“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

День памяти преподобного Варнавы Гефсиманского

«Из млада Христа Бога чисте возлюбил,

сын утешения был еси…»

(из тропаря преп. Варнаве Гефсиманскому)

19 июля по новому стилю церковь празднует Собор Радонежских святых, и в сонме Великих угодников Божии мы чествуем Преподобного и Богоносного отца нашего Варнаву Гефсиманского чудотворца. В начале прошлого века имя о. Варнавы из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры в России было известно от центральных губерний до самых отдаленных ее уголков. Старец принимал народ без различия чина и звания, и каждого приходящего приветствовал ласковым словом: «сынок» или «деточка». Монах строгой аскетической жизни, пастырь, Преподобный Варнава был поставлен на служение Церкви перед ожидавшими Ее испытаниями.

Старец Варнава в миру Василий Меркулов родился 24 января 1831 года в с. Прудищи Тульской области. Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами. Люди добрые и богобоязненные, они радовались рождению сына и нарекли его в честь святого Василия Великого. Их добродетельная жизнь стала для мальчика первым примером, благой основой душевного и духовного воспитания. С раннего возраста он вместе с родителями ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы, а первыми его «взрослыми» книгами были Псалтирь и Часослов. Некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продает их в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец, князь Щербатов, приказывает обучить подростка слесарному делу.

В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником – монахом Геронтием возгревшего в нем устремление к монашеству. Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице – Сергиеву Лавру. К богослужениям они ходили вместе, стараясь не пропускать службу, и однажды у мощей преподобного Сергия Василий пережил необычное благодатное явление. Спустя годы он вспоминал о нем как о великой радости, неведомой прежде, в миг охватившей его с такой силой, что он решил тут же, если будет на то Божие благословение, поступить под кров обители Преподобного Сергия. Спустя год Василий уходит туда вместе со старцем Геронтием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского и принявшим великую схиму с именем Григорий, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех верстах от Лавры Гефсиманский скит. Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил, строгий постник, подражавший подвигам древних святых, столь же кроткий в обращении с другими, сколь требовательный к себе.

17 февраля 1856 г. Василий получает от помещика отпускную грамоту, то есть свободу и в декабре 1957 г. становится послушником. Между двух старцев Василий совершенствовался духовно до момента, пока перед самой их кончиной ему не было велено принять как послушание благое бремя своих учителей.

20 ноября 1866 г., послушник Василий был пострижен в мантию с наречением ему имени Варнава (с еврейского сын утешения).

В 1871 году монах Варнава рукоположен в иеродьяконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. За его благословением идут паломники из многих уголков России.

Среди многочисленных свидетельств о трудах и подвигах иеромонаха Варнавы первое место по своему величию и явленной в нем силы веры и любви старца, бесспорно, займет дело создания и окормления им Иверского женского монастыря в Нижегородской губернии. Исполнив заветы своих наставников в отношении старчества, отец Варнава, конечно, не мог оставить без выполнения и другой завет любимого старца Григория – об устройстве женской обители. В начале 1860-х гг. невдалеке от селения Выкса он подыскал уединенное место для закладки монастыря. Возведение обители с двумя соборами – в честь Святой Живоначальной Троицы и Иверской иконы Божией Матери. В начале XX века Выксунская обитель стала центром духовного просвещения для всех окрестных жителей, а отец Варнава долгие годы был для ее насельниц внимательным духовником. «Кормильчиком» называли его сестры, «кормильцем» был он и для сотен и тысяч своих духовных воспитанников.

У аналоя в уединенном домке с самой простой обстановкой было развязано множество жизненных «узлов», в таинстве исповеди открывались грехи, забытые и утаенные. Старцу Варнаве, подвижнику, пребывавшему в непрестанной молитве, спавшему не более трех часов в сутки при постоянном попечении о людях и о святых обителях, Господь даровал прозорливость в отношении не только отдельных лиц, но и всей России и Православной Церкви

До последних дней старец Гефсиманского скита, укреплял особенно тех, кому предстояло дожить до времени испытаний, и есть свидетельства о том, что предупреждение о предстоящем, получил от старца и император-мученик Николай II. посетивший его в начале 1905 г., Сохранилось предание о том, что преподобный Варнава благословил царя на принятие мученического венца и терпеливое несение креста тогда, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Обычно отец Варнава принимал в день не менее пятисот человек, но бывало, что успевал принять до тысячи, и каждому подавал душеспасительный совет и прозорливо указывал путь ко спасению. Старец прожил в скиту 47 лет, из которых 33 года подвизался в старческом служении, и за это время не было дня, чтобы он не принимал страждущих.

В последние годы жизни внешность батюшки свидетельствовала о крайнем оскудении его жизненных сил. В конце января 1906 года старец Варнава последний раз посещает Выксунский монастырь. В последний день своем земной жизни старец Варнава собрался ехать исповедовать насельниц Дома призрения. В половине седьмого старец прибыл туда и, не теряя ни минуты, приступил к исповеди. Сняв клобук и возложив на себя епитрахиль и поручи, он встал у аналоя в южных дверях алтаря. Первой исповедницей была начальница Дома призрения, пожелавшая иметь своим духовным отцом батюшку Варнаву и просила его не оставлять ее своими молитвами и мудрыми советами. По совершении Таинства старец преподал ей краткое наставление и затем, благословив ее, отпустил. После этого он вошел в алтарь, перед святым престолом мирно отошел ко Господу.

Он умер, как и жил, на службе Богу и ближнему. Совершив Таинство исповеди, он в поручах и епитрахили склонился до земли перед престолом Божиим в алтаре и уже более не встал. Так умирает воин на поле брани с оружием в руках. Его давно предостерегали от переутомления и советовали отдохнуть, но он всегда отвечал: «Пока живем, надо приносить пользу людям».

По просьбе игумена Гефсиманского скита и братии Лавры архимандрит Товия послал в Троицкое подворье Петербурга митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру телеграмму: «Игумен скита и вся братия смиренно просят Вашего благословения похоронить тело иеромонаха Варнавы за алтарем пещерного храма, куда почивший удалялся на безмолвную молитву. Вход в часовню имеется отдельный около храма и алтаря».

20 февраля от митрополита Владимира из Петербурга архимандриту Товии пришла телеграмма следующего содержания: «Благословляю похоронить тело отца Варнавы за алтарем пещерного храма».

30 сентября 1994 г. Патриарх направил письмо Наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия по канонизации святых, единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику местночтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых.

В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).