушания народного духовника Гефсиманского Черниговского скита, преподобный Варнава, особо почитавший образ Божией Матери Иверский, избрал эту часовню для творения молитвенного правила. Он же предвидел, что там его похоронят, упомянув об этом в разговоре с духовными чадами своими, проходя мимо этой части Пещер: «Здесь вот, дочка, у нас служат панихиды». Там, за алтарем пещерного храма и было место упокоения преподобного. После прославления в лике святых мощи преподобного перенесли в верхний храм. Ныне в Иверской часовне пребывают честные останки блаженного схимонаха Филиппа, основателя Пещерного отделения.

Для реставрации особо почитаемой часовни было решено обратиться к специалистам из творческой мастерской «Павлово-Посадская майолика».

Работая над проектом керамического иконостаса и усыпальниц в Иверской часовне в пещерах Гефсиманского Черниговского скита, мастера постарались придерживаться основополагающих идей русского стиля XVI-XVII веков, воплощенных выдающимся архитектором Николаем Владимировичем Султановым в архитектуре и внутреннем убранстве Храма Черниговской иконы Божией Матери и колокольни Гефсиманского скита. При составлении проекта изучались также и изразцовые иконостасы, спроектированные архитектором Н.В.Султановым для Благовещенской церкви усадьбы Новотомниково, что в Тамбовской области.

Керамические детали для иконостаса и усыпальниц выполнены способом ручной набивки в гипсовые формы. Керамическая масса для набивки специально составлялась для этой работы. После утельного обжига все детали расписывались вручную цветными глазурями, после чего следовал обжиг на глазурь. Для подбора глазурей на цвет было сделано множество технологических проб.

В цветовом решении иконостаса и усыпальниц мастера намеренно несколько отошли от традиционной палитры русских многоцветных изразцов XVII века, принимая во внимание уже существующие настенные росписи часовни и делая шаг в сторону оттенков белокаменного декора русских надгробий, оттенков песчаника и травертина.

В галерее представлены фотографии хода работ.

Официальный сайт мастерской «Павлово-Посадская майолика» - www.posadmajolica.ru