“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

Собор Архистратига Михаила и прочих честных Небесных Сил бесплотных

…глас Ангелов многих окрест Престола Божия

(Откр.5:11)

 Собор Архистратига Михаила и прочих честных Небесных Сил бесплотных Православная Церковь празднует 21 ноября по новому стилю(8 ноября по юлианскому календарю).

Однажды Люцифер, что в переводе означает «светоносный», – самый прекрасный и сильный из сотворенных Богом ангелов – посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняла третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:7-9). Так Денница стал сатаною, соблазненные им ангелы – бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил.

Слово «ангел» означает «вестник», потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением, и который в точности исполнит то поручение. Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия.

Чи­ны Ан­гель­ские раз­де­ля­ют­ся на три иерар­хии – выс­шую, сред­нюю и низ­шую. Каж­дую иерар­хию состав­ля­ют три чи­на. В выс­шую иерар­хию вхо­дят: Се­ра­фи­мы, Хе­ру­ви­мы и Пре­сто­лы. Сред­нюю Ангель­скую иерар­хию со­став­ля­ют Гос­под­ства, Си­лы и Вла­сти. В низ­шую иерар­хию вхо­дят На­ча­ла, Ар­хан­ге­лы и Ан­ге­лы.

Над все­ми де­вя­тью чи­на­ми по­став­лен Гос­по­дом, свя­той Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил. Свя­щен­ное Пи­са­ние, по­вест­вуя о яв­ле­нии Ан­ге­лов раз­лич­ным лю­дям, соб­ствен­ным име­нем на­зы­ва­ет толь­ко неко­то­рых из них, – по-ви­ди­мо­му, тех, ко­то­рые несут осо­бую мис­сию в утвер­жде­нии Цар­ства Бо­жия на зем­ле. Среди них – Ар­хан­ге­лы Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, упо­ми­на­е­мые в ка­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния, а так­же Архан­ге­лы Ра­фа­ил, Ури­ил, Са­ла­фи­ил, Иегу­ди­ил и Вара­хи­ил, упо­ми­на­е­мые в нека­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния. Ар­хан­гел Гав­ри­ил обыч­но яв­лял­ся неко­то­рым пра­вед­ни­кам в ка­че­стве вест­ни­ка ве­ли­ких и ра­дост­ных со­бы­тий, ка­са­ю­щих­ся на­ро­да Бо­жия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В кни­ге То­ви­та Ар­хан­гел Ра­фа­ил го­во­рит о се­бе: «Я – Ра­фа­ил, один из се­ми свя­тых Ан­ге­лов, ко­то­рые воз­но­сят мо­лит­вы святых и вос­хо­дят пред сла­ву Свя­та­го» (Тов.12:15). От­сю­да воз­ник­ло убеж­де­ние, что на Небе существу­ет семь Ар­хан­ге­лов, главный из ко­то­рых яв­ля­ет­ся Ар­хан­гел Ми­ха­ил. Имя Ми­ха­ил – на еврейском зна­чит «Кто, как Бог». Вер­ный слу­жи­тель Бо­жий, он низ­ри­нул с Неба воз­гор­див­ше­го­ся ден­ни­цу с дру­ги­ми пав­ши­ми ду­ха­ми. По Цер­ков­но­му пре­да­нию, выраженному в служ­бе Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу, он при­ни­мал уча­стие во мно­гих вет­хо­за­вет­ных со­бы­ти­ях. Во вре­мя вы­хо­да из­ра­иль­тян из Егип­та он пред­во­ди­тель­ство­вал им в ви­де стол­па об­лач­но­го днем и стол­па ог­нен­но­го но­чью. Через него яви­лась Си­ла Гос­под­ня, уни­что­жив­шая егип­тян и фа­ра­о­на, пре­сле­до­вав­ших из­ра­иль­тян. Архистра­тиг Ми­ха­ил за­щи­щал Из­ра­иль во всех бед­стви­ях, помагал в сражениях (Нав.5:13-16). Ангелы Божии, как воины, стоят на страже жизни людей и помогают нам в священной борьбе со злом, пока живы мы, они наши хранители, защитники и руководители, по смерти же нашей – на Страшном суде – будут неумолимыми исполнителями праведного о нас определения Божия. Мы знаем из Священного Писания, что в день Страшного суда Господня, когда придет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним, пошлет Господь Ангелов собрать по всему миру и сжечь плевелы (прообраз грешников), а пшеницу – то есть избранных верных чад Своих – убрать в житницу Его, то есть в Царствие Небесное.

По слову священномученика Фаддея (Успенского): «Ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. И в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике, кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия, как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь – земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов».

Ар­хи­стра­ти­гу по­свя­ще­но мно­же­ство мо­на­сты­рей, со­бор­ных, двор­цо­вых и по­сад­ских хра­мов. В древнем Ки­е­ве сра­зу по при­ня­тии хри­сти­ан­ства был воз­двиг­нут Ар­хан­гель­ский со­бор и устро­ен монастырь. Один из глав­ней­ших хра­мов го­ро­да Моск­вы – храм-усы­паль­ни­ца в Крем­ле – по­свя­щен ему.

Празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных установлено в IV ве­ка на По­мест­ном Ла­оди­кий­ском Со­бо­ре, приблизительно в 360 году.