“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Слово на день преставления преподобного Варнавы Гефсиманского

«…Преподобне отче Варнаво,
…коемуждо страждущему:
и нищу и царю, - пастырь кроток, 
утешитель и целитель явился еси…»

(отрывок из тропаря)

В 1906 году 17 февраля (2 марта по новому стилю) скончался духовник Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря старец Варнава 75 лет. Это был простой иеромонах родом из русских крепостных крестьян Тульской губернии, не получивший специального богословского образования, проживший большую часть своей жизни в скиту близ Троицкой Лавры. Это был удивительный человек, у которого духовно окормлялись не только братия скита, но и сотни тысяч людей разных сословий из многих уголков России.

Что же притягивало их души к старцу Варнаве и почему они стремились разрешить свои недоуменные вопросы именно у него, а не у других духовных руководителей. Ответ на этот вопрос раскрывается из понимания особой исключительности личности старца. Епископ Трифон знавший иеромонаха Варнаву более 20 лет в своем надгробном слове подчеркивает, что батюшка выделялся среди прочих священников особыми божественными дарованиями. Последние, как поясняет святой апостол Павел, даются подвижникам для пользы других людей (1Кор.12:4-9). Такими очевидными дарованиями Святого Духа у старца были: дар веры, дар прозрения, дар мудрости и дар любви. Чтобы понять, например, насколько необходим был дар веры для приходивших к нему людей, нужно чуть вспомнить, что это была за эпоха в которую жил старец. Новомученик митрополит Илларион Троицкий отмечает, что все столетие, предшествовавшее катастрофе 1917 года, прошло под знаменем атеизма. И вот, накануне той грядущей катастрофы Бог через батюшку Варнаву являл людям образец живой веры, приводившей его, во многом, к знанию вещей духовного мира. Один современный богослов как-то заметил: для того чтобы стать христианином необходимо встретить в своей жизни настоящего христианина, то есть глубоко верующего человека, могущего «…всякому дать ответ о своем уповании» (1Пет.3:15). Епископ Трифон вспоминает: «Он (старец) был велик, когда ему приходилось иметь дело с маловерными и малодушными людьми. Здесь он своей верой их настолько ободрял и вдохновлял, что они долго после этого смело и бодро шли житейским путем» (Архимандрит Георгий (Тертышников) «Преподобный Варава старец Гефсиманского скита»). Дар прозрения у старца проявлялся в видении состояния человеческой души, ее светлой и темной стороны, в знании прошлого и будущего в жизни обращавшихся к нему. Этот дар, в совокупности с даром мудрости, давали возможность батюшке принимать огромное количество (от 500 и более) человек в день, и в короткое время, буквально, за какую-то минуту он давал точный взвешенный совет, выводивший человека из мрака на свет Истины. И, конечно же, первые три дара Духа Святого у благодатного старца были растворены особым даром любви. По воспоминаниям очевидцев, батюшка излучал необыкновенную любовь. Он принимал всех ласково, называл всех «деточками». Здесь невольно напрашивается параллель с лучезарным старцем Серафимом Саровским, который всех, приходивших к нему привечал поклоном и словами: «Христос воскресе, радость моя!» Как заметил в своей лекции профессор А. И. Осипов, что к старцу Серафиму стремились люди всякого звания прежде всего потому, что от него исходила настоящая любовь, которой так никому не хватает в этом мире – ни бедному, ни богатому. Вероятно этот же дар любви у батюшки Варнавы привлекал и к нему великое множество народа. Знавшие старца, отмечали у него удивительное умение проникнуться горем человека, утешить его, ободрить и сообщить ему благодатную тишину и спокойствие своего духа. Да и как иначе, ведь дар любви, по слову святого апостола Павла – есть совокупность совершенства (Кол.3:14). Подлинно, по имени его было и житие его (Варнава – в переводе с евр. означает: сын утешения), как поется в стихире (Святителю Николаю). Вся совокупность духовных дарований старца имела силу не только утешать, наставлять, вразумлять, но и перерождать и, даже, воскрешать духовных мертвецов.

Нам остается только догадываться, каким было подвижничество старца, потому что из творений святых отцов известно, путем какого тяжелого подвига, непрестанной молитвы и внутренней работы должен пройти человек, чтобы достичь состояния смирения и любви, так необходимых для привлечения в сердце человека благодатных даров Святого Духа. И наличие последних у старца Варнавы, как плодов жизни, согласно евангельскому слову Спасителя (Мф.7:16) свидетельствуют о трудности и величии пройденного им пути. Епископ Трифон вспоминает о непростой жизни батюшки: «Он был необыкновенно строг к себе: какую простую подвижническую жизнь вел он молодым послушником, такую он продолжал вести до самой смерти, - будучи уже больным старцем. Никаких поблажек он себе не позволял, даже самой невинной прихоти. Он носил самую простую одежду, вкушал самую грубую пищу, мало спал… Бывало, совершив с ним продолжительную литургию в доме призрения и, видя, что он торопится уехать, скажешь ему : «Батюшка, да отдохните немножко!» но он обыкновенно шепнет, сжав мою руку: «Прости, не могу, ведь там их несколько сот дожидается, ведь они все скорбны, несчастны!» И с какою любовью в это время звучит его голос! И с раннего утра до поздней ночи открыты были двери его келлии, кроме времени богослужения» (Архимандрит Георгий (Тертышников) «Преподобный Варава старец Гефсиманского скита»). Старца Варнаву давно предостерегали от переутомления, и советовали отдохнуть, но он всегда отвечал, что пока живем надо приносить пользу людям. Он умер, как и жил, на службе Богу и ближним.

Полны теплоты воспоминания видевших и знавших батюшку людей. Он жил не для себя. Его жизнь была в Боге и в людях. Он нес ее не как тяжелую ношу, а как «благое и легкое бремя » (Мф.11:29). Постараемся же и мы, по его примеру, нести благое иго Христовых заповедей, а в жизненных неурядицах и немощах наших будем чаще обращаться к святому старцу словами из тропаря : «…поминай нас благодатный отче, да молитвами теплыми твоими Жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость»,- а в будущем и жизнь вечную.