“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

История

<-
->
Начало
1847
1866
1869
1919
1921
1924
1946
1950
1988
1990 — наше время

Начало. 1844

Гефсимания — место уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, это место Ее славного Успения. Обитель, носящая такое название, дорога и свята всякому православному человеку.

В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Святители Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, и Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, благословили сие место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей.

Простота и строгость были заповеданы приснопамятными основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых - прпп. Сергию и Никону Радонежскому. Даже церковная утварь была деревянная, не исключая и пономарских подсвечников. «Простота... есть надежда Скита. Да сохранит сие Господь», - писал святитель Филарет Московский.

1847. Юродивый Филиппушка.

В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый Филиппушка: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келлию. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было;

Зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита, которое получило напутствие владыки: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной».

Строгостью и духом православной ревности славился устав Скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие - все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, в день взятия на небо Божией Матери - главной покровительницы этой монашеской обители. Многие верующие люди искали строгого руководства, как наиболее спасительного пути, и Скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда стекаются тысячи верующих за наставлением и советом. Особенной строгостью славилась жизнь пещерных подвижников - таких, как иеросхимонаха Александра, затворившегося в уединении и безмолвии свыше 10 лет.

1866. Старец Варнава Гефсиманский

Но где строгость - там утешение и ласка. В скит приходит старец Варнава Гефсиманский, чье имя переводится как «сын утешения». Начинал он с того, что водил богомольцев по Пещерам Скита. Затем, с 1866 года он принимает послушание нести «крест наставничества народного». Это и был подвиг старчества. Господь отметил старца видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. 

Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. Старец прославился на всю Россию, в начале 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца.

Предсказания прп. Варнавы сбывались с поразительной точностью. Так, многие заранее были им предупреждены о грядущих гонениях за веру, которые обрушились на Русскую Церковь в советский период. Известны и его дальнейшие предсказания: «И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым Престолом в 1906 году 17 февраля (н.с. 2 марта). С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. После обретения его мощей, из могилки забил живоносный источник, приносящий сегодня многим исцеление от различных недугов. В 1995 году прп. Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудом сохранился домик старца.

1869. Черниговская икона Божией Матери

1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдающей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу. По почте просили прислать маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились даже перед изображением иконы в книгах - и все были услышаны, все получали помощь. 

Списки с чудотворного образа Божией Матери разошлись повсюду и до сих пор почитаются во многих православных храмах. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преп. Антонием Печерским, знаменитым родоначальником русского монашества и первым русским пещерником.

Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры! А почитаемое скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году. Здесь покоятся останки знаменитых русских философов - В. В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н.Леонтьева).

1919. Атеистическая кампания. Переселение монахов

В ноябре 1919 года, в ходе ленинской атеистической кампании, была закрыта Свято-Троицкая Сергиева Лавра; перед тем, в апреле 1919 года, были скрыты для кощунственного «освидетельствования» по указу Ленина мощи преподобного Сергия Радонежского. По закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь, а именно 10 октября 1919 года Сергиевский исполком постановил: «В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий совдепа и военного ведомства, Лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит.

1921. Ликвидирован Черниговский монастырь

В 1921 году был ликвидирован и Черниговский монастырь, как монашеское общежитие (братия перешла в Гефсиманский скит), с сохранением за монастырем собора Черниговской Божией Матери. 

Осенью 1922 года был закрыт и собор; 

вскоре по ходатайству рабочих московского завода «Серп и Молот», чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм прп. Сергия, что в Рогожской Ямской слободе (недавно возвращен Русской Православной Церкви).

1924. Закрытие скита

В 1924 году во времена НЭПа, Гефсиманский Скит получил статус «сельскохозяйственной артели» и жил на самообеспечении, фактически не пользуясь подаянием доброхотных жертвователей (их практически и не было; женщины в Скит на богослужения не допускались). В 1928 году была закрыта последняя церковь в Гефсиманском скиту - в честь Успения и Вознесения Божией Матери (храмовой праздник 17(30) августа) (в подклете - нижняя церковь во имя Гефсиманского моления Господа Иисуса Христа, молитвенное воспоминание о котором совершалось в Скиту во время Страстной седмицы) и отдана под клуб глухонемых. Это последнее закрытие и отобрание сопровождалось «разгоном» Скита; Братия его, все еще значительная, разошлась кто куда; последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 50-х годов.

1946. Восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Весной 1946 года, по личному приказу Сталина был восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре; Первое богослужение было совершено в Великий четверг в Успенском Соборе (свидетельство очевидца - о. Сергия Боскина).

В числе первых насельников Свято Троицкой Сергиевой Лавры был и келейник скитоначальника о. Израиля о. Иосиф (Евсенюк) (в будущем схиархимандрит Иосия, + 1968).

1950

В 1950 годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению этого последнего – взорваны; на месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне.

В Черниговском монастыре размещались последовательно: тюрьма - колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга.

1988. Начало возрождения Черниговского монастыря

В сентябре 1988 года, после двухлетних предварительных историко-церковных изысканий был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе: скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 

В декабре 1988 года председатель комитета В. М. Еремина получила благословение наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Архимандрита Феогноста на деятельность комитета, при условии общего контроля со стороны наместника.

Начало хлопот о возрождении Черниговского скита совпало с началом новой государственной политики в отношении Русской Православной Церкви. Поэтому постепенно многие государственные ведомства перешли от «невмешательства» в работу комитета - к помощи и содействию. Прежде всего, это относится к печати (например, «Литературная газета» дала место для двух публикаций), Производственному бюро по охране памятников истории и культуры Московской области, Совету по делам религий при Совете Министров РСФСР (ныне самоликвидировался).

Одновременно, по благословению наместника Свято Троицкой Сергиевой Лавры о. Феогноста были возобновлены регулярные молебны перед Черниговской иконой Божией Матери в притворе Троицкого собора Лавры (где находится чтимый список с чудотворной иконы - бывшая прежде храмовая икона собора Черниговской Божией Матери). 

Первый молебен был совершен в мясопустную родительскую субботу 1989 года. Также были возобновлены регулярные панихиды на могилке старца Варнавы, которые совершались насельниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при участии православных мирян.

Наконец, молитвы Церкви принесли плоды: Исполком Загорского горсовета, - тот самый, который в 1919 году принял решение о закрытии Лавры, - теперь, в сентябре 1989 года, обратился к наместнику Лавры о. архим. Феогносту с предложением: принять на свое попечение часть зданий Черниговского скита и возобновить, если найдет нужным, Черниговский Скит при Свято- Троицкой Сергиевой Лавре. 

Не без Промысла Божия первая встреча наместника о. архим. Феогноста с представителями горисполкома и Совета по делам религий состоялась 13 сентября 1989 года, накануне празднования 120-летия Явления Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, которое было совершено в Черниговском скиту впервые после его закрытия.

1990 — наше время

Наконец, 11 апреля 1990 года было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, причем на первом этапе предстояло возвратить Церкви Ее святыни: Черниговский собор и сохранившуюся чудом деревянную келлию старца Варнавы.

В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в Черниговском скиту.
Богослужения совершаются ежедневно в Черниговском соборе. Особенность скитского служения - в нем совершается во всякое время года ежедневно соборование болящих и страдающих душевными и телесными недугами.

Братия скита наравне с наемными рабочими принимает участие в ремонте и реставрации зданий Черниговского скита, основательно разрушенных временем, но избежавших намеренного уничтожения. В этом мы не можем не видеть милости Божией Матери, хранящей эту Свою обитель.