“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения

Начало Великого поста

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню,
для искушения от диавола, и, постившись
сорок дней и сорок ночей»
Матф.4: 1-2.

Испокон веков подвижники полагали за основу в духовном росте молитву и пост. Эти два столпа могут устоять только в том случае, если будут поддерживаться друг другом. Как пост бесплоден без молитвы, так и молитва без поста.

И, вроде бы, ответ прост: молись и постись и многие на этом останавливаются. В этом-то и причина многих наших согрешений и ошибок: в лени изучения христианских правил. Мы тщательно стараемся дать детям образование, чтобы они могли обеспечить в дальнейшем себя и своих близких, забывая, что образованный человек – это не значит человек нравственный; но именно пренебрегаемая нами нравственность является основой всей жизни человека. Ведь сколько случаев мы видим пренебрежительного отношения умных, но безнравственных детей к своим родным и близким. А все из-за того, что недостаток нравственности родителей заставлял беспокоится только о тренировке ума, а не души.

Как в любой науке, чтобы постичь ее, нужно начинать с основного и на эту основу наращивать остальные подробности, так и в любом христианском термине важно его изучение от «а» до «я», чтобы в дальнейшем им можно было пользоваться без его искажения. И таких случаев, к сожалению, очень много, когда человек только поверхностно изучив предмет, начинает делать выводы на этой искаженной основе и в итоге может даже сильно пострадать в психическом плане, так как духовная жизнь – это очень взаимосвязанная с умозаключениями наука.

Например, пост, хотя он и должен помогать в духовной жизни, но, будучи изучен недостаточно, может нанести непоправимый ущерб. Да что говорить, даже человек, который, по-видимому, должен знать о посте, может не знать о нем достаточно, чтобы давать совет о нем. Поэтому мы не имеем права спрашивать совета у первого встречного; но, и у не первого спросив, нужно сверять его слова с поучениями святых отцов, прежде чем вверять самую хрупкую и уязвимую часть нашего тела – душу. Так святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Правила поста установлены Церковью с целью воспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы, потому что… пост для человека, а не человек для поста; пищей, данной для поддержания, не должно разрушать его».

В заключении хочется привести слова того же святого отца: «Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней. Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка».